Найти в Дзене
Снежные узоры

"Отечества кровный сын" - А.Н. Толстой о войне, революции и эмиграции в письме от 12 июня 1922 года

П. Корин. Портрет писателя А. Н. Толстого. Xолст, масло. 1940 г.
П. Корин. Портрет писателя А. Н. Толстого. Xолст, масло. 1940 г.

Алексей Николаевич Толстой -русский и советский писатель, который написал великие художественные произведения: "Хождение по мукам", "Пётр Первый" и многие другие по стечению обстоятельств оказался в начале 1919 года в эмиграции (Франция, Германия), но в мае 1922 года (ровно 100 лет назад) он принял решение порвать с эмиграцией и вернуться в Россию. Вот что он писал в письмах к друзьям из эмиграции, когда принял решение вернуться. Ниже привожу отрывки из "Письма А.Соболю", которое А.Н.Толстой написал 12 июня 1922 года:

"...Моё Отечество пережило страшнейшую из революций, известных в истории. Могу я принять Отечество без революции?...

Революцию я должен принять со всею мерзостью и ужасами. Это трудно, очень. Но ведь те, кто делали революцию, - интеллигенты, рабочие, крестьяне, солдаты, красные, зелёные, белые, перебежчики, разбойники - все составляют моё Отечество. Ведь особого, "отечественного" народа, помимо не творившего всего этого выворачивания России наизнанку,- нет. Я же Отечества кровный сын, и если я фактически не участвовал в делах, то мысленно и чувственно совершал дела не лёгкие, и отделять себя, выгораживать, быть чистеньким у меня нет оснований.

В принятии революции нет оправдания её, ни порицания её; нет морального начала, как нет морального начала в том, чтобы стащить свою лодку с песка и поплыть по реке. Я думаю, что вообще рассматривание революции как начала морального, в особенности романтизирование её, - есть ложь и зло, так же, как ложь и зло - восхищаться войной и воспевать её. Война и революция - неизбежность. Война есть внешнее движение народа, революция - внутреннее движение народа. Когда они совмещаются, как за последние пять лет в России, -нация переживает сдвиг. Предотвратить войны и революции нельзя... Историческая наука не дала ещё для этого верных рецептов.

...Если я прилепляюсь к Отечеству, принимаю революцию, я признаю, что большевики сейчас единственные, кто вытаскивает российскую телегу из оврага, куда завезли её красные кони. Удастся вытащить? Не знаю. Но знаю, что делать нужно мне: завязло ведь моё Отечество.

В эмиграции думают по-другому. "Не вытащишь, сукин сын, лопнешь". И ждут, когда большевик лопнет. И это ждать, когда лопнет, - считается честным, красивым, стойким...

Русские эмигранты (политические деятели) ведут себя, как предатели и лакеи. Клянчат деньги, науськивают, продают, что возможно. В Европе (кроме Германии) Россию ненавидят и боятся. России не на кого рассчитывать - только на свои силы...

...Я отрезаю себя от эмиграции. Эмиграция ругает меня с остервенением: я её предал. Но меня ругают и в России: я нарушил давнишнюю традицию интеллигенции - будировать правительство. Но эту роскошь я не могу себе позволить, покуда Отечество на самом краюшке бездны.

...долг каждого русского всеми силами помогать Отечеству, когда Отечество погибает."

(А.Н.Толстой. Соб.соч. в 10-ти т. - М., 1986. -т.10, стр. 52-55.)

А.Н. Толстой в эмиграции писал не только письма и публицистику, но и художественные произведения, ряд из которых он посвятил людям в эмиграции, так как его очень интересовала тема человека и Родины. Произведения "На острове Халки", "Похождения Невзорова, или Ибикус", "Рукопись, найденная под кроватью", "Мираж", "Черное золото"("Эмигранты") он посвятил людям без родины.