Часто слышу интересные мнения о том, что японский автопром неинтересен, вторичен и вообще японцы сами ничего не изобрели. Такое авторитетное мнение встречается даже в журналах и среди обзорщиков.
И да, я с этими людьми целиком и полностью согласен, японский автопром скучен и однообразен… для тех, кто ни разу не видел японский автомобиль. Что уж там, большинство автоэкспертов в нашей стране даже современную машину не видели, для них современный автомобиль — новый Логан из салона, или Шевроле Лачетти
Поэтому да, многим фанатам немецкого, американского, отечественного итп автопрома этот текст очень сильно не понравится. Но деваться некуда, если что-то первое в мире сделали японцы — оно так и есть, нравится оно вам или нет. Вам так же может не нравится то что трава зелёная, можете по этому поводу возмущаться, писать претензии, ходить на митинги, только вот результата не будет!
Итак, будет две части: то что японцы изначально изобрели, и то что изобрели не они, но добаротали до приемлимых эксплуатационных показателей. Оно и понятно, автомобиль то изобрели в Германии, да и заимствование чужих идей и доведение их до ума — обычная практика в науке.
Итак, что в этом мире придумали японцы.
1. Первый в мире джип (внедорожник)
солдаты Красной Армии радуются тому, что захватили первый в мире внедорожник, Бои на Халхин-Голе, 1939 год
Первым в мире внедорожником является Виллис 1942 года. Так в Википедии написано.
Только вот в Японии ещё в 1936 году пошёл в производство Kurogane Type 95 — автомобиль, который является первым в мире внедорожником без всяких оговорок. Во-первых, он не являлся копией какого-то другого автомобиля, а во вторых является самым настоящим джипом по всем критериям: у него высокий дорожный просвет, большие колёса и полный привод.
Полный размер
Kurogane Type 95 в четырёхместром кузове, как и у многих военных машин: две двери, а сзади лавка на 2 человек, которые запрыгивали туда через борт. Фотография была подписана: Харбин 1940 год, но судя по всему, фото сделано позже
Тем смешнее читать, что Куроганэ был скопирован с Виллиса. Во времена, когда Виллис ещё только разрабатывался, а в Советском Союзе выпускалась командирская машина ГАЗ-61 (которая серийной никогда не была), Куроганэ уже вовсю участвовал в боевых действиях
Полный размер
единственная нормальная фотография мотора с коробкой. Мотор — фрагмент звездообразного двигателя самолёта, в котором 7 цилиндров размещались вокруг винта. Таком образом он получился архитектуры V2
Капитуляция Японии во Второй Мировой Войне и последующий за ней кризис поставил крест на дальнейшем развитии настолько сложной в производстве конструкции. Чего только независимая подвеска стоит, да и кузов у него стильный, никак не дешёвый производстве и ремонте. Впоследствии даже в Японии стали выпускать виллисообразные машины, так как они обходились дешевле.
Бонусом обзор Куроганэ от Зенкевича. Как думаете, в таком состоянии на морозе он заведётся и поедет? А вот мы знаем, что праворули не ломаются и практически вечные.
2. Первый в мире автомобиль с классическим передним приводом
классический передний привод — это когда вот так
Эксперименты с передним приводом проводились очень давно, когда-то никто не представлял себе, какая схема компоновки будет выигрышной. А по всему миру популярна стала такая как на фото: мотор размещён поперёк и смещён в одну сторону. На образовавшемся месте с другой стороны становится коробка передач, а из неё торчат полуоси, которые уходят в цапфы-ступицы. Это сегодня можно об этом так ненапряжно рассказать. Не верится, что были времена, когда инженеры ломали голову насчёт того, как это всё скомпоновать.
Первый в мире автомобиль с классическим передним приводом — это Фольсваген Гольф 1 1974г.в., так в Википедии написано.
Только вот до него с классической переднеприводной компоновкой существовал… восточногерманский Trabant! Да, у него тоже мотор и коробка стоят поперёк моторного отсека. Только вот у Трабанта двухтактный мотор с двумя цилиндрами воздушного охлаждения, то есть там вокруг мотора небыло "навески" из помпы и радиатора. Что уж там, у него даже бензонасоса нет.
Полный размер
подкапотное пространство Trabant P60 1962 года
А изобретатели ломали голову, как разместить мотор так, что бы и насос гидроусилителя влез, и кондиционер был и всё это не мешало друг другу работать. Ну и первая машина в мире, которая начала выпускаться с такой компоновкой это Honda 1300S 1968 года
некоторые люди знают данный автомобиль только в кузове купе, вот вам седан 1971г.в. в объявлении о продаже
У автомобиля очень много технических решений того времени: узкие хромированные бамперы, круглые приборы-колодцы, зеркала-рога, полочка под бардачком… и среди этого "современный" передний привод
вид сзади
Что по поводу Гольфа, многие утверждают, что автомобиль породил целый класс, который так и называется: "Гольф-класс". Только вот известен он только в Германии, а те, кто употребляют данное слово сами не знаю что к нему относится. Хетчбек Toyota Blade с мотором 3.5л — это гольф-класс?
приборная панель
3. Первый в мире симметричный полный привод
Subaru Leone универсал 1981 года
Для многих это будет откровением, но полный привод на автомобилях не просто существует, а бывает разной конструкции. Углубляться в подробности не буду, но обычно бывает либо передний с подключаемым задним, либо задний с подключаемым передним. В любом случае, одна ось всегда будет преобладать над другой.
Казалось бы, ну поставьте в раздатку симметричный дифференциал — вот вам и независимый полный привод. Дифференциал такой же, как и между колёс, а грести будет та ось, которая больше загружена.
