Нередко учащиеся, особенно учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста, не понимают, что такое тактовый размер, а многие даже в старших классах этого не понимают. Привычные теоретические «абстрактно-логические» объяснения через различные определения никак не помогают и не работают.
Обычно педагоги используют следующие определения:
1. Верхняя цифра размера показывает количество долей в такте, а нижняя – какие эти доли по длительности, либо
2. Верхняя цифра отвечает на вопрос: «Сколько долей должно быть в такте?»,, а нижняя отвечает на вопрос: «Какие эти доли по длительности?», – и т.п.
Преподаватель дает определение, затем переходит к практической части, т.е. учит учащегося читать размер. Делается это следующим образом (диалоги преподавателя и ученика):
2/4
– Сколько долей в такте? (См. верхнюю цифру в размере) – Две.
– Какие по длительности эти доли? (См. нижнюю цифру) – Четверти.
– Так и читаем: «Размер две четверти».
3/4
– Сколько долей в такте? (См. верхнюю цифру в размере) – Три.
– Какие по длительности эти доли? (См. нижнюю цифру) – Четверти.
– Так и читаем: «Размер три четверти».
3/8
– Сколько долей в такте? (См. верхнюю цифру в размере) – Три.
– Какие по длительности эти доли? (См. нижнюю цифру) – Восьмые.
– Читаем: «Размер три восьмых»
и т.п.
Для взрослых или для детей, которые уже изучали дроби, вроде бы и не так уж сложно, но для маленьких детей или для детей постарше, но которые на определенном этапе не поняли данную тему, - этих объяснений может быть не достаточно. Хорошо, конечно, если ребенок сразу все понял и запомнил. А если выясняется, что нет?
Как же все-таки объяснить?
Объяснять лучше всего наглядно, сравнивая размер такта с размером чего-нибудь еще, например, с размером коробки.
Вариант 1. Коробка с конфетами
Преподаватель: «Представь себе коробку с конфетами. Ты знаешь, что коробки делают на фабрике. Затем эти коробки привозят на другую фабрику, на которой делают конфеты. На шоколадной фабрике конфеты раскладывают по коробкам. Коробок много, все они одинаковые, и в каждую коробку помещается одинаковое количество конфет, например, 4 конфеты.
Если в такую коробку, для четырех конфет, ты попробуешь положить пятую конфету, то она не поместится, а если положишь две или три, то конфет будет не хватать, они будут болтаться и громыхать внутри коробки. Тогда, чтобы все было сделано как следует, нужно обязательно добавить конфет в коробку.
А теперь представь, что шоколадная фабрика выпускает 2 сорта конфет: «Четверти» и «Восьмые». Как будто это длительности нот!
Теперь представь, что на коробках подписано, сколько конфет должно быть в коробке (об этом нам говорит верхняя цифра) и какие это конфеты (если внизу написано «4», значит, в ней должны лежать «Четверти», а если внизу цифра «8» - значит, кладем в нее «Восьмые»).
Теперь давай потренируемся. Мы должны научиться определять, сколько конфет должно быть в коробке и какие это конфеты, – «Четверти» или «Восьмые»?
И затем вы пишете размеры (или показываете их на карточках), а ребенок учится правильно и осмысленно их читать.
Вариант 2. Коробка с пластилином
Этот вариант можно объяснять словесно, можно пользоваться картинкой, а можно подобрать и использовать подходящие коробки с пластилином, – в зависимости от типа ученика (визуал, аудиал и т.д).
Вариант этот практически аналогичен варианту с конфетами, но есть важное отличие: этот вариант лучше первого тем, что бруски пластилина можно разделить, а затем соединить заново. Этим мы иллюстрируем то, что в такте не обязательно должны быть только те длительности, которые указаны в размере. Длительности можно «разламывать» пополам (из одной четвертной получаются две «восьмушки») или складывать (из двух четвертных получится одна половинная и т.д.).
Главное, что должен, в результате, понять ребенок, – это то, что в коробке не должно становиться ни больше, ни меньше пластилина: нельзя добавлять пластилин из другой коробки и нельзя, наоборот, перекладывать его в другую коробку. Иначе в одной коробке будет не хватать, а в другую он, наоборот, не поместится.
Последнее, что мы делаем, это объясняем, что «коробка» – это, в данном случае, как бы такт, а «конфеты» или «бруски пластилина» – это как бы доли такта. Размер такта похож на размер коробки, только лежат в нем не конфеты и не пластилин, а тактовые доли. И затем мы еще раз закрепляем материал.
Обычно на этом - всё! Ребенок уже всё, что по данной теме нужно, понимает, а остальное он узнает в дальнейшем, на уроках сольфеджио.
Конечно, предлагаемые варианты – это примерная схема, на которую можно опираться. При объяснении желательно вести живой диалог, задавать ученику наводящие вопросы.
На практике мне приходилось подобным образом объяснять этот материал и детям среднего (и даже старшего) школьного возраста, и этот метод хорошо для большинства из моих учеников срабатывал.
Единственное, что хотелось бы добавить, – это то, что с некоторыми из учащихся приходится проводить предварительную работу.
Желательно, чтобы ученик хотя бы интуитивно до начала знакомства с понятием «размер» уже был знаком с такими понятиями, как метр и доля. Он должен понимать, чем метр отличается от ритма (метр – равномерный, одинаковый, но в нем чередуются сильные и слабые доли, а ритм – разнообразный, это чередование различных длительностей).
Все это нужно, в случае необходимости, повторить или объяснить, и лучше всего – на примерах, с прохлопыванием или простукиванием. И, конечно же, чтобы понимать тему, ребенок должен знать длительности!
Только после основательного изучения с ребенком вышеперечисленных тем можно объяснять, что такое размер, и, если подойти к делу творчески и при этом последовательно, то непременно всё получится. Всем удачи! Спасибо, что дочитали до конца!