Несколько лет назад меня попросили составить указатель о книгах, героями которых были бы инвалиды, или люди, получившие свои способности в результате научных экспериментов. Это задание открыло для меня большое количество интересных произведений, и несколько ранее неизвестных имен (Эдвард Митчелл).
Указатель составлен в двух вариантах: беседа о книгах, включающая наиболее полную подборку книг, и библиографический указатель, куда вошли только произведения об инвалидах. Я предлагаю вашему вниманию беседу о книгах.
Особые люди: это фантастика!
В мировой фантастической литературе есть произведения, главными героями которых являются люди с физическими недостатками, полученными в результате каких-то несчастных случаев, доставшимися от родителей, или особенностями, приобретенными в результате каких-либо экспериментов. В 1987-м году я впервые познакомился с этой тематикой, прочтя опубликованный в журнале "Техника-молодежи" рассказ чешского писателя-фантаста Онджея Неффа "Белая трость калибра 7,62". Его герой - слепой от рождения Мартин Данеш, он же всемирно знаменитый автогонщик Бобби-молния. Его призвала польская служба безопасности для уничтожения Существ, захвативших центр управления космическими полетами в Варшаве.
Позднее неоднократно приходилось встречать рассказы и повести о таких людях. Все произведения, вошедшие в "Беседы", попадались на глаза совершенно случайно. Практически все они находятся в фонде ЦГДБ им. А.П. Гайдара. Также использована домашняя библиотека. Некоторые книги доступны в сетевых библиотеках.
Очень увлекательно, разбираться в сюжете рассказа-пьесы известного польского фантаста Станислава Лема "Существуете ли вы, мистер Джонс?". Как вы считаете, кто такой ответчик на судебном процессе "Кибернетикс компани" против Гарри Джонса": человек, или, как утверждает представитель истца, "самозваный комплекс кибернетических протезов"?
Может ли человеческая голова или мозг существовать без тела, быть пересаженным другому человеку, животному, или стать частью системы управления космического корабля?
В музее Нью-Йорка, в стеклянной витрине, около года хранится голова какого-то человека. Как говорят хранители зала, она принадлежала французскому убийце, казненному в 18-м веке. Но однажды в музее появился человек, которому показалось странным ее сходство с его знакомым ученым. Встаньте где-нибудь, чтобы вас не было видно, и послушайте их разговор. Да, голова может говорить, и она поведала весьма интересную историю, которую вы можете прочитать в рассказе Эдварда Пейджа Митчелла "Человек без тела". Он относится к циклу рассказов о профессоре Думкопфе.
В Африке появилось весьма необычное существо. С виду - самый обыкновенный слон, практически ничем не отличающийся от своих собратьев. Но может ли дикое, нигде и ничему не обученное животное прекрасно понимать язык, намерения и поступки людей? Этот слон понимал все, что говорят вокруг него. А если бы вы видели, какие чудеса показывает он на цирковой арене!
Позвольте представить: африканский слон Хойти-Тойти, герой одноименной повести Александра Беляева из цикла "Изобретения профессора Вагнера". Он же... Вы только не удивляйтесь, прошу вас. Он же - молодой немец по имени Альберт Ринг, спутник профессора Ивана Степановича Вагнера в его африканской экспедиции. Мозг Ринга был пересажен в вожака небольшой стаи слонов.
В указатель, кроме "Хойти-Тойти", вошел еще один рассказ из цикла "Изобретения профессора Вагнера": "Гость из книжного шкафа". Вместе с "Прозрачным человеком" американского писателя-фантаста конца 19-го столетия Эдварда Митчелла его можно отнести к "невидимому" циклу, в который входит и "Человек-невидимка" Герберта Уэллса.
Катастрофа уничтожила тело ученого-ядерщика Барта Квентина, героя рассказа "Маскировка" американского писателя Генри Каттнера. При взрыве чудом не пострадал мозг Барта. С помощью сложнейших операций его пересадили в трансплант, небольшой металлический цилиндр, к которому можно присоединить любые приспособления, необходимые для работы. Однажды Квентину поручили доставить на спутник Юпитера Каллисто ядерную электростанцию. Но случилось так, что станция понадобилась бандитам, желающим создать свое логово в поясе астероидов, и нападать оттуда на пролетающие мимо корабли. Среди пиратов оказался близкий друг Барта, Вэнс Толмен.
Читателю могут понравиться повести и рассказы, герои которых получили свои способности в результате экспериментов ученых. Очень близки по назначению (изучение и освоение других планет) Эндрю Блейк и юпитерианский биоробот с дистанционным управлением, ю-сфинкс Джо - главные герои повестей Клиффорда Саймака "Принцип оборотня" и Пола Андерсона "Зовите меня Джо".
Человек страдает не только от физических, но и от психических заболеваний и увечий. Очень сложно читается начало и конец романа-дневника Дэниэла Киза "Цветы для Элджернона". Его главный герой Чарлз Гордон - инвалид с детства, неграмотный человек, поэтому в первой и последней частях романа нет никаких знаков препинания. К тому же он пишет слова так, как они слышатся. Но это не делает книгу менее интересной.
Психические заболевания иногда можно излечить, и это не всегда делает человек. Так случилось в рассказе "Дело рук компьютера" американского писателя Джона Т. Макинтоша. Компьютер вычислительного центра помог Розе, слабоумной девушке, недавно устроившейся на работу, превратиться из совершенно неграмотной уборщицы в бухгалтера, способного в одну секунду проделать сложнейшие математические операции.
Причиной поражения психики человека могут быть чьи-то слова, переживания, тревоги, страхи и волнения, остающиеся в его памяти и мозге. Бывает так, что помочь такому человеку может чуткий собеседник. Ну, а если вы говорите не с человеком, а с пришельцем? Примерно таким, какой встретился герою рассказа Клиффорда Саймака "Поведай мне свои печали" Сэму, уборщику в психиатрической больнице небольшого американского городка и алкоголику. Пришелец может внимательно выслушать ваши слова обо всех тревогах и переживаниях. Неважно, сколько может уйти на это времени, хоть несколько дней, но очень большая, настоятельнейшая просьба: наблюдайте за состоянием внеземного собеседника! Не дай Бог, "напьется" до розовых слонов! Ведь для него ваш рассказ о печалях и тревогах - как бочка пива для алкоголика.
Далее об этих же произведениях можно прочитать подробнее.
Онджей Нефф. "Белая трость калибра 7,62".
Нефф О. Белая трость калибра 7,62 / Нефф Онджей; Пер. С чешского Т. Осадченко // В тени сфинкса: Сборник научно-фантастических произведений. - М.: Мир, 1987. - стр. 19-60
Кто-нибудь может проехать за десять минут по небольшой асфальтовой площадке в тот момент, когда на него со всех сторон налетают восемь автомобилей, и вы должны постоянно контролировать свою машину? Добавьте к этому десять абсолютно непроницаемых черных капюшонов на голове. Они действительно не пропускают свет. Можете спросить у тех добровольцев, которым одели на головы по такому капюшону, и которые беспомощно ходили по площадке. Скажете, невозможно?
Знакомьтесь: Бобби-молния, знаменитый на весь мир польский каскадер-автогонщик, единственный исполнитель очень опасного трюка. Никто из зрителей и поклонников шоу практически ничего не знал о гонщике. Мартин Данеш, он же Бобби-Молния, был слепым от рождения. Его отец получил тяжелое увечье глаз во время Вьетнамской войны середины 20-го столетия. Работая в южновьетнамской деревне, Данеш-старший, врач по профессии, "совершенно случайно", как сказали американские военные, попал под воздушную химическую атаку. У летчиков был приказ, и они выполнили его, вылив отравляющие вещества на совершенно неповинных людей. Неважно, что вышла небольшая ошибка, и деревня оказалась не на мятежном Севере, а на Юге. Лечение ни к чему не привело, и все закончилось полной слепотой, которая передалась Мартину. Именно отец "увидел" и развил в мальчике те самые способности, которые сделали из него Бобби-Молнию, автогонщика, обладающего мгновенной ориентацией в пространстве, абсолютным слухом, отличной быстротой реакции и великолепной пространственной памятью.
