Найти в Дзене

«Падший Ангел» vs Фильм Алана Паркера «Сердце Ангела»

Роман Уильяма Хьортсберга «Падший Ангел»

vs Фильм Алана Паркера «Сердце Ангела».

Книга vs Фильм

Чаще всего от людей, которые сравнивают книгу и снятый по ней фильм, слышишь снобистский комментарий – «Книга, конечно, лучше». Всегда ли это так?

Роман Уильяма Хьортсберга «Падший Ангел»

vs Фильм Алана Паркера «Сердце Ангела».

Книга.

(Обложка первого издания книги)
(Обложка первого издания книги)

«Детективы похожи на таксистов: учатся географии прямо на работе» - говорит главный герой романа Уильяма Хьортсберга «Падший Ангел», Гарольд Энджел.

Таксисты, в отличие от автора романа, хоть и знакомы с географией, историю города обычно знают плохо. А локации, описанные в романе, знаковые, со своей непростой историей. Нью-Йорк Хьортсберга не только место действия, но и полноценный герой, участник и свидетель событий книги.

Поместив в этот город своих героев, автор создает атмосферу почти документальной достоверности происходящего. Снегопад, траур в «Нью-Йорк Таймс» по главному редактору Майку Бергеру, новостная строка на Таймс-Тауэр «Жители Тибета воюют с китайцами в Лхасе», все это действительно происходило в марте 1959 года, и все это становится декорациями для сверхъестественных событий романа. Детектив Энджел кочует по этому городу, перемещается от одного известного места к другому, объедается, напивается, занимается сексом, дерется с наемными убийцами, общается с музыкантами, секретаршами, мойщиками окон, официантами, журналистами. Нью-Йорк – его город, знакомый до последней подворотни. Каждое здание, где появляется Энджел, или на которое он просто бросает взгляд, существует на самом деле, имеет свою историю, свою судьбу, которая часто продолжается и в наши дни. О каждом из этих зданий можно написать отдельную книгу.

Первая встреча Энджела с Луи Цифром произошла в пятницу 13-го марта 1959 года. Место их встречи - знаменитый ресторан «Топ оф Сиксис» на последнем, 41-ом этаже здания Тишмана по 5 авеню. Номер здания 666 огромными красными цифрами указан на фасаде на уровне ресторана.

Здание Тишмана, Нью-Йорк.
Здание Тишмана, Нью-Йорк.

Возможно, вид этого числа и натолкнул Хьертсберга на мысль сделать метафизических существ и практикующих магов частью города, сделать Нью-Йорк Уильяма Хьортсберга местом, где мистика неотделима от истории и реальности, как Прага Густава Майринка.

Отличный вид на город и коктейльная карта (Цифр и Энджел заказывают по «Манхеттену») сделали ресторан «Top of the Sixes» модным местом.

Меню «Топ оф Сиксиз»
Меню «Топ оф Сиксиз»

Кроме того, ресторан был известен своими чизкейками, которые вплоть до своей смерти выписывал Де Голль. Именно здесь встречались во время ланча персонажи Мэттью Макконахи и Леонардо Ди Каприо в фильме «Волк с Уолл-Стрит».

«Волк с Уолл-Стрит»
«Волк с Уолл-Стрит»

Работал ресторан с 1958 по 1996 год.

Фонтан, другие элементы интерьера Исаму Ногучи, да и все ультрасовременное на время постройки здание Тишмана с его общественными пространствами не соответствует нуар атмосфере Нью-Йорка 41-55 годов. Это скорее предвестник 60-х, экономического роста и сопутствующего ему оптимизма.

Фонтан Исаму Ногучи в Тишман Билдинг.
Фонтан Исаму Ногучи в Тишман Билдинг.

В 2007 году здание получила в собственность компания Кушнера, зятя Дональда Трампа. Появился проект Захи Хадид по его полной реконструкции с достройкой 40 этажей. Но проект «сделаем вдвое длинней» не получил одобрения партнеров Кушнера и дело ограничилось ремонтом.

Проект реконструкции здания Тишмана Захи Хадид.
Проект реконструкции здания Тишмана Захи Хадид.

Луи Цифр в «Top of the Sixes» поручает детективу Энджелу поиск пропавшего в 1943 году известного певца Джонни Фэйворита. Известного настолько, что в 1940-м году он целую неделю собирал полный зал в знаменитом театре «Парамаунт», рядом с офисом Энджела и в двух шагах от Таймс-Тауэр.

Театр «Парамаунт», Нью-Йорк.
Театр «Парамаунт», Нью-Йорк.

Театр был открыт в 1926 году, а с середины 30-х стал сценой для исполнения живой музыки. В конце 40-х на сцене пел Фрэнк Синатра, а к 50-м, времени действия книги, театр стал местом проведения лучших рок-н-рольных шоу. Здесь проходила мировая премьера фильма «Love Me Tender» Элвиса Пресли в 1956. Сейчас в здании находится Hard Rock Cafe.

