Как известно, Бог изгнал Адама и Еву из Рая, потому что они совершили первородный грех. Пара первых людей стала олицетворением первозданного, чистого творения Бога, и в то же время свободомыслия, ведь они решились нарушить заветы Всевышнего. Интересно проследить, как их образ выглядел в искусстве на протяжении столетий.
И узнали они, что наги...
Традиция изображать прародителей появилась еще в раннехристианскую эпоху. Лучше всего среди произведений искусства сохранились рельефы на саркофагах, которые дают возможность судить о трактовке сюжетов, посвященных Адаму и Еве.
Один из классических памятников этой эпохи – саркофаг, в котором захоронен чиновник Юний Басс. На рельефах изображены сцены из Священного писания, и один из них посвящен искушению Адама и Евы. Они стоят рядом с Древом познания, прикрывая листами интимные части тела, поскольку узнали, что наги, и открыли для себя чувство стыда. По позам прародителей можно увидеть, что мастера были хорошо знакомы с античным наследием: персонажи стоят в контрапосте, перенеся вес на одну опорную ногу – так древнегреческие скульпторы придавали своим произведениям динамику и естественность движений. Несмотря на то, что сами фигуры условны, а пропорции нарушены, все равно считывается эмоциональная реакция мужчины и женщины, узнавших об искушении.
В Темные века продолжали жить все художественные находки более ранних веков, и прародителей все так же изображали рядом с Древом познания, только пластический язык стал совершенно иным: у средневековых мастеров не было стремление к реализму, и изобразительное искусство стало более условным. Зрители ценили смысл повествования, а не внешнюю красоту. Фигуры Адама и Евы, кажется, лишены скелета, потому что важна не правильная анатомия, а экспрессия и выразительность. Они худы настолько, что можно пересчитать все ребра, так как изможденная плоть в этот период считалась показателем сложных духовных переживаний, ведущих к строгим постам и лишениям во имя Бога. Однако именно в Средневековье за всю историю человечества были самые жесткие моральные рамки и самое негативное отношение ко греху, поэтому Адам и Ева едят запретный плод с гримасой ужаса на лице, как бы предчувствуя страшнейшие последствия – изгнание.
Совершенство природы
В эпоху Возрождения изменилось отношение к телу человека и совершенство обнаженной натуры часто превалировало над морализаторством.
Одним из самых известных произведений Северного Возрождения, связанного с Адамом и Евой, стал диптих Лукаса Кранаха. В пластике обнаженной женщины художник подчеркивает плавные изгибы, а в движениях мужчины заметна неловкость и сомнение. Сложная символика произведения раскрывает истинный конфликт сцены: противостояние добра и зла, греха и добродетели. Традиционное Древо познания со змеем-искусителем олицетворяет зло, а олень, сидящий рядом с Евой, связывается, наоборот, с Древом жизни.
В росписях Сикстинской капеллы, созданный титаном Возрождения Микеланджело, совмещены две сцены: грехопадения и изгнание из Рая. Движение Адама, тянущегося к Древу познания, стремительно и сильно, что подчеркивает его напряженная мускулатура. Вероятно, так художник передает эмоциональное состояние мужчины, решившегося нарушить завет, и как будто бы торопившегося совершить поступок, пока муки совести и страх перед Богом не возобладал над его сознанием. В правой части фигуры прародителей согбенны: они плачут от раскаяния и уклоняются от меча ангела, который гонит их прочь из Райского сада.
Сладость греха
Тициан изображает соблазнение откровенно, что было нетипично для такого сюжета, довольно целомудренного в живописи. Адам и Ева не просто стоят рядом или тянутся к запретному плоду – мужчина здесь касается плеча женщины, и непонятно, пытается ли он ее остановить, или это уже чувственные ласки начинающихся плотских утех. Тела прародителей здесь воплощают земную красоту человека, а не совершенный умозрительный идеал. Как знаток античности, художник совмещает библейскую символику с античной: кроме Евы, к запретному плоду тянется Купидон – божество любви.
Французский художник XVIII века трактует грехопадение в эстетике рококо, превращая этот сюжет в галантную сцену. Ева кокетливо протягивает Адаму запретный плод, а он сидит в абсолютно расслабленной позе, изящно скрестив ноги. Ничего в этой картине не говорит ни о значении их поступка в библейской истории, ни о последующем изгнании из рая.
Грех или свобода?
Часто грехопадение Адама и Евы трактуется как красноречивая иллюстрация несовершенства человеческой природы, неотвратимого стремления ко греху, готовность за минутное наслаждение пожертвовать даже жизнью в райском саду. На самом деле этот сюжет говорит о милосердии Бога в христианстве, который даровал человеку самое ценное – свободу воли и возможность выбора на протяжении всего жизненного пути.
А какая мысль Вам кажется главной в истории Адама и Евы?
Больше о произведениях искусства, обращающихся к сюжетам Ветхого Завета и мифологии можно найти на моем канале.