Эти же качества Данеша очень помогли польской Службе безопасности. Она призвала его для уничтожения опаснейших инопланетных Существ, оказавшихся в варшавском центре управления космическими кораблями. Их оружие - огненные завораживающие глаза. Если обычный, зрячий, человек встретит их взгляд, то через некоторое время он превращается в пришельца. Именно так и был захвачен Центр управления: Существа завладели автоматическим зондом, отправленным Землей за пределы Солнечной системы, и с помощью его видеокамер вошли в контакт с сидевшими в Варшаве операторами спутника.
Единственным средством, которое могло бы спасти страну, и, может быть, всю Землю, от захвата пришельцами, был слепой человек, способный войти в зал Центра Управления, где находились изолированные от мира Существа, и уничтожить их, при этом, не превратившись в пришельца. Таким человеком и стал Мартин Данеш.
Станислав Лем. "Существуете ли вы, мистер Джонс?"
Лем С. Существуете ли вы, мистер Джонс? // Лем С. Больница преображения. Высокий замок: Романы. Рассказы: Пер. С пол. / С. Лем. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004 . - Стр. 406-415
Лем С. Существуете ли вы, мистер Джонс? / Лем С. // Станислав Лем. Непобедимый: Роман. Рассказы. Собр. Соч. в 10 тт. Т.3. – М., 1993. – Стр. 156
В нью-йоркском суде слушается процесс по иску крупной компании "Кибернетикс компани" против Гарри Джонса, всемирно известного американского автогонщика, победителя многих мировых гонок. Несколько раз они проходили в экстремальных условиях. Фирма производит кибернетические протезы, с помощью которых можно заменить в человеке практически все: от внутренних органов до самого верхнего слоя кожи, от кончика волос на голове до ногтя на мизинце ноги. Но каждая операция и каждый протез стоят очень дорого, и не всякому по карману. Если же протезирование жизненно необходимо, но у клиента нет средств, то "Кибернетикс компани" идет ему навстречу и делает протезы в кредит, который необходимо возвратить в установленный договором срок. В случае невыплаты компания имеет право подать в суд, что и сделала в отношении Джонса, задолжавшего ей пятьдесят шесть тысяч долларов. Правда, правление предлагало ему выход: стать рекламным объектом в витрине магазина, но тот отказывается от такой "работы". В суде интересы истца представляет юрисконсульт компании, а в зале находится ее президент мистер Донован.
Ответчик... Вроде бы, мистер Джонс в зале суда есть. Вон он, сидит на скамье, и ждет вызова судьи. У него нет адвоката: гонщик решил сам представлять собственные интересы на этом процессе. Да и повестка была выслана по нью-йоркскому адресу Гарри Джонса, и посыльный принес собственноручную расписку ответчика в ее получении. Можно ли сомневаться в том, что гонщик присутствует здесь? Да. В этом сомневается "Кибернетикс компани". Ее юрисконсульт заявил, что на месте знаменитого гонщика, чьи бренные останки похоронены на разных трассах мировых автогонок, находится самозваный комплекс кибернетических протезов, произведенных компанией, который заменил практически все органы в Джонсе.
И он имеет на это утверждение все основания. Вслушайтесь повнимательней! Вам не кажется странным, что от обычного человека исходят какие-то непонятные шум, скрежет, и шипение, словно от работающего механизма? Юрисконсульт компании уже сделал ответчику замечание за то, что он мешает его выступлению. Послушайте, как и о чем говорит гонщик. Разве человек может помнить практически всё о своих наградах: за какие гонки, где и когда они были получены? Может, если имеет феноменальную память, которая сохраняет сведения за много лет. Гарри Джонс этой способностью не обладал, но почему-то все помнил. Он обвинял истца в том, что его лишили работы: правление команды гонщиков сослалось на то, что его автомобилем управлял автопилот, пусть и в облике человека. Из-за увольнения гонщик не мог выплатить долг, но и не желал работать механическим манекеном, как предлагал ему мистер Донован. Больший ущерб, как считал Джонс, ему нанесло отлучение от методистской церкви.
Суд никакого решения не вынес, перенеся заседание на другой день. Он так и не смог решить, является ли ответчик человеком, или нет. К сожалению, ничего не известно о том, какое решение в конце концов было принято: рассказ заканчивается словами судьи, объявляющего о перерыве.
Как вы думаете: может ли человек по-прежнему считаться человеком, таким же, как вы и я, если его мозг пересажен какому-нибудь животному, например, слону, или в металлический цилиндр-трансплант, как это случилось с Альбертом Рингом и Бартом Квентином, героями повестей "Хойти-Тойти" Александра Беляева и "Маскировка" Генри Каттнера? Вопрос довольно спорный. Мне кажется, что они мало чем отличаются от нас, несмотря на другое "тело". Их интеллект совершенно не изменился, как можно увидеть из произведений. Поэтому, даже в облике животного, или металлическом цилиндре человек остается самим собой.
Александр Беляев. "Хойти-Тойти".
Беляев А.Р. Хойти-Тойти / Беляев А.Р. // Беляев А.Р. Властелин мира: Роман, фантастические рассказы. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - Стр. 419-489
В берлинском цирке Буша - аншлаг. На афишах - африканский слон Хойти-Тойти, прославившийся на весь мир высочайшим классом дрессировки. И это выяснилось совершенно случайно. Во время представления со зрительских трибун к необычному артисту подошли два профессора-зоолога, Штольц и Шмит, проэкзаменовавших его. Слон мог производить любые математические операции; "говорить" с помощью карточек или хобота, которым писал на песке арены. На просьбу профессора Шмита сказать, который час, Хойти-Тойти достал хоботом часы из нагрудного кармана его жилета, посмотрел на циферблат, и на карточках показал точный ответ: 10.25. Но самое интересное произошло, когда слона спросили, как его зовут. Он ответил: "Сейчас Хойти-Тойти". Раньше он носил имя Сапиенс, что на латыни означает "разумный". И это было правдой: Хойти-Тойти, или Сапиенса, не был обычным дрессированным слоном.
Малоизвестный рассказ советского писателя-фантаста Александра Беляева "Хойти-Тойти" относится к циклу "Изобретения профессора Вагнера", который издавался с 1926-го по 1936-й годы. В него вошли очень интересные рассказы о профессоре Иване Степановиче Вагнере, ученом и изобретателе. "Хойти-Тойти" служит продолжением рассказа "Амба", рассказывающего об африканской экспедиции Вагнера. Кроме профессора, их объединяет немецкий ученый Альберт Ринг. Из-за наводнения, в которое он попал вместе со своим патроном, профессором Турнером во время путешествия по Конго, Ринг получил тяжелые травмы, вылечить которые не смог даже пришедший на помощь Вагнер. Профессор отсоединил мозг немца от тела, и сделал его совершенно автономным органом. При этом сознание также было сохранено, и молодой ученый жил с помощью специального аппарата несколько месяцев. Но инженер тяготился этим положением: согласитесь, нелегко существовать, когда не чувствуешь тела, рук и ног, не можешь нормально видеть, слышать, и говорить, как раньше. Он "просил" Вагнера помочь ему все вернуть, но для человека мозг не подходил.
