Найти тему
Felicitas in scientia

Почему так много древних фонтанов с изображением писающих маленьких мальчиков?

Потратьте достаточно времени на изучение классического искусства, и вы можете начать замечать много писающих персонажей. В частности маленьких мальчиков. Прогуляйтесь по художественному музею всего несколько минут, и вы обязательно наткнетесь на нарисованное изображение маленького мальчика, справляющего нужду, похожее на версию эпохи Возрождения писающей наклейки Кельвина на бампер. Европейский город казался бы почти неполным без фонтана, извергающего воду из крошечного пениса дерзкого скульптурного мальчика. Но почему?

Как ни странно, писающий мальчик может олицетворять противоположные вещи. С одной стороны, есть детская невинность в том, чтобы видеть, как юноша капризно возится, не заботясь о том, что его кто то видит. С другой стороны, здесь присутствует какая-то ультрамужская мужественность.

Современные путеводители предлагают почти дюжину различных объяснений того, почему знаменитая брюссельская статуя писающего мальчика с веселым названием Mannekin Pis (что переводится как «писающий человечек») справляет нужду. К ним относятся несколько почти наверняка апокрифических инцидентов: младенческий герцог Годфри III Лёвенский мочится на вражеских солдат; малыш тушит пожар, который поглотил бы весь город; крошечный тинклер , гасящий заряд взрывчатки, который убил бы тысячи людей — никто толком не знает.

Есть множество фонтанов с крупными скульптурами мужчин, которым не хватает этой двусмысленности: статуя из Помпеи вечно вертикального бога Приапа, изливающего бесконечную жидкость из своего пениса размером с предплечье, явно не должна была символизировать детскую невинность. Точно так же стиль статуи, известной как Hercules mingen, датируемой римскими временами, изображающей пьяного Геракла, счастливо отливающего, был однозначно относящимся к празднику.

Считается, что образ писающего мальчика мог появиться в эпоху Возрождения из-за ошибочного убеждения, что это обычный римский мотив. В то время как в римском искусстве было много маленьких мальчиков, часто в форме херувимов, немногие из них истощали свою главную жилу. Ренессансное возрождение классических стилей и тем каким-то образом принесло с собой данное искусство. Мотив известен как puer mingens , что буквально переводится как «писающий мальчик», но также имеет эвфемистическое значение, относящееся к эякуляции.

В своей статье 2020 года «Проблемы значения и использования мотива пуэр мингенс в дизайне фонтанов 1400–1700 годов» кембриджские архитекторы Джеймс Кэмпбелл и Эми Бойингтон указывают на удручающе неясное значение бесконечных "позвякиваний" малышей, написав: «Как естественная функция организма, часто в прошлом была выражена более публично, чем сейчас, обоими полами, мочеиспускание, без сомнения, рассматривалось по-разному в эпоху Возрождения и барокко, но как именно и почему оно использовалось в качестве мотива в живописи и в фонтанах, остается загадкой, и является источником многих продолжающихся дебатов на данную тему».

В некоторых изображениях ясно, что должно быть передано. Картина Лоренцо Лотто « Венера и Купидон », датируемая 1520-ми годами и висящая в Метрополитене-музее в Нью-Йорке, была написана как свадебный подарок и явно представляет собой плодородие, хотя и очень глупо. В « Детской вакханалии» Микеланджело, великом ренессансном рисунке группы невероятно пьяных малышей, один из которых писает в миску, которую собираются отдать своему приятелю, речь идет о радости и свободе излишеств. Но в других работах это может быть невероятно сложно сказать.

В частности, у фонтанов есть столько мест, из которых вода может "выходить" не таким экстраординарным способом. Есть статуи женщин, у которых вода льется из грудей, бесконечно кормящих грудью, но такие встречаются реже. Иногда плачущий мальчик сопровождает кормящую женщину, как это видно из фонтана Каритас на Старой площади Копенгагена, который должен быть символом любви и милосердия.

В конечном счете, когда дело доходит до писающих мальчиков, ничего не понятно, вернее все видят что то свое. В принципе, это может означать что угодно. Практически нет последовательности, даже когда речь идет об отдельных частях тела. И по сути, никто точно не знает, для чего это делалось.