Найти тему
Полина Петрушкина

Стадии психосексуального развития.

Каждая стадия психосексуального развития отвечает за формирование определенных качеств человека. Фиксация (застревание) на определенной стадии может произойти, если она проходила травматично для ребенка (деструктивное поведение родителя, конфликтные ситуации в семье).

Можно выделить следующую очередность проявления стадий в жизни человека:

  1. оральная;
  2. анальная;
  3. фаллическая; 
  4. латентная;
  5. генитальная.

Рассмотрим оральную стадию. 

Она протекает в возрасте от 0 до 1,5 лет. В этот период главный орган чувств малыша и его познавательной деятельности - рот. В период диадных (симбиозных) отношений матери и ребенка ее грудь вызывает у дитя чувство безопасности, уверенности в себе. Отстраненность, холодность матери или, напротив, ее гиперопека (навязчивое предугадывание желаний ребенка гораздо раньше, чем он успел их осознать) приводят дитя к чувству зависимости и неуверенности в себе. В будущем такой человек будет постоянно ожидать от окружающих материнского отношения, испытывать потребность в тотальной поддержке, одобрении, у него также могут сформироваться все формы зависимости.

На первом полугодии, когда у ребенка прорезываются зубы, и он может прикусывать грудь во время кормления, важно не терпеть подобное и дать понять малышу, что так делать нельзя. Если подобное поведение ребенка грамотно не пресекать, это чревато для него в будущем проявлением склонности к цинизму, сарказму, спорам, доминированию над людьми с целью достижения своих целей.

На оральной стадии чревато и резкое отлучение от груди – это вызывает фиксацию на данной стадии развития. Впоследствии может проявиться привычка что-то держать во рту, грызть ногти или кусать губы. Такие люди будут склонны к чрезмерной болтливости, депрессивным состояниям, гнетущему ощущению «недолюбленности».

Анальная стадия развития протекает в возрасте от 1,5 до 3 лет. Этот период жизни ребенка связан с приучением к горшку. Малыш получает удовольствие от акта дефекации, поскольку может самостоятельно контролировать этот процесс, осознает собственные действия.  Ради эксперимента ребенок может испачкать стены фекалиями, ведь в этом возрасте нет, как правило, чувства брезгливости, зато как это увлекательно и познавательно для малыша. Не спешите порицать, стыдить в подобных ситуациях чадо, достаточно объяснить ему простые правила, наберитесь терпения. Также не рекомендую насильно приучать ребенка к горшку (формирование контроля анальных импульсов происходит только к 2,5 - 3 годам) и использовать чрезмерную похвалу за то, что он на этот горшок сходил, крайности крайне вредны.

При неверной модели поведения родителей на анальной стадии развития могут сформироваться два типа личности:

1) анально-выталкивающий: такой тип личности склонен к саморазрушению, беспокойству, импульсивности, чрезмерной трате денежных средств;

2) анально-удерживающий: этим людям присущи скупость на эмоции и деньги, тотальная бережливость и вместе с тем пунктуальность, усидчивость, а также склонность к мизофобии (боязни загрязнения).

Правильная модель поведения родителей на анальной стадии формирует у ребенка развитие творческих способностей.

Фаллическая стадия приходится на возраст от 3 до 6 лет и характеризуется тем, что ребенок начинает активно интересоваться собственными половыми органами, проявляет интерес к отношениям между полами. Должна отметить, этот неподдельный интерес - вполне здоровый и нормальный, не спешите порицать и наказывать малыша, побудьте в роли наблюдателя. Проявление агрессии и негодование со стороны родителя, направленное на ребенка в этот период, впоследствии формирует у него невротические черты характера, проблемы во взрослой интимной жизни. Стоит проявить толерантность со стороны взрослого.

На этой стадии у мальчиков может сформироваться Эдипов комплекс, у девочек - комплекс Электры (трагедия Софокла «Царь Эдип»): неосознанное желание обладать одним родителем и устранить другого.

В 6 лет мальчик начинает себя идентифицировать с отцом, обнаруживает стремление походить на него и одновременно с ним соперничать. У девочек наблюдается соперничество с мамой за любовь к отцу.

Травмированный на этой стадии ребенок в взрослом возрасте может столкнуться с фригидностью (у женщин), импотенцией (у мужчин). Такие люди уделяют огромное внимание своему телу, выставляя его напоказ, зачастую одеваются вызывающе. Мужчины, которые зафиксированы на фаллической стадии, ведут себя самоуверенно и нагловато, у них превалирует желание доказать окружающим свою успешность, уверенность, любовные победы, хотя в реальности он не обладает ничем подобным. Как мужчины, так и женщины склонны к промискуитетным (беспорядочным) связям.

Латентная стадия протекает в возрасте 6-12 лет. В этот период ребенок уделяет внимание своей социальной активности (учеба, общение со сверстниками). Сексуальная энергия, либидо с себя переносится на социальный интерес. Формируется суперэго (так называемый «родитель») - самоконтроль, понимание социальных правил. Вытесняется все то, что считается неприемлемым в социуме (вспоминаем предыдущие стадии, например, фаллическую, где могли сформироваться комплексы Эдипа, Электры).

Завершающая (пятая) стадия – генитальная.

Здесь происходит половое созревание (у девочек приходят месячные, у мальчиков - поллюции), происходят гормональные, физиологические изменения. Идет взросление, растождествление с родителем. Можно наблюдать гомосегрегацию (стремление к общению с человеком своего пола).  Период длится до 18 лет, формируется зрелая, взрослая сексуальность. Здесь могут проявиться фиксации ранних стадий сексуальности, в этом случае подросток регрессирует. 

Если все стадии пройдены успешно, подросток может брать на себя ответственность, четко понимает свои желания, на выходе мы видим зрелую здоровую личность. Ну а если на каких-то стадиях возникали конфликтные ситуации, человек вырастает инфантильным, имеет проблемы в построении отношений и сексуальные.