Повесть "Хойти-Тойти" состоит из трех частей. Первая рассказывает о бунте Хойти-Тойти против Юнга, циркового служителя, который ударил его по ноге палкой от метлы. Сапиенс воспринял этот удар как оскорбление, возмутился против такого грубого обращения, и сбежал из цирка. Сначала в поисках корма, и потом, когда началась охота, он нанес большой ущерб фермерам и городскому хозяйству Берлина. По приказу полицай-президента против Хойти-Тойти бросили полицию и пожарных, но ничего не помогало. Слона удалось остановить лишь с помощью телеграммы, в которой профессор Вагнер просил его вернуться в цирк, где они встретятся. После их свидания Сапиенс ушел в отпуск: вместе со своим создателем и его новым ассистентом он отправился в Швейцарию.
Вторая часть повести - дневник Акима Денисова, спутника Вагнера в африканской экспедиции, посвящённый появлению на свет Сапиенса.
Единственным животным в мире, чей череп мог вместить мозг Ринга, оказался африканский слон. Вагнер отправился в экспедицию в Конго, во время которой пережил немало приключений. Из-за своего невидимого каучукового шара-зорба, который должен был защищать его от хищников, он невольно стал "мячом" для семьи горилл.
Профессору очень быстро удалось найти подходящего слона, вожака небольшой стаи. Он усыпил его с помощью "слоновьей водки" - особого средства, вылитого в реку на месте водопоя, и затем заменил слоновий мозг человеческим. Так на свет появился необычный слон, или человек в слоновьем теле, которого ученый назвал Сапиенс, "разумный". Можно даже сказать, что он создал первого представителя нового вида слонов: Elephans sapiens.
Слон прожил в лагере Вагнера некоторое время. Уходя каждый день в поисках корма, он все-таки возвращался к профессору. Но однажды Сапиенс исчез.
Рассказ Акима Денисова продолжил сам Хойти-Тойти, Сапиенс, или, если вам угодно, Ринг. Он надиктовал Вагнеру свою историю с помощью азбуки Морзе, используя хобот как передатчик. Профессор записал ее, и она составила третью часть повести.
На долю необыкновенного слона выпало немало приключений. Сапиенс работал у браконьеров, которые охотились на его собратьев ради бивней; несколько раз был обстрелян охотниками, которым, к счастью, не удалось его убить. Он долго плутал по джунглям, пока, наконец, не встретил английских поселенцев и их детей. Желая развлечь себя и их, Ринг устроил цирковое представление, показав настоящие чудеса. Это оказалось истинным спасением: получив от детей свою новую кличку (Хойти-Тойти в переводе с английского - "шутка"), он стал цирковым артистом, и, благодаря своим талантам, прославился на весь мир.
Генри Каттнер. Маскировка.
Каттнер Г. Маскировка // Каттнер Г. Котел с неприятностями: Сб. научно-фантастических произведений; Пер. с англ. – М., 1992. – Стр. 211
Как бы вы относились к своему близкому другу, если он станет трансплантом, мозгом, заключенным в металлический цилиндр шести дюймов высотой? Да, просто человеческим мозгом. Тело вашего друга уничтожил сильный взрыв, и от того человека, которого вы когда-то знали, остался только мозг. Стали бы вы бояться его, перестать считать равным себе, и своим приятелем?
Молодой физик-ядерщик Барт Квентин был другом Вэнса Толмена, психолога, который часто бывал в этой семье. Вэнс перестал общаться со своим другом еще до катастрофы.
Все изменилось после взрыва в лаборатории, разметавшего тело Барта в клочья. От человека, которого знал Толмен, остался только мозг, который пересадили в трансплант, металлический цилиндр шести дюймов в окружности. Для самого ученого все вроде бы осталось, как раньше, до взрыва. Он также, как и раньше, мог "есть" и "пить", пусть и с помощью приспособлений; хорошо водил машину. Благодаря приставным рукам и случайно открытым способностям Квентин стал (правда, под псевдонимом) известным карикатуристом. Но, что, по-моему, может быть самым главным для Барта - это жена Линда, которая не отказалась от своего мужа. Ей было совершенно все равно: каким бы не был Квентин, человеком или трансплантом, она любила его.
Со дня катастрофы прошло семь лет, и Толмен с тех пор ни разу не был у своего старого друга. За это время он связался с бандой мошенников и бандитов, и стал ее психологом. Пираты три месяца орудовали на Венере, но, когда полиция начала окружать их, переселились на Землю. Спустя некоторое время их предводитель Браун задумал скрыться в поясе астероидов, создать там базу, с которой можно было нападать на пролетающие корабли. Но на астероидах нет воздуха, и для его создания необходима атомная электростанция.
Бандиты узнали, что Барту поручили доставку АЭС на Каллисто, спутник Юпитера. Главарь приказал Толмену поговорить со своим другом, и выяснить его слабые стороны. Единственная "ахиллесова пята" транспланта было опьянение при подаче высокочастотного тока.
Для Вэнса это поручение было очень тяжелым: он не смог принять новый облик своего приятеля. Сложно сказать, как он относился к Барту при встрече. Можно сказать, что это было соединение страха и ненависти перед непонятным механизмом, каким стал его старый друг. Квентин видел это отношение, и, может быть, не случайно сказал: «Мы ведь давно дружим, Вэн. Не исключено, что ты забудешь об этом раньше, чем я».
Толмен разузнал практически все, что было нужно главарю. Благодаря этому пиратам удалось захватить корабль и станцию, но для них это кончилось очень плохо. Несмотря на свою безоружность, Квентину удалось уничтожить практически всю банду. Он использовал для обороны ускорение, торможение, и ток. В живых остался только Толмен, которого Барт выпустил из звездолета уже на Земле, приземлившись около Денвера.
Психика человека, его мозг - очень сложная и одна из важнейших систем в организме. От ее состояния зависит абсолютно все остальные органы. Любая болезнь психики - большая трагедия для самого больного. Иногда это происходит из-за каких-то генетических дефектов, как это случилось с Чарли Гордоном, героем романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона".
Но не всегда причиной каких-либо заболеваний является генетика. Психика очень уязвима для окружающего мира, для людей. Любое неверно и не к месту сказанное или грубое слово, любой попрек может привести к ее сдвигу.
Не надо считать, что психически больной человек представляет угрозу для окружающих, как принято думать. Например, могут ли быть опасными Чарли Гордон, или Роза, героиня рассказа Джона Макинтоша "Дело рук компьютера"? Вряд ли.
Как можно вылечить психически больного? Кто это может сделать? Первый же ответ: врач в психиатрической больнице. Но всегда ли это так? В рассказе Клиффорд Саймака "Поведай мне свои печали" можно найти другой вариант. Представьте себе небольшой городок где-то в России, "захваченный" настоящим воинством пришельцев, готовых выслушать рассказ о ваших проблемах. Они рады сесть рядом с вами, и просто поговорить о жизни, о ваших делах, но прошу вас: обращайте внимание на состояние вашего необычного собеседника! Вы и сами не заметите, как он опьянеет! Отчего? Как это ни странно, от вашего рассказа, от ваших собственных печалей и проблем.
Компьютер вычислительного центра сам, по собственной инициативе, помог слабоумной девушке не только вылечить свой недуг, но и поменять работу: из уборщицы перейти в бухгалтеры. Он дал ей способность к моментальному счету. Об этом можете прочитать в рассказе Джона Т. Макинтоша "Дело рук компьютера".
Дэниел Киз, "Цветы для Элджернона".
