Несмотря на предпринимаемые властями меры, рубль продолжает укрепляться с невероятной силой, раз за разом тестируя барьер в 60 рублей за импортную валюту. Впрочем, уже были 57 рублей, а некоторые пессимистично настроенные эксперты даже верят в бакс по 50. Но что это значит, почему и как долго будет происходить, какими могут быть последствия для экономики страны?
Попробуем разобраться вместе.
Что творится?
Рост рубля практически непрерывен с 10 марта, когда стоимость американского доллара на Мосбирже достигла пиковых значений в 120 рублей за штучку. С тех пор он только дешевел, и в настоящее время, по словам президента Путина, динамика валюты самая лучшая среди мировых. Ещё бы, шутка ли: подорожать в два раза!
Никаких движений обратно нет, а в рамках сессии падение составляло 7-10%. Обычно, по словам аналитиков, такие колебания имеют место быть в квартал, а никак не за день.
Почему это происходит?
Европейские аналитики называют нашу валюту потёмкинской и пишут десятки статей, где подробно обосновывают отсутствие каких бы то ни было экономических предпосылок для такого роста национальной валюты. Главная и единственная причина всему происходящему – растущая изоляция национальной экономики.
Причины этому были ясны изначально. Всему виной сочетание падения импорта, введённых жёстких ограничительных мер на приобретение валюты, установленное требование о продаже сначала 80%, а теперь 50% валютной выручки, а также рост экспорта в стоимостном выражении. Профицит текущих торговых операций весной достиг рекордных за всю историю показателей.
При этом совершенно очевидно, что правдивых цифр, отражающих фактическое состояние экономики, у нас нет. Таможня перестала публиковать статистику с апреля, следом такое же решение было принято и в отношении финансового сектора.
Впрочем, есть альтернативные источники. К примеру, журнал The Economist воспользовался публикуемой статистикой внешнеэкономических партнёров России, ограничившись наиболее крупными (это важнейшие страны Европейского Союза, КНР, США, Япония и Южная Корея), на которые приходится почти половина экспорта и 65% импортных операций. И что же выяснилось? Падение импорта составило 44%, а экспорт подрос на 8%.
Собственную авторскую формулировку, которая немало позабавила экспертам, выдал советник Путина Максим Орешкин: дескать, доллар и евро не нужны экономике в тех объёмах, какие есть, но поделать с этим Россия ничего не может.
Видать, судьба такая.
Почему скачки рубля такие резкие и непредсказуемые?
Уникальных причин, объясняющих такой рост, нет. Основная причина кроется в том, что торговые потоки перераспределяются, а импорт сокращается. Так что чего удивляться колебаниям в пределах пяти рублей в одну торговую сессию?
Очень многое зависит от экспортных продаж вырученной валюты перед уплатой налогов. Примером такого скачка был зафиксированный 25 мая, когда в бюджет одновременно зачисляются НДС и налог на добычу полезных ископаемых. Чем дата ближе – тем больше продают выручку и тем больше лихорадит рынок.
В этом году укрепление наложилось на другие факторы и получилось несколько сглаженным, растянутым или отложенным по времени.
Журналисты ведущих европейских и американских средств массовой информации увязывают такой рост курса с тем, что всё большее количество иностранных покупателей готовы приобретать газ на наших условиях, оплачивая его на специальных счетах, открытых в Газпромбанке. Ещё отмечается важность значения контроля за оборотом капитала — и в очередной раз подчёркивается бедственная ситуация с импортом товаров и услуг из-за рубежа.
Что нас ждёт дальше?
В ближайшие недели и месяцы сложно всерьёз думать о том, что курс развернётся в обратную сторону. Слабая и краткосрочная реакция на радикальное изменение ключевой ставки тому залогом. Периодически будут возникать новые стресс-факторы, связанные с отказом тех или иных покупателей оплачивать наше сырьё в рублях, корпоративными и квазисуверенными дефолтами. В целом, с учётом этих факторов на фоне прежней динамики, к концу месяца следует ждать курса валюты в коридоре 60-65 рублей за доллар и 62-67 рублей за евро.
К концу года по мере того, как ставки на рынке кредитов снизятся, а импорт, хотя бы отчасти, будет восстановлен, курс будет ослабевать и к концу года может оказаться уже в коридоре между 70 и 80 рублями за один бакс.
По мере того, как будут сниматься ограничения, спрос со стороны физических лиц будет расти. Угроза введения отрицательных ставок по депозитам также сделает своё дело: часть вкладчиков перенесёт свои деньги со счетов в ячейки, в то время как другие захотят конвертировать рубль в более устойчивые активы.
Справочно: в марте на фоне падения рубля физические лица продали почти 600 миллиардов рублей валюты в стоимостном выражении; в июне мы можем ожидать сопоставимого спроса.
Кому это выгодно
В целом, исторически для бюджета нашей страны оптимальным бывает слабый, а не сильный рубль, ведь львиная доля доходов в страну приходит за счёт валютных поступлений от экспорта. А вот расходы происходят уже в рублях. Российский бюджет на этот год верстали исходя из среднегодового курса в 72 рубля за доллар.
Эксперты полагают, что вскоре нас ждут новые меры по ослаблению рубля, но насколько они будут эффективными, пока сказать сложно; до сих пор реакция на послабления оставалась довольно вялой.
Для физлиц курс на бирже – вещь из мира мифов и легенд, наподобие сказок дядюшки Римуса. Так как ЦБ ввёл ограничения на обналичку купленной после 9 марта на бирже или в банковских приложениях валюты, получить её можно в рублёвом эквиваленте, причём по специфическому и весьма непохожему на биржевой курсу. Да и в обменниках валюту практически невозможно найти (исключение составляют «Авангард» и «Сбер»).
До тех пор, пока люди не получат возможность приобретать наличные доллар и евро, значительного влияния на курс это не окажет. Другое непременное условие – восстановление импорта. Власти отдают себе в этом отчёт и предпринимают меры: разрешён параллельный импорт, интенсифицируются экономические контакты с Китаем, Турцией, даже Ираном. Если бы у КНДР было что покупать – брали бы и у них, потому что инструментарий для остановки роста курса нашей валюты весьма ограничен.
С учётом средней годовой цены за баррель нефти примерно в 80 долларов и сокращении объёмов продаж за границу дефицит выйдет на ноль при курсе доллара в 85 рублей за единицу. Если же курс будет таким, как сегодня – нас ждёт дефицит в три триллиона.
Пока среднегодовой курс по-прежнему выше 80 рублей, но с каждым днём набегает всё больший разрыв. В течение года его можно будет покрыть за счёт резервов, но если история продлится дольше, наша и без того полинявшая кубышка станет ещё более тощей и облезлой.
Во всей этой истории есть один положительный момент, и тот – условен. Это может стать возможностью резко смягчить политику регулирования Центробанка, что, в свою очередь, вызовет рост импорта и стимулирует импортозамещение за счёт дешёвых кредитов. Впрочем, реальность подобного решения представляется крайне сомнительной.
Напоследок можно отметить, что в России есть бизнес, которому сильная валюта приносит больше пользы, нежели вреда. Это сетевые ритейлеры и крупные строительные компании, а также отечественные IT-разработчики (прежде всего – «Яндекс» и VK). А страдают от крепкого рубля сырьевики-экспортёры.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Топ-10 неожиданных исторических фактов, которые изумят многих
✅ Внезапный вопрос: почему только в России в квартирах ставят двойные входные двери?
✅ Главные математические задачки: известны с XX века, но их до сих пор не могут решить