Паркинг «Ипподром» (50 W 44th St), где ставил на стоянку свой «Шевроле» Энджел, существует до сих пор.

Паркинг «Ипподром»
Паркинг «Ипподром»

Парковка и офисное здание – это все, что осталось от циклопического театра «Ипподром», который существовал до 1939 года и вмещал вдвое больше зрителей, чем современный театр оперы «Метрополитен». В самом начале 20-го века это было местом грандиозных, умопомрачительных представлений вроде «Цирка янки на Марсе» или «Исчезающий слон Гудини».

«Исчезающий слон Гудини» на сцене театра Ипподром.
«Исчезающий слон Гудини» на сцене театра Ипподром.

Местом проживания Энджела автор сделал культовый отель «Челси» (222 W 23rd St), построенный в 1885 году.

Отель «Челси».
Отель «Челси».

Из-за его расположения недалеко от гавани, гостями отеля часто были моряки и их социально безответственные спутницы. Выжившие на «Титанике» пассажиры тоже останавливались в нем. В разные времена в «Челси» жили Марк Твен, Мадонна, Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Диего Ривера с Фридой Кало, Жан Поль Сартр, Уильям Берроуз. Список можно продолжать долго. У Леонарда Коэна и Дженис Джоплин был в отеле роман, и Коэн написал об этом целых две песни. Артур Кларк написал здесь «Космическую одиссею», а Энди Уорхол снял фильм «Девушка из «Челси».

Насквозь пропитанный запахом травки, отель был просто ульем для богемы, геев, битников.

Холл отеля «Челси»
Холл отеля «Челси»

Здесь были сняты сцена убийства киллера Леона в фильме Люка Бессона и сцена секс-свидания с проституткой из «9 с половиной недель».

Не менее известен «Челси» и количеством громких смертей, которые здесь произошли. Поэт Дилан Томас после 18 порций виски умер здесь в 1953, писатель Чарльз Р. Джексон покончил с собой в 1968 году, а в 1978-м, в году издания романа «Падший Ангел», обдолбанный Сид Вишес, басист «Секс Пистолз», зарезал в «Челси» свою подругу. До самой смерти в 1988 году в возрасте 112 лет в отеле проживал художник Эльфаус Коул, на то время самый старый мужчина в мире.

Лестница отеля «Челси»
Лестница отеля «Челси»

В конце концов владельцам надоело выносить трупы и с 2007 года администрация ограничила время проживания в отеле 24 днями.

Задание Луи Цифра становится толчком, от которого Энджел начинает двигаться по Нью-Йорку от свидетеля к свидетелю, от здания к зданию по сложной траектории подобно шарику в игре «Пинбол». Первым местом, которое он посетил, стал офис менеджера Джонни Фейворита на 8 этаже Брилл-Билдинг (1619 Broadway).

Брилл-Билдинг.
Брилл-Билдинг.

Это место в 40-х годах стало центром популярной музыкальной индустрии США. Большая часть хитов на первых строчках «Биллборд» 60-х было спродюсировано именно здесь. В 1962 году в Брилл-Билдинг размещалось 165 фирм, делавших бизнес на музыке. Сияющий золотом вход и отделанный мрамором вестибюль здания производили сногсшибательное впечатление на посетителей.

Вестибюль Брилл-Билдинг.
Вестибюль Брилл-Билдинг.

Золотые времена закончились в феврале 1964 с прилетом в США «Битлз». Британское вторжение быстро вытеснило из чатов музыку «Брилл».

Здание это настолько знаковое в истории американской поп музыки, что на одном из его этажей Мартин Скорсезе поместил студию «Американ Сенчури» в сериале «Винил» 2016 года.

На первом этаже Брилл Билдинг находился ресторанчик «Турф». В 1943 году здесь мыл посуду будущий первый темнокожий обладатель Оскара Сидни Пуатье. Место стало особенно популярным после того, как конь владельца, Каунт Турф, выиграл дерби в Кентукки в 1951 году. Дюк Эллингтон был частым гостем этого заведения, а в марте 1959 года и детектив Энджел зашел сюда выпить любимый «Манхеттен» после встречи с агентом Джонни Фэйворита.

С подругой Джонни Фэйворита, мисс Крузмарк, Энджел встречается в ее студии в жилой части здания над Карнеги Холлом (881 7th Ave), концертным залом, названным по имени сталелитейного магната и мецената Эндрю Карнеги.

Карнеги-Холл, Нью-Йорк.
Карнеги-Холл, Нью-Йорк.