Киз Д. Цветы для Элджернона: научно-фантастический роман/ Д. Киз. - М.: Мир, 1990. - 214 с. - (В библиотеку любителям зарубежной фантастики). - 4.00 руб. (в фонде ЦГДБ им. А.П. Гайдара)
"1. Атчет о происходящем - 3 марта
Доктор Штраус сказал што я должен писать все што я думаю и помню и все што случаеца со мной севодня. Я не знаю пачему но он гаварит што это важно штобы они могли увидить что я падхажу им. Я надеюсь што падхажу им потому што мис Кинниен сказала они могут сделать меня умным. Я хочю быть умным. Меня завут Чарли Гордон я работаю в пикарне Доннера где мистер Доннер плотит мне 11 долларов в неделю и дает хлеп или перожок когда я захочю. Мне 32 года и через месец у меня день рождения…»
«Отчет № 10. 21 апреля
Я придумал, как заставить тестосмеситель работать производительнее. Мистер Доннер сказал, что это весьма прибыльно, можно сэкономить на рабочей силе. Он выдал мне премию в пятьдесят долларов и прибавил десять долларов в неделю…»
Из отчета №17.
«5 ноября
Мис Муни беспокоится про меня. Она сказала то как я лежу целыми днями и ни чево не делаю на поминает ей сына как раз перед тем как он вы бросился из окна. Она сказала ей не нравяца лентяи. Если я болею это одно дело а если без дельничаю это совсем другое и я ей такой не нужен Я сказал мне кажеца я заболел…».
Роман написан в форме экспериментального дневника, который обычно ведет исследователь. Но этот создан самим объектом исследования. Позвольте представить: Чарли Гордон, рабочий из пекарни Доннера, тридцатидвухлетний инвалид детства, родившийся с генетическим дефектом. Сложно сказать, что больше повлияло на его болезнь: дефект или мать, которая шпыняла своего больного сына. Не могу сказать, почему она так относилась к нему. Позднее, во время эксперимента, Чарли навестил свою семью, и был очень огорчен состоянием матери. Это была почти сумасшедшая женщина, которую боялась даже родная дочь, его сестра Норма.
Чарли участвовал в эксперименте, который проводили профессор психологии Немур и доктор Штраус, сотрудники нейропсихологической лаборатории университета Бекмана. Исследование должно было проверить, можно ли повысить коэффициент интеллекта слабоумного человека, превратив его в гения.
Чуть раньше ученые сделали такую же операцию белой мыши по имени Элджернон. Они посадили его в стеклянный лабиринт, в одном из ходов поставив лакомство. После операции мышь быстрее, чем раньше, находила нужный тоннель. После того, как прооперировали Чарли, ученые сравнивали результаты эксперимента по наблюдениям за Элджерноном и отчетам Гордона.
То, что первая операция была сделана какой-то белой мыши, для Чарли был вызов, который послужил стимулом для согласия на операцию.
Эксперимент удался и одновременно провалился. Удался потому, что его задача была выполнена: Чарли превратился в настоящего эрудита, обладающего энциклопедическими знаниями. Он научился читать и говорить практически на всех основных языках мира, в том числе китайском; получил новую работу (создал лабораторию в том же самом институте, где проходил опыт); познакомился с учеными. Он создал несколько музыкальных произведений. Можно сказать, что эксперимент удался, и Чарли мог иметь много последователей.
Но, в какой-то степени, опыт Штрауса и Немура провалился. Он очень плохо сказался на отношении подопытного человека с родственниками. Вместо Чарли, доброго, доверчивого, готового помочь, появился Чарльз, далекий от людей, в том числе и от родных, какой-то холодный, черствый.
Постепенно Чарльз стал терять все то, что приобрел во время эксперимента. Воспользовавшись своими знаниями чуть ли не в последние дни, он вывел формулу Гордона-Элджернона, описав с помощью математики все процессы, которые происходили в нем во время эксперимента. Формула предсказала с высокой точностью предсказала момент, когда начнется крутое падение. Как позже выяснилось, прогнозы оказались верными.
Самое интересное, что почти то же, чуть раньше, происходило и с Элджерноном, к которому в клетку подсадили самку. Через некоторое время появились признаки деградации: мышь уже не могла выбирать верные пути в лабиринте. Вскоре она умерла.
Чарльз и сам был близок к деградации. Все время внутри него находился прежний Чарли, неумный, больной, неграмотный, но каким-то образом его удавалось держать "на привязи", не давать ему воли. Но после смерти Элджернона он стал "заявлять" права на мозг, которым обладал прежде. Чарльз начал постепенно забывать все, что знал и умел. В его отчеты вернулись грамматические ошибки.
В одном из последних отчетов Чарльз просит доктора Штрауса никогда больше не проводить подобные эксперименты на людях, а ограничиться белыми мышами. Он объяснил это двумя процессами, которые проходят почти одновременно: рост интеллекта сопровождается его падением, которое сводит к нулю все усилия ученых.
Что могут компьютеры? Управлять заводами, поездами, некоторые из них водят автомобили и поезда. Много компьютеров используется и в медицине. Но может ли компьютер самостоятельно вылечить больного, так, как это сделал "герой" рассказа Джона Т. Макинтоша "Дело рук компьютера"?
Джон Т. Макинтош. Дело рук компьютера.
Джон Т. Макинтош. Дело рук компьютера / Макинтош Дж.Т.; Пер. с англ. М. Гилинский // Компьютер по имени Джо: Сборник научно-фантастических рассказов / Сост. Р.Л. Рыбкин. - М.: Дет. Лит., 1990. - Стр. 92 - 105 (в фонде ЦГДБ им. А.П. Гайдара)
Как выглядит компьютер? Сейчас вы скажете: "Небольшой системный блок, дисплей, или монитор, клавиатура, и мышь. Иногда это моноблок, объединяющий системный блок и монитор". Но всегда ли он был таким?
В старом здании Политехнического музея на Лубянской площади, в отделе истории вычислительной техники, был отдельный зал, по стенам которого стояли шкафы, печатающее устройство и несколько терминалов. Это ЭВМ "Урал-1", созданная в Советском Союзе в 1954-м году. В шкафах "живет" записанная на магнитную ленту память компьютера. Люди общались с ним при помощи терминалов, мониторов и печатающих устройств.
В то время один компьютер занимал целый зал. В его углах, между блоками памяти, под столами с терминалами копится много пыли, мусора, и поэтому среди сотрудников были уборщица или уборщик, следящие за чистотой. В вычислительном центре доктора Эссона, создателя стоящего здесь компьютера, работала Роза, молодая девушка, которая недавно вышла из специальной школы мисс Бимиш. Ученый устроил ее уборщицей в свой вычислительный центр практически сразу же после его создания. Можно сказать, что для Розы центр стал домом. Рядом с компьютерным залом была небольшая комната, где она жила.
Девушке нравилась ее работа, и было приятно слышать работу компьютера. Ей казалось, что ему нравится выполнять все задания, которые дают люди. Роза не могла понять, почему его каждый день выключают на ночь. Эссон пытался ей объяснить, но делал это довольно интересно: "... Мы не хотим доверять всему, что он (компьютер - Л.К.) говорит, но не потому, что он ошибается, а на тот случай, если это когда-нибудь произойдет. И чем дольше мы на нем работаем, чем больше он знает, чем больше мы о нем знаем, тем скорее начнем доверять ему, если, конечно, он так ни разу не ошибется". Мне кажется очень странным отношение конструктора к своему созданию: какое-то недоверие, какая-то боязнь.
Роза сама, несколько раз, втайне от остальных сотрудников, пыталась дать ему задания, и машина выполняла их, как и другие. Но однажды компьютер сам "заговорил" с ней. Он никогда раньше не делал этого, общаясь с сотрудниками только по их инициативе. Разговор Розы с компьютером началось с письма, в котором машина сказала, что "впервые проявил инициативу, решая задачу, которую перед ним никто не ставил".
Девушка рассказала своему странному собеседнику практически все: о школе миссис Бимиш, о том, как она пришла в вычислительный центр. Еще Роза поведала о своей любви к счету: в школе ей очень нравился учитель математики. Она общалась с компьютером тайком от всех сотрудников центра. Спустя неделю необычный собеседник дал уборщице инструкцию для сборки шлема.
