Зачем изобретать российский велосипед с треугольными колёсами и разнонаправленным приводом? Во сём цивилизованном мире существует система ОМС. Подумали российские чиновники и решили создать свою систему ОМС и открыли Америку, в которой чудо велосипеды с треугольными колёсами. Что в основе системы ОМС за бугром? Правильно, принцип обязательности медицинского страхования. Босс предприятия знает, что должен застраховать своих работников и выбирает или самый дешёвый, или самый оптимальный вариант страхования. В первом случае наиболее ценные кадры будут сбегать к конкурентам, поэтому такой подход возможен на низкоквалифицированном производстве. Второй – в АйТи компаниях и прочих предприятиях, где ценность кадров высока. Итак, работодатель ищет страховую компанию, с наиболее удобными условиями страхования. Страховая компания знает, что заработать может только на том продукте страхования, что сможет продать, а потому старается разработать наиболее оптимальный продукт и держит руку на пульсе. ЛПУ знает, что если оно будет оказывать качественные услуги, то сможет заключить договор со страховой компанией или с несколькими компаниями вместо одной. Работник знает, какие условия страхования в компании и при прочих равных условиях выберет ту, где лучше страховка. Помните «Люди в чёрном» есть момент, где мопсу Френки как аргумент предложили работу, где стоматология включена в страховку. Для кого-то это точно сработает. Хорошая страховка это один из важных показателей заботы руководства о сотрудниках, а это дает и обратный отзыв. Страховая знает, что если она будет лезть в ЛПУ с дурацкими проверками и с планом по штрафам, то ЛПУ пошлёт такую компанию в пеший эротический поход и заключит договор с другой компанией. Поэтому страховая и ЛПУ выработают компромисс по этому вопросу. ЛПУ само будет следить за своим качеством, ибо это имидж, престиж, а значит деньги. К тому же ЛПУ всегда лучше знает, кто чего стоит и как у них обстоят дела. Работодатель выбирает страховую, страховая – ЛПУ, а ЛПУ выбирает страховую, чтобы получить предприятие. Круг замкнулся и в центре внимания оказался пациент – он источник благополучия, но только если ему обеспечено благополучие в виде качественной медпомощи.
А как у нас?
А как у нас? - велосипед с треугольными колёсами и разнонаправленным приводом. В центр поставлена страховая компания (или фонд ОМС). Страховая знает, что получит свои деньги и ей плевать на предприятия. Больница знает, что получит свои деньги и ей плевать на пациента. При этом страховая должна делать постоянные проверки – это «контроль качества». За плохое качество врача штрафуют. Так возникает финансовая заинтересованность врача по постановлению чиновников.
Знаю одного такого врача. Он прирезал одного больного. Эксперт страховой проверил его историю болезни, сделал замечание и, о чудо, пациент ожил. После ещё 1й проверки врач защитил кандидатскую, после 3й проверки докторскую, а после 5й – не вылезает из международных конгрессов. После 6й проверки мы потеряли этого светилу медицины – ему построили 2 мировых центра – один в Бостоне, а второй в Тель-Авиве. Короче, мединституты можно закрыть, а количество проверок в системе ОМС удвоить – тогда и сапожник заткнёт за пояс Амосова и Пирогова.
Но, если серьёзней, то ЛПУ знает, что у страховой есть план по штрафам, и воспринимает это как обязательную дань (мзду), которую можно лишь немного подредактировать (честно говоря, овчинка выделки не стоит), а потому проверки к качеству отношения никогда иметь не будут. А предприятие знает, что оно заплатит деньги на ОМС сколько скажут (и неважно, как это назовут: налогом или социальным отчислением).
А что подумал по этому поводу Кролик, никто так и не узнал, потому что Кролик был очень воспитанный. Только Кролик – это мы, потенциальные пациенты. Такая система надёжно гарантирует полуразваленное состояние медицины. Это один из краеугольных камней системы и если его не изменить, то никто никогда и ни за что не изменит положение.