Открытый в 1895 году выступлением оркестра, дирижировал которым Петр Ильич Чайковский, Карнеги-Холл оставался основной концертной площадкой для Нью-Йоркского филармонический оркестра вплоть до 1962 года. С тех пор на сцене Карнеги-Холла наряду с классической звучит и популярная музыка. Жильцами студий над концертными залами были Айседора Дункан и Марлон Брандо. У Леонарда Бернстайна, дирижера нью-йоркской филармонии, здесь был офис, хотя жил он через дорогу в апартаментах Осборна, которые Энджел разглядывал в окне студии Крузмарк. Знаменитые студии Карнеги-Холла с высокими потолками, залитые естественным светом сквозь огромные панорамные окна, более ста лет занимали творческие люди, художники, фотографы, музыканты, архитекторы и драматурги. Пятидесятимиллионная реновация 1996г., близость к Центральному Парку и качество жилья стали причиной выселения старых жильцов в начале 2000-х в пользу арендаторов с кошельком потолще. Теперь на месте жилых студий находятся корпоративные офисы.

Студия художницы Эдитты Шерман в Карнеги-Холл.
Студия художницы Эдитты Шерман в Карнеги-Холл.

Здесь детектив Энджел впервые сталкивается с мистической гранью своего расследования. Мисс Крузмарк, дочь крупного судовладельца Итона Крузмарка, профессионально занимается астрологией, а в ее студии, похожей одновременно на оранжерею и лавку старьевщика, Энджел видит книги по оккультизму и редкие магические предметы вроде ацтекского обсидианового кинжала.

Следующим местом, где побывал Энджел, стал клуб Хикори-Хаус на углу 7 авеню и 53 стрит.

Клуб «Хикори-Хаус». Нью-Йорк.
Клуб «Хикори-Хаус». Нью-Йорк.

Пока Энджел беседут за столиком в Хикори-Хаус с Верноном Хайдом, саксофонистом, с которым выступал Джонни Фейворит, на сцене готовится к выступлению трио Дона Ширли, за роль которого в фильме «Зеленая книга» Махершала Али в 2019 году получил свой второй «Оскар». На самом деле Дон Ширли не заканчивал консерваторию, это было лишь частью его имиджа. К 1959-ому году популярность джаза подошла к концу, но в 30-х и 40-х этот район был переполнен джазовыми клубами.

52-я Стрит 1948 год.
52-я Стрит 1948 год.

«Club 21», «Onix Club», «Famous door», «Birdland», упоминаемые в романе, и множество других кипели жизнью и музыкой всю ночь. Некоторые из них работают до сих пор, но под спудом истории и былой славы больше напоминают музеи.

52-я Стрит 2020 год.
52-я Стрит 2020 год.

Поужинать в этот вечер Энджел решает в «Галлахерс Стейкхауз» (228 W 52nd St).

«Галлахерс Стейкхауз», Манхеттен, Нью-Йорк.
«Галлахерс Стейкхауз», Манхеттен, Нью-Йорк.

Открытое в 1927-ом, как «спикизи» (заведения, где можно было выпить во времена сухого закона), с 1933 года место становится лучшим стейкхаузом Бродвея и привлекает к себе множество известных посетителей, включая Кеннеди и Мухамеда Али. Заведение работает до сих пор, и их стейки ценой около 50 долларов Мишлен 2018 года назвал «аппетитно нежными со слегка дымным вкусом».

Закрытый из-за эпидемии коронавируса весной 2020г., «Галлахерс Стейкхауз» раздал выдержанные стейки на 300 тыс. дол. пожарным и полицейским Нью-Йорка.

Если до сих пор ареал перемещений Энджела, за исключением короткой поездки в городок Покипси, ограничивался Мидтауном, то теперь настало время посетить Гарлем.

После ужина Ангел перемещается в Гарлем, в клуб «Ред Рустер» на пересечении 138 стрит и 7 авеню, для встречи с музыкантом Тутсом Суитом. Гарлем - настоящая Мекка ценителей джаза, да и вообще нескучного времяпровождения. В 20-х – 40-х годах здесь было не менее 50-ти известных заведений с живой музыкой, хорошей едой, выпивкой и представлениями.

-21

в «Red Rooster» любил заходить Адам Клейтон Пауэлл-младший, первый темнокожий, избранным в Конгресс. Ресторан работал до 80-х, сейчас от заведения не осталось ничего, кроме безымянной двери. Старожилы вспоминают, что раньше в Гарлеме было большое количество заведений с отличной кухней, где собиралось много людей, с кем можно было пообщаться. Много «Фиш энд Чипс», домашних ресторанчиков, где можно было отлично поесть. Сейчас на их месте безликие сетевые заведения. Современный «Ред Рустер», который находится на углу Ленокс Авеню и 125 Стрит к старому «спикизи» отношения не имеет.

Выяснив у Тутса Суита адрес аптеки мадам Праутфут, еще одной подруги Фейворита, Энджел устремился туда, на угол 123 улицы и Леннокс авеню. Эванджелина Праудфут 40 лет снабжала жителей Гарлема уникальными гомеопатическими снадобьями вроде «Джонни-Завоевателя». Ее «аптека» - типичное заведение целительниц обеа, африканского магического культа, лечащих травами и проповедовавших чистоту еще тогда, когда европейские врачи понятия не имели о важности личной гигиены. Сейчас на месте аптеки Праудфут находится бакалейная лавка.