В пятницу после обеда Розу увидели спящей на стуле за печатающим устройством. На ее голове была одета странная шапочка, присоединенная проводами к компьютеру. Простая уборщица, малограмотная и не очень умная, обрела способность говорить наравне со всеми. Компьютер наладил в ее мозгу новые связи, исправил нарушения, и дал ей новые знания и способности.
Одной из них стала способность к моментальному счету. Когда Роза сказала, что больше не может убираться, а хочет стать калькулятором, доктор Эссон устроил ей проверку. Он назвал три числа: двадцать семь, сорок пять и пятнадцать. Роза не услышала, что надо было делать с цифрами, и в ту же секунду начала буквально сыпать цифрами. Но ответ был неправильным: девушка возвела двадцать семь в сорок пятой степени в пятнадцатую. Верный ответ - около восемнадцати тысяч.
Кто и где может излечить психические заболевания? Вы скажете сразу же: "Врачи в психиатрической клинике". Но, может быть, не только они и не только там? Ведь иногда для спасения психики необходим самый простой разговор, в котором человек может высказать собеседнику свои беды и печали. Кто знает, вдруг после этого разговора и не потребуется помощь психиатра?
Саймак Клиффорд. Поведай мне свои печали.
Саймак К. Поведай мне свои печали / Саймак К.; Пер. О. Битова // Саймак К. Кольцо вокруг солнца. - М.: Мир, 1992. - 224 - 248 стр.
Саймак К. Поведай мне свои печали / Саймак К.; Пер. О. Битова // Саймак К. Все ловушки Земли. - М.: ТПО "Интерфейс", 1992 . - 5 - 24 стр.
Неважно, в какой стране и каком городе Земли вы живете, но, если у вас есть какие-нибудь заботы, печали и проблемы, выходите на улицу. В следующую же секунду вас могут окружить десятки пришельцев, гуманоидов с большими ртами и усами, похожими на перья, и хором спросить на вашем языке: "Нет ли у вас каких-нибудь печалей и забот? Не хотите рассказать о них?". Не бойтесь, выберите собеседника, смело садитесь рядом с ним, и рассказывайте о своих бедах и проблемах. Остальные отойдут в сторону, чтобы тут же собраться вокруг другого человека, и задать ему точно такой же вопрос.
Вы можете говорить с пришельцем очень долго, хоть несколько часов, но иногда посматривайте на собеседника. Как только увидите, что он нетрезв, лучше прекратите разговор, тихонько встаньте, и уйдите. Бьюсь об заклад, что первой вашей мыслью о странном пришельце будет: "Он что, напивается человеческими печалями и бедами?". Как ни странно прозвучит, вы будете правы.
Где-то во Вселенной есть Галактика, многомиллионный "десант" с которой, если можно так сказать, "завоевал" Землю. У себя дома эти пришельцы считались алкоголиками, антиобщественными существами. Впрочем, вспомните все слова и эпитеты, которые часто используются при разговоре о наших, земных, пьяницах, и тогда вы поймете, кто участвует в этом "десанте". Единственное отличие инопланетян-алкоголиков от своих земных "коллег" в способе выпивки: не бутылка спиртного, а всякие грустные истории. Пришельцы готовы слушать их без перерыва сколько угодно времени.
Все началось с городка Милвилла, куда в один тихий субботний вечерок прибыл первый пришелец, которого сопровождал робот. Инопланетянин назвал себя Вильбуром, а робота Лестером, просто для того, чтобы с ними можно было общаться. Первым же собеседником Вильбура на Земле стал алкоголик Сэм, уборщик в городской психиатрической клинике доктора Абеля. Вильбур очень хорошо говорит по-английски, но если бы вы знали, сколько ему стоило обучение! По словам Лестера, "Они обобрали его, как липку". Но, с помощью записей, которые делает робот, пришелец надеется с лихвой вернуть все затраты.
Правда, Сэм рассказал немного, больше чужих историй, частично взятых из клиники Абеля, но его рассказов вполне хватило для того, что пришелец опьянел, что называется, до "розовых слонов".
На следующий день к домику Сэма подъехал констебль, потом сам мэр городка, и они не избежали общения с пришельцем. Было воскресенье, и люди шли в церковь, но не все спокойно миновали домик: кто-нибудь из прохожих садился рядом с Вильбуром. Инопланетянин провел на крыльце дома несколько часов, выслушал немало грустных историй, и, если бы не Сэм, который утащил его в дом отсыпаться, то неизвестно, чем бы все закончилось.
Среди гостей был доктор Абель, владелец больницы, захотевший приобрести Вильбура. Он так сказал о пришельце: "Величайший психиатр, какого когда-либо знал мир! Крупнейший вклад в психиатрию с самого начала времен!". Врач очень хорошо определил ту пользу для землян, которую может принести Вильбур: "Больше всего человечество нуждается в ком-то или в чем-то, на кого или на что можно перевалить свои заботы. В ком-то, кто одним магическим касанием изгонит все тревоги. Суть дела тут, разумеется, в исповеди - в том, чтобы символически переложить свою ношу на чужие плечи. Один и тот же принцип срабатывает в церковной исповедальне, в профессиональной психиатрии и в дружбе - дружба глубока и прочна лишь тогда, когда на плече у друга можно поплакаться". Для больных психиатрической клиники пришелец был бы самым лучшим лекарством моментального действия, способным за один сеанс общения полностью излечить человека. Но он мог быть и спасением для самой больницы, привлекая клиентов не только из города и близлежащих деревень, но и со штата Висконсин, а то и со всей страны! Представьте себе, сколько бы смог заработать Абель на таком приобретении, которое в буквальном смысле свалилось с неба! Оно стоило врачу семи тысяч долларов и потери уборщика, но, мне кажется, затраты могли бы быстро окупиться, и прибыль была бы много больше.
Но не Вильбур привел на Землю своих "коллег". Как ни странно, это дело рук инопланетного полицейского, прилетевшего к нам для ареста Вильбура. Земля была запретной зоной для Галактики, где обитают подобные существа. До Вильбура здесь был только один, который и научил его языку.
Преступлением Вильбура и ему подобных был "словесный алкоголизм". По словам полицейского, который назвал себя Джейком, Вильбур "тащит из вас ваши печали, и смакует их самым омерзительным образом, и записывает на пленку, чтобы пережевывать их снова и снова к вашему вечному стыду...".
Для Джейка было странно услышать слова Сэма о том, что для людей очень важно выговориться, рассказать кому-то о своих проблемах, что они нуждаются в откровенном разговоре как в воздухе или хлебе. Полицейский улетел с Земли, оставив Вильбура в Милвилле, и пообещав прислать сюда всех подобных ему. Правда, он не сказал, сколько их будет.
На следующий день Земля была "оккупирована" миллионами Вильбуров.
В 1987 голу вышел фильм мексиканского режиссера Луиса Мандоки "Габи, подлинная история", созданный на основе автобиографической повести мексиканской журналистки и писателя Габриэллы Бриммер, чья семья во время Второй мировой войны уехала из Австрии. Она родилась с тяжелой формой ДЦП, которая приговорила ее к коляске. Габи могла общаться с людьми с помощью картонного планшета с буквами, по которому водила левой ногой. Рядом с ней постоянно находилась няня Флоренсия. Она была "переводчиком" между Габи и людьми. Габриэлла закончила школу, поступила на факультет журналистики университета. После его окончания стала журналисткой, и написала книгу "Габи. Правдивая история".
В 2012 году в России вышла книга американской писательницы Шэрон Дрейпер "Привет, давай поговорим". История, рассказанная от имени одиннадцатилетней Мелоди Брукс, похожа на повесть Габи: тяжелая форма ДЦП, и немота. Девочка поступила в инклюзивную школу, где училась наравне со здоровыми ровесниками.