Поставить то как раз проблем нет, а вот как при этом машина будет ехать — вопрос. Поэтому у многих производителей такого технического решения нет. Субару исхитрились и создали машину именно для симметричного полного привода. Для этого в автомобиле пришлось применить ряд других технических решений: независимая подвеска всех колёс, амортизационный стойки не только спереди, но и сзади, перенос центра масс (у переднеприводных Субару компоновка не классическая, а мотор стоит вдоль, кпп там же, где и у заднеприводных автомобилей). А первая машина, на которой это было внедрено — Subaru Leone 1го поколение 1972 года, причём в кузове универсал.
есть мнение, что именно из-за особенностей конструкции полного привода у машин Субару нестандартная разболтовка 4x139.7, она сохранялась на этой марке вплоть до 21го века
Данная разработка позволила Subaru выйти из сегментов кей-каров и делать уже взрослые автомобили.
Многие ещё вспомнят Ниву, там тоже открытый дифференциал в раздатке. Нива появилась спустя 5 лет
Автомобиль на фото уже второго поколения, но система полного привода и все агрегаты точно такие же. А заодно Вы узнаете, где у оппозитников находится запасное колесо
Подобная схема полного привода многими называется "честный полный привод" и даёт хорошие возможности для управления автомобилем, главное уметь. Оснащались ей Субару, Тойота и Ауди. Ну а впоследствии симметричный полный привод стал "нечестным" — с электронными помощниками.
4. Крутящаяся запаска
Да, было и такое. В давние времена у автомобилей запасные колёса висели по бокам. И для лучшего преодоление бездорожья для них сделали специальные ступицы, что бы колёса крутились, когда на них появлялась нагрузка. Это позволяло машине не сесть на брюхо
Полный размер
фанаты отечественной техники помнят такие крутящиеся запаски у автомобиля ГАЗ-АААА, в серию автомобиль не пошёл
Официально оно называется "вспомогательное запасное колесо". ГАЗ-АААА проектировал В.А.Грачёв, и считается, что он подсмотрел данную консктрукцию у немецкого Horch 901 Kfz.15.
Хорьх-901 1937 года
Только вот эта крутящаяеся запаска существовала ещё в 1933году на штабном японском автомобиле Sumida k10 Type 93 (м.2593). Именно поэтому она так замысловато висит под брюхом.
Полный размер
просьба не путать с другим броневиков Typ-93, тоже производства Sumida
Привод у автомобиля был только на среднюю ось, что видно на фото: только на неё надеты цепи.
5. Первый в мире сенсорный экран
Технология, которой сейчас никого не удивишь появилась на Toyota Soarer в 1981 году
Полный размер
собственно
Разработка Hitachi с кинескопным экраном. Поверх него находится плёнка с фотоприёмником, которая реагирует на прикосновение в нужную точку. Так же в данной комплектации сенсорный климатконтроль, правда там как такового экрана нет, только значки подсвеченные.
Полный размер
Ставилось такое только на максимальную комплектацию 3000GT (3 литра мотор с турбиной), а вот пользовались ей редко — неудобно тыкать в экранчик, когда есть кнопки. Тем более, такие автомобили оснащались мультирулём.
Видео о том, как оно работает. Правда, работа мультиэкрана не продемонстрирована:
6. Первая в мире навигационная система
Здесь речь, понятное дело, не о штуке, которую крутили вручную. Карта удобнее.
На Nissan Skyline в 1981 году впервые поставили навигацию по типу морской. Спутников тогда не было и по сути это был компас, который запоминал маршрут следования и мог его повторить, т.е. указать куда повернуть на некоторых точках маршрута.
единственная фотография этой системы
К сожалению, Скайлайны в кузове R30 с данной системой практически не встречаются в продаже. Так что, если кто увидит — дайте знать. Хотя бы посмотреть получше.
Вот у такого. Всем кто называет круглые фонари от грузовика — в стиле Скайлайна, хочется посоветовать сначала посмотреть, какие у Скайлайна фонари
7. Роботизированная КПП
Вообще типов кпп насчитывается много. Автомат с клапанами на соленоидах это тоже, по сути "робот". Но речь здесь пойдёт об обычной механической кпп, которую вместо переключения мешалкой за водителя переключает автоматическая система.
Полный размер
внезапно, деталь на которой есть логотип немецкой фирмы Bosch, немецкой Luk, и надпись Сделано в Венгрии снята с машины с правым рулём для внутренного японского рынка
Первая такая машина — Toyota MR-S 1999г.в. (MR2 3го поколения). КПП у неё самая обычная, на ней вместо кулисы стоит актуатор, который переключает шток при помощи жидкости в то положение, куда клапан открыт.
вот так оно всё выглядит, видно задпись Luk на актуаторе
Коробка передач сама по себе такая-же, как на "на механике", вплоть до мкппшного сцепления.
Первая в мире роботизированная КПП на серийном автомобиле — фольсвагеновская DSG, появившаяся в 2003 году. Так в Википедии написано. Только вот конструкция была принципиально другой: электронные блоки переключения находятся внутри корпуса самой коробки, в том месте, где находится масло.
Toyota MR-S 2000 года в обвесе TRD VM180
Тойотовская коробка признана хорошей: нет толчков при переключении. А вот про надёжность так не сказать, наверное потом-что немцы строили. Выходят из строя датчики на актуаторе, при слабых уплотнителях вытекает жидкость, насос может перегореть — не справится, а коробка уходит в аварийный режим. В результате, после 100ткм пробега повальная замена либо на контракт(если он вообще есть), либо приделывают к машине третью педаль.
и её секвентальный шифтер
На этом, пожалуй, закончим. Есть ещё вторая часть...