У цены на хлопок максимум за 11 лет, 3 470$ за тонну, мировой рынок лихорадит, но российские текстильщики чувствуют себя уверено. Для многих предприятий сырье стало даже дешевле, самое время разобраться в причинах парадокса.
В 2020 – 2022, мировой рынок хлопка собрал все возможные несчастья
Если оценить ретроспективу двух лет, не вызывают удивления ни рост цен, ни массовые банкротства компаний замешанных в хлопковой индустрии:
Ограничительные меры вызвали крах логистических цепочек, продавцам некуда было девать сырьё, цена росла из-за ограниченности доступного объема;
· Восстановление логистики в 2021 сопровождалось неурожаем в Индии (залили проливные дожди), а урожай в США уничтожила засуха и стоимость снова росла;
· Несмотря на неурядицы, санкции против уйгурского и узбекского «Белого Золота» США и Европа отменять не спешили;
· В марте 2022 Китай внезапно отменил анти-ковидные ограничения и спрос во всем мире резко вырос, что и привело к максимальной за 11 лет биржевой стоимости.
В своё время СССР (потом и Россия) были категорическими противниками того, что волокно становится биржевым товаром. Но альтернативы так и не было предложено, её заменили «прямые связи с братскими Республиками». Так что статус-кво ситуации на хлопковом рынке следующий:
· Ориентир поставщиков – баланс спроса и предложения на Нью-Йоркской хлопковой бирже;
· Трейдеры работают «на длинных сделках» (влияет долгая логистика);
· Безоговорочный индикатор – Cotlook A-Index, никто не станет торговать ниже «справедливой цены».
Ещё один фактор – новое разрушение логистических цепочек, уже по причине коврового бомбометания санкциями со стороны США и Евросоюза по России и союзникам.
Казалось бы, для российских текстильщиков ситуация патовая, и про текстильную отрасль в начале марта вспомнил даже ГосСекретарь США Энтони Блинкен. «Мы обойдёмся без их [углеводородов], оставив их без денег, а они не обойдутся [без нашего с Индией хлопка] оставшись без штанов. Их текстильной промышленности нечем будет занятся». Это почти прямая цитата, впрочем, Блинкен много чуши наговорил в эфире, ориентируясь в некоторых вопросах не лучше своего шефа, Байдена.
На данный момент ситуация с сырьём в мировом разрезе хуже некуда, дефицит уже превысил 4,5%. Казалось бы, прогноз Энтони вот-вот оправдается, но как обычно у американцев всё пошло не так с очередной войнушкой.
У России хлопкового волокна нет, но оно есть у надежных партнёров
Ещё в марте 2021 Китай объявил «хлопковый бойкот» мировым брендам, от которого они не оправились, де-факто утратив рынок Поднебесной. «Локальный» по мировым меркам инцидент в середине 2021 легко восполнил намечавшийся дефицит хлопкового волокна, ввиду изменения приоритетов Узбекистана.
Правительство нацелилось на увеличение доли переработки, устав ждать окончания санкций, что мешало увеличивать урожаи (и поступления в бюджет). В 2021 возникли риски снижения объемов поставок из Узбекстана и пересмотра ценовых соглашений, в том числе речь доходила до «биржевой цены».
После апреля 2022 всё резко поменялось, развязанная экономическая война Запада против Востока заставила вернуться за стол переговоров в деловом смысле этого слова.
В результате для российской Легкой промышленности ситуация сложилась следующим образом:
· Логистические цепочки со странами поставщиками Узбекистан (80%), Таджикистан, Киргизия и Казахстан не прерывались, увеличение объемов не требует усилий и вложений;
· Укрепление национальной валюты (при фиксации хлопка в долларе) позволяет купить больше сырья за то же количество рублей;
· Запад отменил эмбарго на вату от уйгуров, из Узбекистана и Туркмении, но пока не имеет физической логистики на закупки в этих регионах;
· Переход на расчеты в национальной валюте снизил (и будет снижать) стоимость сырья дополнительно.
В результате, в краткосрочной перспективе дефицита не ожидается, более того, учитывая относительно невысокую ёмкость нашего рынка (130 – 140 тыс. тонн в год), предложение станет избыточным. А хлопок не тот товар, который может долго хранится.
Это также повлияет на снижение цен, прогноз долгосрочный (осень 2022) от серьёзных иностранных экспертов.
Осталось грамотно распорядиться неожиданными «подарками» и преимуществами, не почивая на лаврах, не пытаясь наладить спекуляцию «Белым золотом». В Иваново есть проекты переработки в разной степени готовности, запустить которые можно очень быстро. Сейчас для этого созданы все условия, в том числе для конкурентной борьбы.
Надеемся, сложившаяся ситуация и умение Правительства РФ оперативно реагировать на новые вызовы, поможет развитию отрасли, в том числе предприятиям полного цикла.
Ну, а рост цен на готовые вещи неизбежен, хотя эксперты отмечают появление новинок с «до санкционными» ценниками. Освобождающиеся ниши российский текстиль уже заполняет, лидеры начали работать над повышением объёма импортозамещения. Такими темпами, к концу году ушедшим брендам будет некуда возвращаться. И почему-то мы об этом нисколько не сожалеем.