Мелоди могла общаться с одноклассниками сначала с помощью картонок со словами и фразами, но потом родители купили специальный компьютер "Медитолкер", который говорил то, что она писала на клавиатуре. Вскоре школьница помогла своим ровесникам победить в конкурсах знатоков, сначала окружного, потом штата Огайо. Если бы ее взяли на государственный конкурс в Вашингтон, то ее команда наверняка победила бы и там. Но девочку оставили дома, и это закончилось поражением школы.
Энн Маккефри. "Корабль, который пел", "Корабль, который искал", "Корабль-партнер", "Город, который боролся", "Корабль, который вернулся".
Энн Маккефри. "Корабль, который пел", "Корабль, который искал", "Корабль-партнер", "Город, который боролся", "Корабль, который вернулся". Любые издания
"Рождение едва не обрекло ее на смерть: она родилась на свет физически неполноценной. Оставался последний шанс - контрольная энцефалограмма, тест, которому подвергались все новорожденные". Это была последняя надежда на то, что ребенок, несмотря на абсолютно неподвижное тело, останется жить: отрицательные результаты, показывающие паралич не только конечностей, но и мозга новорожденного, приговаривали его к безболезненному умерщвлению. Положительный ответ означал, что он станет капсульником, частью системы управления сложнейших механизмов "мозг-тело". Это могут быть звездолеты (Хельва, героиня повести "Корабль, который пел", и рассказа "Корабль, который вернулся"; Нансия Перес-и-Де-Грас, "Корабль-партнер"); орбитальные станции или планеты (герои повести "Город, который боролся" Симеон и Гайон). В Институте экспериментальной медицины над детьми проводят тончайшие и сложнейшие операции, в результате которых они обретают способности, недоступные обычным людям. Капсульники могут летать между звездами со скоростью выше световой; одновременно общаться с несколькими собеседниками, подчас находящимися на гигантских расстояниях от корабля; жить несколько веков. Операции стоили очень дорого, делались за счет Института, который требовал выплаты кредита. Каждый капсульник желал поскорее расплатиться со своим долгом, чтобы стать самостоятельным кораблем, или поменять "место работы". Достичь этой цели можно было только с помощью премий за выполненные задания или за участие в операциях других служб Центральных миров, правительства Межзвездной Федерации.
Не все люди приняли существование капсульников как равных себе. Кто-то, как практикующий дарвинист доктор археологии Хаакон-Фриц, герой повести "Корабль, который искал", считал, что увечные дети должны быть убиты сразу после рождения. А другие, как пираты Зиксон Антиолатанский из книги "Корабль, который пел", похитивший Хельву, и Билазир Т'Марид, глава отряда кольнари, напавший на орбитальную станцию SS-900, и ее "мозг" Симеона, героя "Города, который боролся", хотели украсть их, чтобы использовать в своих кораблях.
Пол Андерсон, "Зовите меня Джо"
Андерсон П. Зовите меня Джо // Сборник научно-фантастических произведений/ П. Андерсон, Р. Силверберг: Пер. С англ. - М.: МП "Все для вас", 1992. - Стр. 117-158
Юпитер, наравне с Марсом, Венерой, и Меркурием, можно назвать любимым местом действия для мировой фантастики. Рассказ американского писателя-фантаста Пола Андерсона "Зовите меня Джо", написанный в 1957 году - третий среди "юпитерианских" произведений, вместе с фильмом режиссера Стенли Кубрика "Космическая одиссея. 2001" (1968 год), одноименной повестью Артура Кларка, и рассказом Клиффорда Саймака "На Юпитере", в другом переводе "Дезертирство" (1944). В какой-то степени он предварил фильм Джеймса Кэмерона "Аватар", снятый в 2009 году: среди героев фильма и рассказа - инвалиды-колясочники, морской пехотинец Джейк Салли и биофизик Эдвард Энглси, управляющие биокибернетической системой.
Ю-сфинкс Джо, дистанционно управляемый биоробот, был создан для освоения Юпитера, по версиям тех лет, планеты с высоким давлением. Хижина Джо, инструменты и оружие были сделаны из воды. Ю-сфинксом управлял Эдвард Энглси, биофизик, сидящий в инвалидной коляске. До несчастного случая, лишившего его здоровых ног, он работал на Земной станции, но после него ученого перевели на Юпитер. Новая работа помогла биофизику "получить" работающие ноги.
Оператор управлял биороботом с помощью пси-шлема, передающего импульсы мозга от оператора к Джо, и обратно. Это был симбиоз: Энглси был на постоянной связи со сфинксом, чувствовал практически все, что происходит в водяной хижине. Но самому Джо не очень нравилось присутствие постороннего сознания в его голове, и он пытался выгнать человека. Это вызывало сильные вибрации К-трубки, основной системы, "сердца" пси-шлема, из-за которых он постоянно выходил из строя. Для устранения неполадок с Земли был вызван псионик Ян Корнелиус, который должен был разобраться в их причинах.
Результаты были неважными для людей. Сфинкс оказался способным противостоять любой попытке внешнего контроля, тем более мозгового. Он ощущал себя самостоятельным существом, которое могло действовать без посторонней помощи и команд. Когда Корнелиус, одновременно с Энглси, попытался подключиться к нему, он буквально вышвырнул обоих из своего сознания. Это убило Энглси, который умер спустя несколько дней.
Джо был первой попыткой Земли колонизировать Юпитер. На исследовательской станции ждали своего часа несколько ю-сфинксов, которые вскоре оказались на планете. Но для каждого из них люди отобрали пси-оператора, надеясь повторить управление Энглси-Джо.
Кроме книг об инвалидах, я включил в этот указатель произведения, герои которых обрели свои новые способности в результате научных экспериментов, в том числе собственных.
Советская литература 30-х годов прошлого столетия частично состоит из произведений, близких по сюжету к повестям зарубежных авторов. Советская фантастика также использовала сюжеты из мировой литературы. К большому сожалению, некоторые из фантастических произведений, чьи сюжеты попали в СССР, так и остались труднодоступными для современных читателей. Например, я нигде не могу найти повесть "Иктанэр и Моэзета" французского писателя начала 20-го века Жана де ла Ир. В ней впервые появляется человек, способный жить под водой - Иктанэр. До операции, которая дала ему акульи жабры, это был обыкновенный человек. По мысли его создателя, иезуита Фульбера, мечтающего о власти над Землей, он предназначался для торпедирования кораблей. Позднее этот же герой, под именем Ихтиандр, возник в романе советского писателя-фантаста Александра Беляева "Человек-амфибия".
Схожая история произошла с романом Беляева "Голова профессора Доуэля", который до недавнего времени был произведением с самостоятельным сюжетом. Но в 12-м номере журнала "Наука и жизнь" за 2012-й год вышла статья Павла Амнуэля "Потерянный гигант", рассказывающая о ранее неизвестном в России американском писателе-фантасте конца 19-го века Эдварде Пейдже Митчелле, первооткрывателе некоторых фантастических сюжетов, в том числе того, который потом был использован в романе Беляева. В журнале были опубликованы рассказы Митчелла, среди которых находился "Человек без тела".
Эдвард П. Митчелл. "Человек без тела".
Эдвард П. Митчелл. "Человек без тела" / Амнуэль П. Потерянный гигант / Наука и жизнь. - 12. - 2012. - Стр. 115-118
Можно ли передать человека на расстояние? "Да, - скажете вы, - В фантастике это называется телепортацией. Человек встает на пластину передающего устройства, и исчезает, чтобы появиться на приемнике, который находится очень далеко от передатчика". Верно, в литературе это явление довольно распространено. Но кто и когда впервые описал его?