Угол 123 Стрит и Леннокс авеню, Гарлем, Нью-Йорк.
Угол 123 Стрит и Леннокс авеню, Гарлем, Нью-Йорк.

Вечером Энджел оказывается в Центральном парке. Сейчас это трудно представить, но самый посещаемый парк в мире (25 млн. ежегодно) до 90-х годов часто становился ареной для разборок местных банд, грабежей и изнасилований, и собрание приверженцев культа вуду, за которой наблюдает детектив, на этом фоне выглядит, как семейный пикник.

Центральный Парк, Нью-Йорк.
Центральный Парк, Нью-Йорк.

Даже в наше время в некоторых карибских государствах за совершение обряда обеа уголовным кодексом предусмотрен тюремный срок, что неудивительно, ведь история помнит, что после подобного мероприятия с принесением в жертву черной свиньи в августе 1791 года на Гаити произошла революция. Но Соединенные Штаты лояльны к любым религиям, если их последователи действуют в рамках закона, и обряды вуду и обеа проводятся в Гарлеме и Бруклине по сей день.

Церемония инициации обеа. Бруклин. Нью-Йорк.
Церемония инициации обеа. Бруклин. Нью-Йорк.

Следующим местом, в котором оказался Энджел в поисках очередного свидетеля, гадалки Зоры, стал Кони-Айленд, район с пляжами, парками, аттракционами и диковинными шоу, где горожане любили провести время на выходных. Первым делом он заходит перекусить сэндвичами с пивом в известную забегаловку «Натанс Фэймос». Заведение это, открытое в 1916 году, в наше время размножилось в сеть закусочных, торгующих хот-догами, и разрослось почти до 1500 точек по всему миру, включая Москву. В 2018 году некий Каштан установил в той самой первой «Натанс Фэймос» на Кони-Айленд мировой рекорд, проглотив 74 хот-дога за 10 минут. Во время съемок сцен фильма «Сердце Ангела» на Кони-Айленде съемочная группа именно здесь запасалась хот-догами.

«Натанс Фэймос» на Кони-Айленд, Нью-Йорк
«Натанс Фэймос» на Кони-Айленд, Нью-Йорк

Старым заведениям «Луна-парка» вроде «Галереи ужасов» или «Конгресса Чудес» с фриками, в котором побывал детектив, сейчас не место на политкорректном Кони-Айленде, да персонажам вроде мальчика-черепахи из болот Луизианы и не выдержать конкуренции с продуктами современных мультимедиа.

Другой парк, который посетил Энджел, «Стиплчейз», существовал до 1964 года. Парашютная вышка, сооруженная к всемирной выставке 1939 года, мимо которой прошел Ангел, то немногое, что сохранилось до сих пор.

Парашютная башня на Кони-Айленд, Нью-Йорк.
Парашютная башня на Кони-Айленд, Нью-Йорк.

Перед тем, как вернуться на Манхеттен, Ангел не упускает возможности заглянуть в ресторан морепродуктов «Гейдж и Толлнер» на 372 Фултон стрит, в Бруклине. Мекка гурманов с 1892 года, этот ресторан известен, как одно из лучших мест для предложения руки и сердца в Нью-Йорке, детектив же перекусывает здесь лососем с ледяным шабли. Уже через год после визита Энджела, в 60-м, ресторан откроет свои двери для темнокожих посетителей.

Ресторан «Гейдж и Толлнер», Бруклин, Нью-Йорк.
Ресторан «Гейдж и Толлнер», Бруклин, Нью-Йорк.

Дьявол покровительствует сильным, и где еще мог находиться офис могущественного судовладельца и приверженца сатаны Итана Крузмарка, отца любовницы Фэйворита, как не в Крайслер-Билдинг (405 Lexington Ave), кричащем роскошью и богатством знаменитом небоскребе ар-деко, построенном в 30-ом году Уолтером Крайслером на личные средства. Говоря о масштабах и темпах строительства Нью-Йорка тех лет, это здание было самым высоким в мире всего 11 месяцев. Во время возведения железобетонных конструкций не погиб ни один человек, хотя в те годы обычной была одна жертва на один миллион вложенных средств.

Крайслер-билдинг, Нью-Йорк.
Крайслер-билдинг, Нью-Йорк.

Одно из десяти самых посещаемых мест в мире – Центральный Вокзал Нью-Йорка. На нижнем его уровне с 1913 года работает «Устричный бар и ресторан». Заведение не подходит для конфиденциальных разговоров. Его сводчатые потолки отражают любой звук и делают его достоянием посетителей и работников ресторана. Впрочем, Энджел зашел сюда не для переговоров – его целью были полторы дюжины свежих устриц. Посещение ресторана на время стало его алиби в деле об очередном убийстве – убийстве Маргарет Крузмарк.

