Найти в Дзене

Театр кукол Образцова. Заглянем за кулисы

Здравствуйте, друзья.

Наверняка каждый из вас видел это здание на Садовом кольце с фантастическими часами. Это легендарный театр кукол Образцова, один из самых известных кукольных театров в мире. И сегодня о нем будет наш рассказ.

Здание театра спроектировал в 1970 году известный архитектор-модернист Юрий Шевердяев в форме авангардного кубика, он же спроектировал и кинотеатр «Россия». Здание театра состоит из двух строений, но при этом выглядит едино и монументально. В центре для часов была специально спроектирована ниша.

Знаменитые часы на здании театра - доминанта фасада, их придумал сам Образцов. Они сверкают мозаикой и позолоченными лучами. В затейливых домиках обитают кукольные персонажи из известных сказок. Каждый час к зрителям выходил один из персонажей: в 1 час - ослик, в 2 часа - сова, далее - ворон, заяц, лиса, лев, кот, баран, медведь, козочка и волк, и свинья. А в 12 часов можно было увидеть сразу всех персонажей сказок. Над всеми фигурками - петух с позолоченным гребнем. Перед началом нового часа петух поворачивался к зрителю и кукарекал. Сейчас, к сожалению, часы временно не работают. Кстати, мы слышим запись настоящего петуха, которую сделал Образцов у себя на даче.

Сейчас, к сожалению, часы временно не работают. Но, надеемся, что вскоре они все же продолжат радовать и взрослых и детвору.

Давайте зайдем внутрь театра.

В этом фойе организована небольшая выставка, посвященная семье С.В. Образцова.

-4

В театре три зала: большой, малый и третья сцена. Малый зал (200 мест) - небольшой по площади и предназначен для детей, большой зал (500 мест) - для взрослых. В обоих залах все было продумано так, чтобы с любого места было хорошо и слышно и видно происходящее на сцене. И еще одна особенность: в зрительном зале нет балконов, так как зритель не должен смотреть с верхней точки, дабы не видеть того, что происходит за ширмой.

Заглянем в кабинет создателя театра.

Изначально С.В. Образцову обустроили кабинет на третьем этаже, этаже администрации и дирекции. Но он отказался, так как хотел работать рядом с мастерами и художниками, он считал себя прежде всего художником, а театр кукол - художественным театром. И первым делом, когда Сергей Васильевич приходил на работу, он шел общаться с мастерами кукол и художниками, часто сам изготавливал новых кукол.

Мебель для театра и в том числе для кабинета Образцова приобреталась в антикварных магазинах, в то время подобная мебель была не в моде и от нее часто избавлялись, что позволяло купить ее за небольшие деньги: карельская берёза, начало XIX века. Это была идея С.В. Образцова - украсить весь театр старинной мебелью, она не превратила театр в музей, ей могли пользоваться и работники театра и зрители.

Кабинет украшают подарки С.В. Образцову. Гораздо большее их количество находится в Музее-квартире Образцова. Однажды мы сходим с вами и туда.

-7

А эта фарфоровая статуэтка, созданная в 1948 году скульптуром Ильей Слонимом, послужила прототипом для создания памятника Образцову, который стоит перед театром.

-8

А сейчас мы переместимся в святая святых этого театра - мастерские, где создаются новые куклы и реставрируются действующие. Как все происходит: сначала по эскизам создается форма головы из пластилина, из формы создается уже сама голова из папье маше. Затем голова куклы надевается на гапит - палку для управления куклой. Дальше делается механика в зависимости от того, какие движения должна выполнять та или иная кукла. И, наконец, завершающая часть создания персонажа - это уже одежда и прорисовка лица. Производство куклы может занимать от 3 недель до 3 месяцев в зависимости от сложности персонажа.

Есть место в театре, куда хочет попасть каждый, но пускают не всех - это закулисье театра, где хранятся декорации, реквизит, различные куклы из действующих спектаклей.

Вот, например, слон из спектакля «Маугли».

За ширмой на сцене, где скрываются актеры, происходит настоящее волшебство - оживление кукол. Угадать, сколько артистов играет за кукол, бывает непросто. Иногда за одну куклу играет до 8 артистов, а иногда - за несколько кукол играет всего один актер.

-12

В театре находится уникальный музей кукол, в его коллекции более 5000 экспонатов. Все эти куклы когда-то играли в различных кукольных театрах, их делали не для музея. Благодаря этой коллекции можно узнать историю кукольного театра, и мы немного расскажем о ней.

Театр кукол - искусство очень древнее. Предшественниками кукольных представлений были мистерии и ритуальные обряды, в которых главную роль играли языческие боги (в виде кукол или масок). В таких церемониях и ритуалах к богам обращались с просьбами о дожде, удачной охоте и хорошем урожае, разыгрывая представления с сюжетом, диалогами, танцами и музыкой.

Старинные тибетские и монгольские ритуальные маски
Старинные тибетские и монгольские ритуальные маски

Кукольный театр людям нравился всегда, и куклы были артистами и сотни тысяч лет назад. Но в современном виде кукольный театр появился в средневековье.

Одним из главных персонажей русского ярмарочного театра кукол был Петрушка (или Петр Петрович Уксусов). Хулиганистый, драчливый, смешной, он никого и ничего не боялся, отлично орудовал дубинкой, его вздорного характера и дубинки боялся не только Городовой, но и сама Смерть. У русского Петрушки по всему миру много братьев - Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Василаке в Румынии, Каспер в Германии, Панч в Англии, Кашпарек в Чехии, Ян Классен в Голландии, и другие. А прародителем всех этих героев, как и нашего Петрушки, стал древнеримский народный герой - Маккус. Всех этих кукол объединяло внешнее сходство: длинный нос, красный колпак, насмешливая улыбка и нахальный взгляд. Эти герои были очень популярны у ярмарочной публики из-за своей смелости и вседозволенности - в своих выступлениях они не боялись ничего, дерзили, насмехались, дрались, ведь какой с куклы мог быть спрос.