В конце марта 1877 года в американской печати появился рассказ писателя Эдварда Пейджа Митчелла "Человек без тела", который относится к циклу о немецком исследователе, ученом и изобретателе профессоре Думкопфе. Большая просьба к тем, кто знает немецкий язык, и может перевести его фамилию на русский: уважайте героя, и поищите перевод более подходящий - все-таки профессор.
В нью-йоркском музее недалеко от Центрального парка, в стеклянной витрине среди чучел животных и птиц, напротив манекена маорийского вождя и мумии египетского фараона, уже больше года находится человеческая голова. По словам хранителя зала, она принадлежала казненному в прошлом веке французскому убийце. Позднее голова каким-то образом попала из Старого Света в Америку, где была подарена музею. Правда, рассказчику показалось немного странным сходство головы из витрины с головой его знакомого, профессора Думкопфа.
Как оказалось, рассказчик был прав в своих подозрениях. Профессор создал аппарат "Телепомпа", нечто вроде проводного телепортатора, и с его помощью попытался передать самого себя из офиса домой на Филлипс-стрит. Но эксперимент не удался из-за недостатка свежей серной кислоты в аккумуляторной системе передатчика. На приемной пластине в квартире профессора, в общежитии студентов-медиков, возникла только его голова и шея до третьего позвонка. Кто-то из соседей обнаружил голову, принял ее за наглядное пособие по анатомии, проделал какие-то эксперименты, в результате которых профессор лишился носа, а потом странная находка была передана в музей.
Вот такая занимательная история.
Российскому читателю хорошо знаком роман английского писателя-фантаста Герберта Уэллса "Человек-невидимка", который увидел свет в 1897 году. Но мало кто знает, что за 16 лет до выхода этого знаменитого романа, в 1881 году, американский писатель Эдвард Пейдж Митчелл опубликовал повесть "Прозрачный человек", которая как бы вводит невидимку в фантастическую литературу. В 1926-м году в СССР вышла малоизвестная повесть советского писателя-фантаста Александра Беляева из цикла "Изобретения профессора Вагнера" "Гость из книжного шкафа", которая близка к "невидимой" серии: Вагнера можно было видеть, но, подобно невидимкам, он обладал способностью проникать через любые преграды.
Эдвард П. Митчелл. "Прозрачный человек".
Эдвард П. Митчелл. "Прозрачный человек" / Амнуэль П. Потерянный гигант / Наука и жизнь. - 12. - 2012. - Стр. 115-118
Представьте себе: вы идете по улице Нью-Йорка осенью 1879 года, и видите весьма странную и непонятную сцену. Человек недалеко от вас вдруг отлетает от какого-то препятствия, и с такой силой, что едва падает на асфальт. Обратите внимание, что никто из прохожих не находился настолько близко, чтобы сбить его с ног. Ну тогда... Только, ради Бога, прошу не волноваться и не думать, что это галлюцинация, или у вас "поехала крыша". Лучше потихоньку пойдите вслед за этим человеком, в тот подъезд, дверь которого открылась сама собой за пять минут до того, как туда вошел ваш невольный проводник.
Постойте в подъезде несколько минут. Человек только что вышел из какой-то квартиры, и стал спускаться. Внезапно он остановился, немного постоял, а потом повернулся, и скрылся в другой квартире, этажом выше. Вам не показалось странным, что дверь открылась сама по себе? Тихонько войдите вслед за ним, и постойте где-нибудь в уголке. Но очень большая просьба: постарайтесь, чтобы вас никто не увидел.
Вы услышите весьма трагическую историю молодого человека по имени Стивен Флэк. После окончания университета он поступил ассистентом к химику и биологу, профессору Фрёликеру. Стивен принял участие в сложном и длительном эксперименте. Ученый попытался создать человека-невидимку, чтобы представить его перед научным сообществом на конференции. Как предполагал профессор, сразу же после выступления Флэк сможет вернуть видимость, но все получилось иначе. Профессор скончался перед конференцией, и Стивен так и остался невидимым.
Эксперимент уже шел полным ходом, когда Стивен, находясь на отдыхе в Германии, повстречал девушку, Пандору Блисс. Позже выяснилось, что они были соседями по подъезду. Он сразу же полюбил ее, еще не зная, что девушка отвечает ему взаимностью. Это обнаружилось уже тогда, когда молодой ученый уже был невидимкой. Пандора призналась рассказчику в своих чувствах, и тот, сразу же после разговора с ней, пошел к Флэку, и все рассказал ему.
Они пошли к Блиссам, и Стивен вместе с рассказчиком поговорил с Пандорой. Этот разговор закончился очень плохо: девушка отказала молодому ученому в своих чувствах.
Для Флэка ее отказ был последним, что он услышал в жизни. Через несколько минут в реке, недалеко от дома Блиссов, раздался негромкий всплеск.
Александр Беляев. Гость из книжного шкафа.
Беляев А.Р. Гость из книжного шкафа / А.Р. Беляев // Беляев А.Р. Властелин мира: Роман, фантастические рассказы. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. - Стр. 362-391
Этот рассказ входит в цикл "Изобретения профессора Вагнера", и продолжает рассказ "Человек, который не спит". Профессор Иван Степанович Вагнер поставил на себе опыт: может ли человек совсем не спать? Также целью эксперимента была возможность сделать так, чтобы каждое полушарие действовало самостоятельно.
Вагнеру удалось доказать, что такое возможно. Он научился одновременно делать сразу два дела, используя в каждом только одно полушарие мозга и одну руку. Если этот метод применить на заводах, тогда бы вдвое выросла производительность труда, а значит, и прибыль их хозяев. Кроме этого, человек полностью лишался сна, но никакого вреда для организма эта бессонница не приносила. Об этом также можете спросить у самого ученого, который может работать круглые сутки, совершенно не уставая и ничем не болея.
Его изобретением заинтересовалась тайная немецкая политическая организация "Диктатор", в которую входили высокопоставленные военные и чиновники Германии. Ее члены боялись, что профессор, русский по национальности, может передать свое открытие Советскому Союзу, который сразу же увеличит производство вооружений. Они не хотели этого, и старались предотвратить возможную передачу Вагнером своего изобретения. Члены "Диктатора" выкрали Ивана Степановича из лаборатории, и переправили в замок около Мюнхена, где предоставили ему все возможности для экспериментов. Но все опыты должны были проходить под постоянным наблюдением Брауде и Шмидта, ученых из организации. Иван Степанович попытался бежать, ему почти удалось это сделать, Но, когда он уже подлетал к границам СССР, летательный аппарат был перехвачен немецким "Коршуном".
Вагнер продолжил работу в "тюрьме". Одним из экспериментов, представленных позже на суд ученых-тюремщиков, была мини-модель Вселенной, заключенная в стеклянный шар. На глазах профессоров, буквально за несколько минут, внутри него родилась звезда, рядом с которой появились планеты. Брауде и Шмидт не могли оторвать глаза от этого шара несколько дней. Правда, эта система просуществовала недолго: из-за неизвестных причин она начала нагреваться, и профессору пришлось ее уничтожить. Если бы он не сделал этого, то шар мог взорваться вместе с замком.
Маленькая Вселенная была только одним экспериментом Вагнера. Одновременно с ней ученый создал прибор, позволяющий сделать его тело всепроникающим. С его помощью Вагнеру удалось бежать из замка, и все попытки "Диктатора" поймать беглеца оканчивались ничем.
Кроме способности проходить через все препятствия, профессор обрел всевидение: для его взгляда не существовало абсолютно никаких преград и стен. Это помогало ему вовремя убегать от своих преследователей. В охоте им не столько помогала, сколько вредила, известность беглеца. Как не старался "Диктатор" скрыть профессора от общественности, но ничего не помогало. Появляясь в разных городах Германии, Вагнер привлекал внимание прессы и радио. Один раз он смог просто чудом пробиться к микрофону широковещательной радиостанции, прервав передачу, и за минуту рассказать о своем изобретении и о тех, кто гонится за ним.