Устричный бар и ресторан Центрального вокзала Нью-Йорка.
Устричный бар и ресторан Центрального вокзала Нью-Йорка.

Вторая встреча Энджела и Цифра произошла в известном манхеттенском ресторане «Voisin» (525 Парк авеню), открытом в 1913 году. На его стене висело меню парижского тезки ресторана на Рождество 1870 года, когда в оккупированном прусскими войсками Париже возникла проблема с премиальными продуктами. Шеф французского «Voisin» решил проблему с помощью услуг работников зоопарка и составил праздничное меню из 6 блюд, среди которых были консоме из слона, и волк в оленьем соусе. Ресторан на Манхеттене держал уровень высокой французской кухни до середины 60-х годов. Именно здесь Джеймс Бонд в «Бриллиантах навсегда» лакомился яйцами по-бенедиктински, клубникой и неизменным мартини с водкой. Меню в ресторане было на французском и привычный к кухне попроще Энджел заказал салат из эндивия и «Tournedos Rossini», разобрав первое слово. Это блюдо, названное в честь Джоаккино Россини, автора многочисленных опер, среди которых «Севильский цирюльник», представляет собой обжаренный в сливочном масле миньон на гренке с куском фуагра и тертым черным трюфелем сверху под соусом из мадеры.

«Voisin», Нью-Йорк.
«Voisin», Нью-Йорк.

Заведения, где встречаются Цифр и Энджел, совсем не похожи на грязный лейпцигский подвал, куда притащил Мефистофель Фауста. Американский дьявол во плоти понимает толк в хорошей жизни – ездит на «Роллс-Ройсе», живет в фешенебельном «Асторе», одевается и ест с аристократической разборчивостью. А до изумленного Энджела постепенно доходит, что представляет собой его наниматель.

«Удивительный доктор Цифр», - под таким именем Энджел видит своего клиента на сцене Музея Хьюберта, который часто называют музеем последнего 10-центовика на старой Таймс-сквер.

От работал с 1925 по 1969 и представлял собой фрик-шоу и «Блошиный цирк профессора Хеклера».

«Музей Хьюберта», Таймс-сквер, Нью-Йорк.
«Музей Хьюберта», Таймс-сквер, Нью-Йорк.

Сцена находилась в подвале, а в списке выступающих были Ольга, «бородатая леди», Уильям Деркс, «человек с тремя глазами», Эдди Кармел, “еврейский гигант”, Уолдо «человек–страус», карлик, гермафродит, шпагоглотатель, танцовщица со змеями и другие удивительные создания, готовые поразить воображение публики за последнюю монету.

Стелла Грассман. Невероятная татуированная женщина
Стелла Грассман. Невероятная татуированная женщина

Цифр пробирается в кошмарные сны Энджела, где тот то убивает своего двойника, то становится жертвой на эшафоте, где палач – Джонни Фейворит. Выступление в музее Хьюберта становится продолжением этих снов. Цифр будто издевается над ним, давая ответ на незаданную загадку.

Вывеску Музея Хьюберта можно увидеть в фильме «Полуночный ковбой». С 1969 года вплоть до 90-х, когда власти начали подчищать город, на месте Музея Хьюберта располагалось одно из многочисленных пип-шоу.

Еще одно место, где успел побывать Энджел на страницах романа – личные апартаменты Итана Крузмарка по адресу Саттон-Плейс 2.

Саттон-плейс, Нью-Йорк.
Саттон-плейс, Нью-Йорк.

Построенный в 1938 году, дом появился в фильме с участием Мэрилин Монро 1953 года «Как выйти замуж за миллионера», затем здесь поселилась и сама актриса - с 1956 года пентхауз в этом доме принадлежал ей и ее мужу Артуру Миллеру, так что Энджел вполне мог встретить ее у лифта. В 2016 г. апартаменты звездных супругов были выставлены на продажу за 6,75 млн. долларов. В списке бывших жильцов Саттон-Плейс числятся Аристотель Онассис, Фредди Меркьюри, Майкл Джексон и бывший губернатор Нью-Йорка Марио Куомо. Сейчас здесь проживает Сигурни Уивер. Саттон-Плейс много раз появлялся в фильмах, включая "Уолл-Стрит", "Лицо со шрамом", "Таксист" и "Манхэттен Вуди Аллена". Апартаменты Крузмарка имеют шикарный вид на Ист-Ривер и Энджел видит в окно здание кондитерской компании «Саншайн» в Квинсе.

Гостиная Мерилин Монго и Артура Миллера в апартаментах Саттон-плейс, Нью-Йорк.
Гостиная Мерилин Монго и Артура Миллера в апартаментах Саттон-плейс, Нью-Йорк.

Американские сатанисты знают о чем просить у своего владыки. Их не интересует абстрактная истина или философский камень. Материальные блага – роскошные апартаменты, успешная карьера артиста или крупного бизнесмена, лучшие одежда, еда, развлечения - то, что им нужно, и они это получают в избытке. Но хозяин и требует немало.