В храмах Европы в XVI веке начали создавать кукольные инсталляции. Это был так называемый вертепный театр. Основное действие, показываемое такими инсталляциями, было Рождество Иисуса Христа. Но, помимо религиозных кукол, в таких композициях были и фигурки кукол местных жителей и князей. Ночью куклы могли переставляться, оживляя действие и удивляя народ/позволяя поверить в чудеса. Такие куклы назывались «криппами» или «крипт-фигурами». Позже для таких спектаклей строились красивые дворцы, домики или красивые вертепы, а куклы могли двигаться в таких макетах. Кукольник гастролировал со своими театральными представлениями по другим городам, у него всегда за плечами был сундук, который во время спектакля становился домиком или вертепом, и по этому сундуку его можно было узнать с первого взгляда. И его узнавала детвора и своими радостными криками привлекала народ - зрителей.

На юге Италии, а именно в Сицилии, около 200 лет назад появилось такое направление театра как рыцарский театр. Куклы этого театра разыгрывали рыцарские истории, в основе которых лежали древние поэмы о рыцаре Роланде. Такие куклы-рыцари весили до 20 кг, поэтому это был абсолютно мужской театр. Причем одни мужчины работали с куклами, а другие мужчины комментировали эти рыцарские турниры. И, конечно, в сражении кто-то должен погибать на сцене. В таком театре это умели делать правдоподобно, зрелищно и ярко. Особенностью кукол для рыцарского театра было «умение» во время сражений терять руки, ноги, иногда даже голову. Но к следующему спектаклю кукловод с легкостью возвращал конечности на место, и кукла снова могла щекотать нервишки новым зрителям, театрально погибая на сцене.

-16

Пожалуй, самый загадочный театр кукол – теневой театр. Театр теней родился в Китае более 2000 лет назад и распространился по всему миру. Это подтверждают разнообразные куклы теневого театра, представленные в музее, старинные и современные, вырезанные из бумаги и кожи, привезенные из Греции, Индонезии и других стран. 

Вместо декораций сцена затянута белым экраном, за экраном актеры размещали плоские фигуры кукол, силуэт которых был виден зрителю благодаря направленному свету. Внизу сидел актер, он вел повествование, одновременно передвигая кукол и играя на разных музыкальных инструментах.

В огромной коллекции кукол этого музея были долгое время и вот эти французские куклы. Пока нечаянно по документам не обнаружилось, что это не просто куклы, а домашний кукольный театр цесаревича Алексея. После долгих переговоров куклы были перевезены в Царское село, но здесь, в музее, представлены их точные копии.

Домашний кукольный театр цесаревича Алексея
Домашний кукольный театр цесаревича Алексея

В витринах музея можно увидеть кукол разных стран. Все они играли в разных национальных кукольных театрах.

Юноша и девушка. Эстония, 1970
Юноша и девушка. Эстония, 1970
Фрэггл и лягушонок Робин. Кукольное шоу «Скала Фрэгглов». США, 1983-1987. Это реальные куклы, снимавшиеся в этом шоу.
Фрэггл и лягушонок Робин. Кукольное шоу «Скала Фрэгглов». США, 1983-1987. Это реальные куклы, снимавшиеся в этом шоу.

Сергей Владимирович Образцов любил в первую очередь перчаточных кукол (это когда кукла одевается на руку как перчатка). Возможно, именно поэтому эмблемой театра стала рука с шариком на указательном пальце. Одна из его первых кукол - это младенец по имени Тяпа. Про эту куклу Образцов говорил, что это самый старый ребенок в мире.

Кукла Тяпа
Кукла Тяпа

В музее можно увидеть кукол из разных спектаклей театра кукол С.В. Образцова. Если вам нравятся спектакли этого театра, то эта выставка обязательно погрузит вас в воспоминания.

-24

Памятник, который стоит перед театром, создал в 2001 году скульптор Балашов. Здесь молодой Образцов держит в руках свою любимую куклу Кармен - героиню самого популярного спектакля театра кукол «Необыкновенный концерт».

-25

Несколько любопытных фактов:

Изначально спектакль «Необыкновенный концерт» назывался «Обыкновенный концерт». Это была пародия на сборные концерты, которые были очень популярны в то время: цыганский хор, пианист или виолончелист, чечеточник, поэт, и весь этот концерт ведет конферансье со своими специфическими шуточками. Но обрушилось огромное количество критики, потому что многие деятели культуры узнали в персонажах этого концерта себя и им это не понравилось. В результате Сергей Владимирович сказал: «Ах, раз так, раз вам не нравится «Обыкновенный концерт», тогда это будет «Необыкновенный концерт», такой, которого как будто и нет на самом деле. Соответственно все персонажи необыкновенные, удивительные, ни на кого не похожие, и никакой пародии ни на кого здесь нет.»

-26

В советское время рядом был винный магазин. Спиртным торговали только с 11 утра, и к этому времени в магазин выстраивалась очередь. И ровно в 11 часов появлялся волк. Так в народе родились шутки про «час волка».

Фото с сайта muzobozrenie.ru
Фото с сайта muzobozrenie.ru

Театр Образцова сегодня - крупнейший театр кукол с тремя сценами и богатейшей коллекцией кукол.

Посмотреть музей кукол можно перед спектаклем, обязательно приходите в театр заранее, это очень увлекательный музей.

Или можно записаться на экскурсию по театру, как сделали мы. Приходите, не пожалеете!

Май, 2022

Театры
6771 интересуется