Новая способность профессора привела к не очень приятным последствиям для окружающих. Представьте себе: вы спокойно едете в поезде, в окне мелькают поля и леса, внутри вагона вечерняя тишина, вы и ваши соседи по вагону и купе готовитесь ко сну, как вдруг "... на полу неожиданно появился бюст какого-то краснощекого человека с большими, опущенными вниз усами, приподнятыми улыбкой, и русой бородой... Бюст промчался по вагону и исчез". Представили? А теперь добавьте, что в этот момент рядом с вами, может быть, в вашем купе, сидели дамы.
Во время своего путешествия в Россию Вагнер посетил своего берлинского коллегу, профессора-египтолога и востоковеда Дидерихса. Это случилось тогда, когда кроме профессора, в доме никого не было. Иван Степанович рассказал ему о себе и своем изобретении, но заторопился на московский ночной экспресс, и ушел. Для Дидерихса же его визит закончился сумасшедшим домом: слуга, войдя в кабинет, увидел своего хозяина, стоящего у книжного шкафа, и просящего кого-то вернуться.
Представьте себе, что вам дали задание: создать поселение для землян на планете, которая не подходит для обитания человека. Один из способов выполнить задание - терраформировать ее, то есть подстроить климат под поселенцев. В современной фантастической литературе можно найти несколько произведений, действие которых происходит на планетах, на первый взгляд совершенно неприспособленных для человека, но где есть поселения. Это Пирр из "Неукротимой планеты" Гарри Гаррисона, Пелл из "Последней базы" Кэролайн Черри, отчасти Эритро из "Немезиды" Айзека Азимова.
Но есть и другой путь, который может показаться более легким и дешевым: создание синтетического существа с человеческим разумом и интеллектом, которое способно существовать в условиях планеты. Таким синтетическим существом был Эндрю Блейк, герой повести американского писателя-фантаста Клиффорда Саймака "Принцип оборотня", соединяющий в себе сразу три разума: человека Координатора, волкоподобного Искателя, и пирамидального Мыслителя.
Клиффорд Саймак. "Принцип оборотня".
Саймак К. Принцип оборотня // Саймак К. ; В безумии: Фантастические романы. - Пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 1992. - Стр. 317-436
Саймак К. Принцип оборотня / Саймак К. ; Пер. с англ. Н. Александрова // Саймак К. ; Никто не идет в одиночку. Принцип оборотня. - Пер. с англ. - М.: Подиум, 1991. - Стр. 235
Как колонизировать планету, атмосфера и климат которой совершенно не подходят для обитания человека? Можно приблизить ее условия к земным, но на это потребовалось бы много времени и денег.
Но можно попытаться создать синтетическое существо, которое принимает облик жителя этой планеты, но с мозгом человека. Оно должно быть приспособлено к условиям того мира, где создается поселение.
В середине 23-го столетия Управление по исследованию космического пространства создало двух синтетических разведчиков с незамкнутой системой. Она позволяла существу принимать облик одного из обитателей планеты, где приземлился корабль. Живя какое-то время среди них, разведчик должен собирать информацию, необходимую для будущего создания поселения землян. После возвращения звездолета на Землю все накопленные сведения должны быть переданы Управлению по исследованию космического пространства, которое на их основе начало бы создавать синтетические оболочки для человеческого разума.
Существа были запущены в космос, и о них забыли. Вся информация была засекречена Управлением по исследованию космического пространства. О программе "Оборотень" вспомнили спустя почти два века, во время парламентских слушаний, посвященных биоинженерному проекту. Биологи должны были создать универсальное животное, объединяющее свойства всех известных нам сельскохозяйственных животных. Слушания привлекли большое внимание людей.
Главу проекта, доктора Льюкаса, спросили о возможности создания синтетического человека. Именно тогда и прозвучало забытое название программы. С большим трудом ученому удалось получить доступ к засекреченной информации по ней.
Одним из синтетических людей, созданных по программе "Оборотень", был Эндрю Блейк. Его нашли в космосе совершенно случайно, заметив на стенках капсулы солнечный блеск. Спасенного переправили в больницу Святого Барнабеса, под наблюдение Управления. С виду это был самый обыкновенный человек, примерно тридцати лет. Но на его энцефалограмме можно обнаружить линии сознаний трех существ.
По замыслу ученых, вся накопленная разведчиком информация должна была полностью копироваться на корабельный компьютер, стираясь из его памяти. Но получилось совершенно по-другому, не так, как они задумали. Блейк сохранил в себе двух существ, в облике которых он был: пирамидального Мыслителя, и волкоподобного Искателя. Они могли брать контроль над телом человека, Координатора, буквально за несколько секунд. Именно это и послужило причиной странных событий, которые произошли в больнице Святого Барнабеса и в маленьком городке Уиллоу-Гроув.
В палате Блейка появился большой серебристый волк, который до смерти напугал медсестру и студентов-медиков, бывших в тот момент в больнице. Последний волк на Земле был убит сто лет назад, но люди знали, кто появился перед ними. Может быть, их больше испугали две человеческие руки, торчащие из волчьих плеч? "Волку" удалось скрыться от погони.
Спустя несколько дней из небольшого городка Уиллоу-Гроув пришло известие о необычной пульсирующей пирамиде, неведомо откуда появившейся в часовне близ городского кладбища. Она стала каким-то символом, предметом поклонения. Около года доселе никому неизвестный, тихий город где-то в Америке был местом настоящего паломничества сотен тысяч человек. Это было настоящей головной болью не только для полиции и властей городка, но и Управления по исследованию космического пространства, солдаты которого охраняли часовню.
Пирамида исчезла через год, превратившись в Блейка. Вскоре его отправили в новую, теперь одиночную, экспедицию.
Почему же Блейка нашли в капсуле, вне звездолета? Можно только гадать, судя по событиям в больнице Святого Барнабеса. Скорее всего, команда корабля испугалась волка, который появился рядом с ними на планете Искателя. Разведчик стал для людей оборотнем, от которого лучше поскорее избавиться. Когда Блейк вернулся из первой экспедиции в облике Мыслителя, то экипаж принял его. После старта команда звездолета подняла мятеж. Одним из требований его участников было избавление от оборотня.
Вторым существом была женщина. Она благополучно вернулась на Землю, выполнив задания. Блейк встретился с ней совершенно случайно: она жила у сенатора Хортона, одного из участников парламентских слушаний, "играя роль" погибшей дочери Элейн. Разведчица очень помогла ему, и между ними появилась привязанность и любовь. Она привела ее на корабль Эндрю Блейка.
Заключение.
Тема особых людей в мировой фантастике - одна из больших по названиям произведений и авторам, обращавшимся к ней. В указатель вошла лишь небольшая часть даже из тех книг, которые когда-либо, случайно или нет, попали в мой круг чтения. Наверняка и сейчас появляются новые произведения, посвященные инвалидам.
Я постарался отобрать книги, которые могут быть интересны и доступны подросткам, увлеченных этим жанром. Пусть они написаны много лет назад (циклу Александра Беляева "Изобретения профессора Вагнера" без малого 80 лет, а рассказам Эдварда Митчелла более ста), но другие произведения Беляева по праву пользуются спросом у читателей.
Используя синтетические оболочки как средство колонизации планет, как предполагала программа "Оборотень" в повести Саймака "Принцип оборотня", новым колонистам можно было бы дать мозг не только здоровых, но и тяжело, иногда смертельно, больных, людей. Два таких примера, можно встретить в рассказах Александра Беляева "Хойти-Тойти" и Генри Каттнера "Маскировка".
Книги учат уважению ко всем людям. Мартин Данеш, несмотря на свою полную слепоту, стал величайшим автогонщиком, обладающим великолепной реакцией и пространственной памятью.