Детектив Энджел становится свидетелем сатанинской мессы на мрачной призрачной станции метро «18-я Стрит». Станция закрылась 8 ноября 1948 года и с тех пор больше не доступна с улицы, но ее стены, покрытые граффити, и сейчас можно разглядеть через окна местного поезда Лексингтон-авеню. Прямо на ее перроне участвовал в сатанинской мессе и последующей оргии Итон Крузмарк. Разница между обрядом обеа и черной мессой в том, что если в первом случае силы зла умиротворяют, то во втором поощряют, считает Эпифани Праудфут. Дьяволопоклонники привержены абсолютному злу. Это не сиюминутные причуды богатых бездельников и не фокусы жуликов-спиритуалистов, у них все происходит без компромиссов: черные свечи из человеческого жира, высохшая рука висельника, дефлорация одурманенной наркотиками девственницы на алтаре, череп серийного убийцы, опиум в кадилах, вспоротый живот младенца.

Станция метро 18 Стрит, Нью-Йорк.
Станция метро 18 Стрит, Нью-Йорк.

Постепенно у Ангела складывается портрет Джонни Фэйворита. Человек, обладающий «силой» по словам Маргарет Крузмарк, человек, который стал «хунси-босалам», посвященным, и мог спокойно стать сильным «хунганом», жрецом, со слов Праудфут, он подошел к истинному злу предельно близко, а обеа – лишь один из многих путей, которые он изучал. По словам Итана Крузмарка, у 19-летнего Фэйворита «сила» струилась подобно электрическому току. Одна из его женщин была мамбо, другая колдуньей. Его оккультные знания настолько широки, что он мог исполнять сложнейшие магические ритуалы, один из которых и помог ему на время спрятаться от расплаты.

Храм Новой Надежды на 144 Стрит становится сценой второго выступления Луи Цифра, на этот раз в качестве проповедника. Среди слушателей в зале лишь один с белым цветом кожи – Энджел. Цифр читает проповедь, далекую от христианских ценностей, и своими откровениями практически снимает человеческую маску. Но, привыкшие к экспрессивным проповедям своих духовных пастырей, темнокожие прихожане воспринимают его слова сквозь призму царящей в зале экзальтации и не задумываются об их истинном смысле. Справедливости ради надо отметить, что среди темнокожих пасторов есть действительно талантливые проповедники, достаточно вспомнить снятую на камеру Вернером Херцогом проповедь Дьюи в церкви пятидесятников в Бруклине.

Цифр подставляет Джонни Фэйворита по всем статьям и безжалостно расправляется с ним в конце романа. Дьявол Хьортсберга – не только мстительная, но и алчная личность, которая предпочитает самые лучшие плоды человеческой роскоши. И плоды эти с избытком предоставляет ему Нью-Йорк.

К финалу лихо закрученный сюжет романа припасает для читателя невероятную развязку. Если вначале книга напоминает нуар-детектив Дэшила Хэммета, то заканчивается она, как бескомпромиссный мистический триллер.

Уильям Хьортсберг задумал свой роман под впечатлением от рассказа Стивена Винсента Бене «Дьявол и Дэниел Уэбстер». Идея того, что человек может тем или иным способом уклониться от своей части сделки с дьяволом, показалась ему интересной, однако он предпочел создать свой вариант финала.

Уильям Хьортсберг
Уильям Хьортсберг

Уильям Хьортсберг родился в 1941 году и провел детство в Манхеттене. По его рассказам, подростком летом он, бывало, спал в Централ-парке, а вечерами мог тайком прокрасться в один из многочисленных джаз-клубов, чтобы послушать Майлса Дейвиса, Дейва Брубека, Диззи Гиллеспи. Часть истории Манхеттена прошла перед его глазами. Его отец, успешный ресторатор, скончался, когда Уильяму было 10 лет, но, по-видимому, успел привить сыну уважение к хорошей кухне. Несмотря на то, что финансовое положение семьи существенно ухудшилось, мать Уильяма, которой пришлось работать горничной в отеле, смогла обеспечить ему хорошее образование, что позволило ему в дальнейшем стать успешным писателем и сценаристом. Уильям Хьортсберг скончался от рака в 2017 году. К моменту смерти было практически написано продолжение самого известного его романа «Падший Ангел», сейчас он ждет публикации.

Фильм.

Постер к фильму «Сердце Ангела» 1987г.
Постер к фильму «Сердце Ангела» 1987г.

Фильм «Сердце Ангела» вышел на экраны через девять лет после издания романа «Падший Ангел». За это время права на экранизацию переходили от студии к студии, сценарий неоднократно переписывался, а предполагаемый актерский состав неоднократно менялся. Основной причиной нерешительности продюсеров было отсутствие в сценарии хэппи-энда. На роль Энджела предполагались Роберт Де Ниро и Джек Николсон. В 1985 году за сценарий взялся Алан Паркер, а Марио Кассар и Эндрю Вайна согласились финансировать съемки фильма.

