Каждая стадия психосексуального развития отвечает за формирование определенных качеств человека. Фиксация (застревание) на определенной стадии может произойти, если она проходила травматично для ребенка (деструктивное поведение родителя, конфликтные ситуации в семье).
Можно выделить следующую очередность проявления стадий в жизни человека:
- оральная;
- анальная;
- фаллическая;
- латентная;
- генитальная.
Рассмотрим оральную стадию.
Она протекает в возрасте от 0 до 1,5 лет. В этот период главный орган чувств малыша и его познавательной деятельности - рот. В период диадных (симбиозных) отношений матери и ребенка ее грудь вызывает у дитя чувство безопасности, уверенности в себе. Отстраненность, холодность матери или, напротив, ее гиперопека (навязчивое предугадывание желаний ребенка гораздо раньше, чем он успел их осознать) приводят дитя к чувству зависимости и неуверенности в себе. В будущем такой человек будет постоянно ожидать от окружающих материнского отношения, испытывать потребность в тотальной поддержке, одобрении, у него также могут сформироваться все формы зависимости.
На первом полугодии, когда у ребенка прорезываются зубы, и он может прикусывать грудь во время кормления, важно не терпеть подобное и дать понять малышу, что так делать нельзя. Если подобное поведение ребенка грамотно не пресекать, это чревато для него в будущем проявлением склонности к цинизму, сарказму, спорам, доминированию над людьми с целью достижения своих целей.
На оральной стадии чревато и резкое отлучение от груди – это вызывает фиксацию на данной стадии развития. Впоследствии может проявиться привычка что-то держать во рту, грызть ногти или кусать губы. Такие люди будут склонны к чрезмерной болтливости, депрессивным состояниям, гнетущему ощущению «недолюбленности».
Анальная стадия развития протекает в возрасте от 1,5 до 3 лет. Этот период жизни ребенка связан с приучением к горшку. Малыш получает удовольствие от акта дефекации, поскольку может самостоятельно контролировать этот процесс, осознает собственные действия. Ради эксперимента ребенок может испачкать стены фекалиями, ведь в этом возрасте нет, как правило, чувства брезгливости, зато как это увлекательно и познавательно для малыша. Не спешите порицать, стыдить в подобных ситуациях чадо, достаточно объяснить ему простые правила, наберитесь терпения. Также не рекомендую насильно приучать ребенка к горшку (формирование контроля анальных импульсов происходит только к 2,5 - 3 годам) и использовать чрезмерную похвалу за то, что он на этот горшок сходил, крайности крайне вредны.
При неверной модели поведения родителей на анальной стадии развития могут сформироваться два типа личности:
1) анально-выталкивающий: такой тип личности склонен к саморазрушению, беспокойству, импульсивности, чрезмерной трате денежных средств;
2) анально-удерживающий: этим людям присущи скупость на эмоции и деньги, тотальная бережливость и вместе с тем пунктуальность, усидчивость, а также склонность к мизофобии (боязни загрязнения).
Правильная модель поведения родителей на анальной стадии формирует у ребенка развитие творческих способностей.
Фаллическая стадия приходится на возраст от 3 до 6 лет и характеризуется тем, что ребенок начинает активно интересоваться собственными половыми органами, проявляет интерес к отношениям между полами. Должна отметить, этот неподдельный интерес - вполне здоровый и нормальный, не спешите порицать и наказывать малыша, побудьте в роли наблюдателя. Проявление агрессии и негодование со стороны родителя, направленное на ребенка в этот период, впоследствии формирует у него невротические черты характера, проблемы во взрослой интимной жизни. Стоит проявить толерантность со стороны взрослого.
На этой стадии у мальчиков может сформироваться Эдипов комплекс, у девочек - комплекс Электры (трагедия Софокла «Царь Эдип»): неосознанное желание обладать одним родителем и устранить другого.
В 6 лет мальчик начинает себя идентифицировать с отцом, обнаруживает стремление походить на него и одновременно с ним соперничать. У девочек наблюдается соперничество с мамой за любовь к отцу.
Травмированный на этой стадии ребенок в взрослом возрасте может столкнуться с фригидностью (у женщин), импотенцией (у мужчин). Такие люди уделяют огромное внимание своему телу, выставляя его напоказ, зачастую одеваются вызывающе. Мужчины, которые зафиксированы на фаллической стадии, ведут себя самоуверенно и нагловато, у них превалирует желание доказать окружающим свою успешность, уверенность, любовные победы, хотя в реальности он не обладает ничем подобным. Как мужчины, так и женщины склонны к промискуитетным (беспорядочным) связям.
Латентная стадия протекает в возрасте 6-12 лет. В этот период ребенок уделяет внимание своей социальной активности (учеба, общение со сверстниками). Сексуальная энергия, либидо с себя переносится на социальный интерес. Формируется суперэго (так называемый «родитель») - самоконтроль, понимание социальных правил. Вытесняется все то, что считается неприемлемым в социуме (вспоминаем предыдущие стадии, например, фаллическую, где могли сформироваться комплексы Эдипа, Электры).
Завершающая (пятая) стадия – генитальная.
Здесь происходит половое созревание (у девочек приходят месячные, у мальчиков - поллюции), происходят гормональные, физиологические изменения. Идет взросление, растождествление с родителем. Можно наблюдать гомосегрегацию (стремление к общению с человеком своего пола). Период длится до 18 лет, формируется зрелая, взрослая сексуальность. Здесь могут проявиться фиксации ранних стадий сексуальности, в этом случае подросток регрессирует.
Если все стадии пройдены успешно, подросток может брать на себя ответственность, четко понимает свои желания, на выходе мы видим зрелую здоровую личность. Ну а если на каких-то стадиях возникали конфликтные ситуации, человек вырастает инфантильным, имеет проблемы в построении отношений и сексуальные.