По умолчанию, мы воспринимаем изменения нашего психического состояния как нечто само собой разумеющееся. Нечто вроде переключения передачи во время хода автомобиля.
На самом деле, гораздо более корректной и наглядной иллюстрацией будет исполнение роли в театре. Возьмём абстрактный образ абстрактного Ромео — каждый театр, каждая труппа вносит что-то своё, каждая исполняет по-своему. Нет никакого эталонного, сферического в вакууме Ромео. И было бы бесконечно глупо одолжив после выступления сигарету актеру, сыгравшему в местном Сызранском ДК, просить закурить у Ромео после посещения пьесы, поставленной местными гей-активистами в Стамбулеме. Ах, этот Ромео, какой подлец! Всё делает вид, что не помнит, и не понимает, о чём речь!
Настолько же нелепо удивляться непоследовательности и непохожести человека на самого себя в разных состояниях. Я смело утверждаю, что человек внутри себя и своих состояний разнится не меньше, чем разные актеры, сыгравшие одну роль.
Вы считаете себя культурным и хорошо контролирующим человеком? А кто же выходит на сцену, когда ваша мама выводит вас из себя? А как потом неловко извиняться после этого? «Извини, что-то не то нашло... бес попутал...» Как мы даём себе обещания, и сами их не исполняем, подводя себя? Как мы абсолютно убеждены, что сейчас съедим слона, а наедаемся до отвала всего за несколько минут, и хочется уже покинуть застолье как можно скорее.
Можно ли обвинить мужчину в непоследовательности за постельные горячие клятвы в вечной любви?
Можно ли обвинить женщину в лицемерии за презрение к мамашам, сменившуюся жгучим чадолюбием после родов?
Моя идея состоит в том, что изменяются не мысли и чувства человека, а отключается и включается та или иная версия человека.
Мужчина, который клянется в вечной любви, и затем пропадает, не обманывал... Стоит ему запрыгнуть в постель, и он снова будет искренне сыпать обещаниями! Молодая мать, до этого брызжущая ядом на окружающих ЯЖЕМАМ, снова готова изрыгать проклятья! Только верните ей прежний уровень гормонального фона, отмотайте назад те повышенные уровни окситоцина и пролактина.
Много раз Я сталкивался с тем, что, казалось бы, давно покинувшие меня мысли и чувства, возвращались. Но на самом деле они никогда никуда не уходили: это лишь та часть меня, которой свойственны эти мысли и чувства, выходила наружу. Ничто никогда не отпускает человека, ничто не покидает, ничто не пропадает. Человек лишь учиться активировать и включать те части своей личности, которые не содержат неугодных программ. Человеку кажется, что он перестал бояться, стал увереннее в себе — ха!
На самом деле он просто перешёл в другое состояние, в котором в рамках другой активности мозга и гормонального уровня активны другие алгоритмы и рефлексы.
Народная мудрость не зря гласит: «Сытый голодного не разумеет». А ещё: «Друг познаётся в беде».
Человек в рамках одного гормонального уровня отрезан от понимания другого человека, с другим состоянием. Даже себя самого! Сколько раз за жизнь мы удивленно восклицаем внутри себя:
«Ну что Я натворил, ну о чём Я думал?»
Напрашивается несколько простых выводов.
Большинство не обманывает, стоит лишь помнить, что слова действительны в тех декорациях, в которых они были сказаны.
Хочешь двигать себя в одном направлении — договорись с собой на всех уровнях, или держи себя только в одном состоянии, переключаясь в другие, когда есть возможность это сделать без вреда для дела.
Настоящее искусство стрижки народных масс заключается в том, чтобы незаметно для самих людей ввергать их в состояния, в которых они совершают нужные манипулятору действия. И этим отличается искусный менталист от обычного человека, когда он убеждает: он подбирает в человеке нужной слой и включает его, а не пытается вовлечь непригодную для этого версию.
Думать, что на себя и окружающих можно влиять разумом и логикой напрямую, — непростительная плебейская наивность.
Вы же не пытаетесь запустить на компьютере Word, и начать упрашивать его развеселить вас потрясающим воображение геймплеем?
Так зачем вы дрочите себя и окружающих, всё время запуская не те иконки?