Каждый день мы его слышим, читаем и произносим. Но знаем ли мы, считающие себя истинными христианами, откуда оно пришло и в чем его смысл?
Аллилуйа - это священное слово иудеев и христиан. Согласно Ветхому Завету, это слово понимать следует так: восхваляйте Господа, или Слава Тебе, Господи!
Еще во времена правления пророка и Царя Давида евреи молились и пели псалмы во время богослужения, после чего было принято говорить «Аллилуйя».
По сути, «Аллилуйя» – это возглас человека к Богу и в то же время неотъемлемая часть Ветхого Завета в богослужении. Это традиционное слово для всех нас, православных христиан.
А еще это слово является песнью. По крайней мере, так поясняет святитель Семеон Салунский: "Эту песнь – «Аллилуйа» - изрекли вдохновляемые Святым Духом пророки. Означает же она пришествие Божие. Она значит: "Грядет Бог" и пойте Его", что пророчески изречено и воспевается".
Положено петь «Аллилуйа» и в таких особенных случаях, как таинство крещения, при освещении престола, во время чтения кафизм, акафистов, кондаков, кроме первого.
Свой весьма любопытный взгляд по поводу применения слова "Аллилуйя" высказал в свое время русский православный богослов Михаил Николаевич Скабалланович (1871-1931):
"Евангелие должно иметь пред собою превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь «Аллилуйа». По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности. Кроме "аминь", это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев-пасхальных) псалмов в Библии, Аллилуйа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое - на великопостной и заупокойной утрате), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей наоборот при себе припевы, называемые «аллилуиариями»; это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения «Аллилуйа (каждый раз по трижды, три стиха только в Страстную субботу)».