Если роман Хьортсберга начинается, как классический нуар-детектив, то фильм «Сердце Ангела» - мистический триллер от начала до конца. Собака, обнюхивающая безымянный труп в подворотне, несколько нот неуловимой мелодии, смутные образы, всплывающие в памяти Энджела, создают ощущение безысходности.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Он одинок, его офис – грязная конура в Бруклине. Получив задание Цифра, он не испытывает никаких чувств, ни радости, ни энтузиазма. Все уже предрешено, все неизбежно движется к мрачному финалу. Взгляд Энджела - взгляд петуха на лезвие поднесенного к его шее ножа.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Неуловимый мотив, который звучит на протяжении фильма, взят из песни Глена Грея 1937 года «Девушка моей мечты». Партитура фильма была обработана на одном из первых цифровых синтезаторов «Синклавир». Еще одной значимой частью саундтрека стали тоскливые саксофонные импровизации Кортни Пайна.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Из 78-ми локаций фильма большая часть была перенесена из Нью-Йорка в Новый Орлеан. Такой совет в свое время дал Хьортсбергу Брайан де Пальма: «Я бы снял все это в Новом Орлеане. Там отличные виды. В нем есть джаз. В нем есть вуду. И это очень дешево!». У Алана Паркера на то были свои причины – на Манхеттене непросто найти место, которое уже не засветилось в том или иной фильме. Свой отпечаток на выборе локаций наложили и тесные рамки бюджета.

Желая сделать места действия фильма максимально аутентичными, съемочная группа Паркера проделала огромную работу.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Улицы, на которых происходили съемки, готовились месяцами – менялись детали уличного интерьера, вывески и автомобили. Для максимального приближения к монохромному изображению цветные объекты, вроде колеса на Кони-Айленде, попросту закрашивались в темный цвет. Одежда и аксессуары актеров лишены ярких красок.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Домом доктора Фаулера стало жилье недавно умершей 90-летней дамы на Статен-Айленде с отсутствием малейшего вмешательства в интерьер в течение последних 30 лет и дюймовым слоем пыли.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Гостиница, где остановился Энджел – заброшенное здание. Интерьер хижины, в которой «владелец половины Луизианы» Итан Крузмарк варит суп гамбо, снят в заброшенном автовокзале. Эпифани живет в настоящем поселке рабочих плантации.

Культ вуду до сих пор распространен и популярен в Луизиане и имеет более, чем 300-летнюю историю. Мамбо Мари Лаво, известная, как королева вуду, в 1874 году привлекла на свой обряд до 12000 черных и белых участников. К ее могиле последователи культа тянутся до сих пор.

Постановщиком танца в сцене церемонии вуду стал Луис Фалько, хореограф, который работал с Паркером над фильмом «Слава» 1980 года. За основу были взяты записи настоящей гаитянской церемонии. При съемке эпизода номер на хлопушке был 666.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Кухня Луизианы очень экзотична и разнообразна. Это невероятная смесь испанских, индейских и негритянских традиций. К этому можно добавить традиции французской крестьянской кухни, пришедшей сюда с эмигрантами, которые были депортированы из Канады за отказ присягать на верность британской короне в 1755 году. Суп гамбо, которым Итан Крузмак безуспешно пытался накормить Энджела, и в котором был сварен сам – настоящий кулинарный шедевр.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

После прочтения романа выбор Микки Рурка на главную роль в фильме кажется странным. По словам Алана Паркера, он стремился изменить персонажа, сделать его более симпатичным зрителю - флегматичным, но достаточно умным, способным быстро и убедительно решить поставленную перед ним задачу. Таким образом, усатый мужчина с ежиком седых волос, носом–картошкой и добрыми голубыми глазами уступил место смазливому скользкому типу. Иногда игра Микки Рурка не требовала больше одного дубля, и Паркер с удовольствием отмечал, что «уличные инстинкты Микки и отсутствие интеллектуальных притязаний приятно освежают». Но, похоже, с Микки Рурком не всегда было все гладко - в фильме со скрупулезно воссозданными деталями середины пятидесятых его герой ни разу не надевает шляпы.

Роль Де Ниро невелика. Если в книге всех жертв убивает Луи Цифр, подставляя Энджела, то в фильме руками Энджела преступления совершает Фейворит, подобно мистеру Хайду Стивенсона.

Кроме того, Цифр Паркера не опускается до представлений на третьесортных сценах.

