Найти тему

Декорации прагматизма

Гуляя по Петроградской стороне вы, практически со стопроцентной вероятностью, встретите тот или иной дом, построенный Павлом Михайловичем Мульхановым. Удивительного в этом мало. Больше половины из построенных им восьми десятков зданий в Петербурге построены именно здесь. В начале прошлого века он работал в очень высоком темпе реализуя не менее десятка проектов в год. Такая загрузка естественно требовала максимально прагматичных, простых и, по возможности, однотипных решений. И Павел Михайлович их конечно активно использовал но, при этом, умудрялся практически в каждом проекте найти собственную, индивидуальную декоративную «упаковку». 

 

Выходец из купеческой семьи техник-строитель Мульханов прекрасно представлял себе запросы, пожелания и требования своих заказчиков, в большинстве случаев представляющих именно «деловое» сословие столицы. Во времена стремительного роста спроса на доходное жилье практически любой «купеческий проект» подразумевал, что буквально каждый метр земельного участка, даже самой сложной конфигурации, будет максимально эффективно использован под застройку. При этом, здание должно было быть «добротным, удобным и красивым» дабы владелец мог привлекать в качестве арендаторов, прежде всего, «приличную» и естественно платежеспособную публику. И, на мой взгляд, именно в умении идеально «чувствовать рынок» и успешно сочетать все эти «пожелания заказчика» Павлу Ивановичу практически не было равных.   

 

Большой участок между параллельными Гулярной и Введенской улицами, являвшийся единым домовладением, был застроен по проекту Мульханова в 1903-м. Полностью замкнутый «жилой периметр» образовывал довольно внушительный двор, который был «разрезан» на две половины большим и высоким флигелем, соединенным «сжатыми» переходами с лицевыми корпусами.

-2

При этом, образовавшееся внутреннее пространство получилось не слишком стесненным и позволяло обеспечивать достаточно комфортное освещение в помещениях, выходящих окнами именно во двор. Фасады лицевых корпусов были практически идентичны и оформлены в «отработанной» авторской стилистике раннего модерна. А вот в парадных…

 

-3

Я уже не один раз писал, что Павел Михайлович был страстно увлечён созданием оригинального декора. При всей своей занятости он всегда находил время для собственных «декоративных» эскизов. Даже когда проект подразумевал использование более дешевых «каталожных» решений он умудрялся скомпановать их в какой-то совершенно оригинальной последовательности или добавить такой «авторский штрих», который делал восприятие «типового» совсем иным.

 

В этом домовладении для самой состоятельной публики и размещения хозяйской квартиры предназначался «корпус» выходящий на Введенскую. Он был ниже на один этаж своего «двойника» на Гулярной, рассчитан на наиболее просторные квартиры и, соответственно имел самое стильное оформление парадных. В главной - просторный холл с «номерным», но очень интересным «абовским» камином.

-4
-5

Пологие лестницы с оригинальным ограждением. Широкие и светлые «соединительные» площадки с большими окнами.

-6
-7

И конечно непременные витражи. Рисунок самих витражей «типовой», а вот рамы…Та самая мульхановская «изюминка», которая общую стандартную планировку делала по своему уникальной.

-8
-9
-10

Вторая парадная, конечно не такая роскошная, но «в стиле».

 

-11
-12
-13

Корпус, выходящий на Гулярную предназначался для более скромной публики. Он выше. При схожей планировке - сделан плотнее. Витражи уже в обычных рамах.

-14
-15
-16

Но Мульханов не был бы Мульхановым если бы и тут на нашел «оригинальный штрих». Им стал «модерновый» лепной декор, который по своему компенсировал более скромный общий вид парадной.

-17
-18
-19
-20

Получилась этакая «богемная альтернатива» хозяйскому «размаху».

 

Одним словом, если есть желание увидеть самые различные грани таланта своеобразного «архитектурного гения» Петроградской стороны в одном месте – это самый подходящий вариант на мой взгляд.        

 

О заказчике и собственнике домовладения обнаруженная пока информация к сожалению крайне скудна. Не совсем понятно чем именно занимался в столице выходец из Костромской губернии и потомственный почетный гражданин Петр Николаевич Парусов. Справочники того времени сообщают только о том, что Петр Николаевич был старостой располагавшейся рядом церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Возможно он был вообще довольно активным «общественником». Думаю не случайно именно в его доме в 1909-м поселился и проживал в течение почти шести лет, весьма оригинальный «персонаж» - тайный советник и «последний настоящий славянофил» Афанасий Васильевич Васильев. Он открыл в этом доме приемную «собственного» благотворительного и просветительского общества с говорящим названием – «Соборная Россия». Но все это конечно предположения. Впрочем почтенным домовладельцем Парусов был совершенно точно и на Введенской владел еще двумя доходными домами. В описанном собственном доме он поселился сразу после окончания строительства и жил здесь вплоть до своей трагической гибели. В самом начале «красного террора» он был арестован в качестве заложника и как «белогвардеец» расстрелян осенью 1918-го.

 

Такая вот история.