Цифр Паркера одет старомодно для 50-х (Роберт де Ниро сам подобрал себе часть реквизита), ехидно улыбается, жадно ест яйцо и крутит антикварную трость пальцами, ногти на которых от сцены к сцены становятся все длиннее.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Он назначает Энджелу встречи в довольно странных местах. В первый раз это экзотическая церковь для темнокожих в Гарлеме, где он сидит на подиуме в кресле, напоминающем трон. Во второй раз Энджел с Цифром встречаются в ресторане с настолько мрачным интерьером, что кажется, будто вот-вот из туалета выйдет Майкл Корлеоне и, спутав все карты, всадит им по пуле. Сцена их третьей встречи была снята в храме Святого Альфонса на фоне мессы, которую изобразил лишенный сана священник. Во время последней встречи с Энджелом, когда Цифр открывает свою подлинную сущность, он произносит слова слепого прорицателя Тиресия из трагедии Софокла «Царь Эдип»: «О знанье, знанье! Тяжкая обуза, когда во вред ты знающим дано!», которые являются также эпиграфом романа Хьортсберга. Незнание собственных преступлений и неумолимая расплата за них объединяет мифологического Эдипа и Джонни Фэйворита.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Красотка-мулатка Лиза Боне так серьезно готовилась к роли Эпифани Праудфут, что прочитала книжку про вуду. Билл Кросби согласился на уговоры позволить ей сняться в фильме, но прочитать сценарий ему, очевидно, в голову не пришло, поэтому после премьеры был просто в ярости из-за того, что белые дьяволы заманили девочку из его семейного шоу в свой фильм, где научили вуду, а потом изнасиловали и убили. Позже он, поднятый волной обвинений в харрасменте, сам оказался в тюрьме за многочисленные случаи отравлений и изнасилований и вышел оттуда лишь летом 2021 года. Неисповедимы пути Господни.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Новый Орлеан - колыбель джаза.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

В романе «Падший Ангел» Тутс Суит признается Энджелу, что знал великих музыкантов «Губошлепа» Луи Армстронга, Вилли Гэри "Банка" Джонсона и Джелли Ролла Мортона. Из его слов следует, что он добрался по Реке до Чикаго, а позже переехал играть в Нью-Йорк. По сценарию фильма он плюнул на карьеру и вернулся играть в барах и борделях Нового Орлеана, где начинал в 13 лет. Впрочем, каких только поворотов не бывает в жизни. На роль Тутса Свита выстроилась целая очередь претендентов, музыкантов из Нью-Йорка и Нового Орлеана, включая Диззи Гиллеспи.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Возможно, энтузиазма было бы поменьше, узнай они об обстоятельствах смерти персонажа, но что не сделаешь ради искусства. Роль убедительно сыграл исполнитель фолка и блюза Брауни МакГи. В фильме, играя в баре, он исполняет собственную песню «Дождливые Дни».

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Даже на фоне суперзвезд ярко сияет звезда Шарлотты Ремплинг. Ее гордая осанка, острый взгляд и уверенный голос демонстрируют модельное прошлое и отличный уровень лондонской актерской школы «Роял Корт». Сдержанное лицо Маргарет Крузмарк в ее исполнении несет следы мрачного опыта и пережитых страданий.

С прокатом фильма возникли цензурные сложности. Ягодицы Микки Рурка, «совершающие сексуальные движения», оказалось невозможным спрятать от всевидящего ока Американской ассоциации кинематографистов, но Паркер, которому отбракованная сцена далась очень непросто, как лев сражался за каждый кадр фильма, и было вырезано всего 10 секунд. Фильм наконец получил желанную категорию «R» и стал доступен для просмотра детьми до 17 лет в сопровождении взрослых.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Теперь, глядя на эта сцену, с умилением вспоминаешь времена, когда на тинейджеров мог произвести впечатление инцест в залитой кровью комнате.

Несмотря на то, что сюжет романа был существенно изменен и сокращен (Алан Паркер искренне удивился доброжелательной реакции Хьортсберга на сценарий), фильм не остается в тени книги. История стала жестче и проще. На смену раблезианскому персонажу Уильяма Хьортсберга появился другой Ангел – Микки Рурк Алана Паркера, который шаг за шагом с фатальной неотвратимостью приближается к своему ужасному концу.

«Сердце Ангела»
«Сердце Ангела»

Критика в основном была благожелательной к фильму, хотя собранная им касса стала практически равна бюджету в 18 млн. долларов.

Кристофер Нолан утверждал, что «Сердце Ангела» своим запутанным по времени повествованием серьезно повлиял на сюжет его фильма «Мементо».

В 2008 году рядом продюсеров было объявлено о подготовке к съемкам ремейка «Сердца Ангела». Периодически появляются слухи о готовящемся сериале. Возможно, новая экранизация станет ближе к первоначальной задумке Уильяма Хьортсберга. В одном из интервью он сказал, что благодарен Паркеру за то, что хотя бы часть фильма была снята в Нью-Йорке, «все-таки это нью-йоркская история».

РЕЗЮМЕ.

КНИГА – неординарный детектив с элементами мистики.

8 из 10.

Можно читать.

ФИЛЬМ – отличная экранизация современного классика.

9 из 10.

Надо смотреть.