На сегодняшний день UI-дизайнер – необходимая профессия на рынке труда. Причём здесь можно учитывать опыт как мирового, так и отечественного рынка. Но, прежде чем мы перейдём к рассмотрению темы данной статьи, требуется сформировать понимание о том, что же значит аббревиатура “UI“.
Само сложносокращённое слово UI означает “user interface”, что в переводе с английского языка означает «пользовательское графическое проектирование интернет-сайта, цветовая комбинация, ярлыки и так далее» – облик сайта снаружи. Он становится необходимым, когда требуется создать внешний облик для интернет-источников, деятельность которых направлена на продвижение самых дорогих товаров / услуг. При этом основным является не подталкивание человека на целевое действие, а, напротив, предоставление возможности ознакомления с интерфейсом источника, осознание всей сути работы заданного ресурса.
Важно отметить и тот факт, что при более детальном изучении данного определения, станет ясно, что “UI” имеет отношение не исключительно к дизайну. Со значимой для каждого позиции комфорта ощущения прекрасного предоставляется возможность дать оценку всему, что нас окружает, с чем взаимодействует человек. Например, внутреннее убранство какого-либо здания, предметы для повседневной жизни и многое другое.
Нельзя не упомянуть и то, что данное определение пришло в современность ещё с незапамятных времён: наши предки во времена Средневековья использовали токарные станки. С течением времени людям понадобились различные детали из дерева, и именно поэтому был создан инструмент, который впоследствии стремился к совершенству: был создан ножной привод, он помогал сделать руки свободными, сами же параметры изобретения принимали во внимание рост работника, находящегося за станком. В то время как профессионалы изготавливали станки, применялся опыт предшествующих поколений. Люди занимались разработкой более совершенной конструкции и делалось это для того, чтобы станок стал более прочным и выполнение поставленных задач эффективнее.
UI-дизайнер - начало начал
Начиная ту или иную деятельность, всегда первым этапом является работа UX-дизайнера (User Experience-дизайнера), то есть того, кто несёт ответственность за функции, комфорт и зрительную адекватность интерфейса онлайн-ресурса. Это делается для того, чтобы у человека, который зашёл на сайт, осталось позитивное мнение от этого. Ведь сначала строится понимание того, куда человек будет заходить на сайте, какие сложности он может повстречать на пути, а также как сделать так, чтобы человек выполнил целевое действие (главное, что должен сделать человек, посещая тот или иной интернет-ресурс – произвести покупку определённой вещи в онлайн-магазине, произвести заполнения анкеты регистрации, произвести заказ звонка сотрудника ресурса и многое другое).
После этого дизайнеру необходимо не только уделять внимание UX, но и UI – формировать представление того, какое оформление будет иметь ресурс, какой дизайн. При этом любая ошибка с позиции как UX, так и UI будет значимой для посетителя ресурса, может испортить его мнение.
Формирование команд при выполнении данного вида работы может осуществляться самым разным способом. Однако во всей работе хотелось бы выделить несколько стадий. При этом нельзя не упомянуть тот факт, что работа UI-дизайнера может быть как параллельной (он может сразу же продумывать дизайн-проект и пути его реализации, так и последовательной – заниматься UI-стороной только после решения UX-задач)
Стадии работы UI-дизайнера
Первой является стадия накопления информации.
В которой важно как можно больше узнать от заказчика об особенностях предстоящей работы. Это может быть сделано с помощью брифа (он отражает суть поставленной задачи) или интервью.
Основополагающим здесь должно стать рассмотрение таких вопросов как:
1. Задача ресурса
2. Главное отличие от других ресурсов;
3. Главные конкуренты;
4. Учёт мнений заказчиков о том, как должна создаваться структура.
Всё это можно сделать даже в текстовом редакторе, а затем построить схему структуры ресурса.
Вторая стадия: аналитическая.
После вышеуказанных действий, важно узнать как можно больше информации о конкурентах клиента. Это делается для того, чтобы:
1. найти уязвимости и преимущества;
2. произвести выбор выгодного для себя решения;
3. внедрить в дизайн.
Затем можно также сразу же определить и исследовать целевую аудиторию, понять особенности. Если это большая организация, то этим занимаются даже сотрудники по маркетингу, а в небольших – клиент и сам специалист. При этом для UI-дизайнера важным фактом является то, каким образом люди приобретают товар или услуги, делая упор на рациональную сторону вопроса или же рассматривая его эмоционально. Немаловажным является и то, каким рычагам давления клиент отдаёт предпочтения: стоимость, неповторимость и т.д.
Третьей стадией является организация сайта.
В ней осуществляется постановка его целей, создаётся Customer Journey Map (CJM), в которой обозначаются пути взаимодействия клиента с сайтом (не только продажа, но и связь с остальными ресурсами, за счёт каких инструментов человек смог посетить сайт, каковы были его задачи, как он их достиг и др.). Например, если у человека нет времени, чтобы купить продукты гигиены, то Customer Journey Map показывает путь, то, что испытывает человек по ходу движения, задачи и прочие детали. Она может быть сформирована с помощью разных программ (Excel, Google Таблицы, XMind, Miro, Canvanizer и другие). Такая карта поможет создать организацию сайта, который вскоре будет создан.
Четвёртой стадией является создание модели сайта.
В которой обозначены главные источники, примерный контент и детали будут располагаться на каждом мониторе, представлены способы контакта между ними, функции ресурса. При этом учитывается всё, что было в предыдущих стадиях:
- Особенности взаимодействия с целевой аудиторией;
- Пути контактов с данным ресурсом;
- Готовая организация;
- Удачные примеры у конкурентов.
Первоначально создаётся модель для персонального компьютера (ПК), затем, базируясь на этом, для мобильной версии (которая сейчас наиболее востребована (например, узнать количество людей, которые заходили на старую версию сайта с помощью данного устройства). Но на всех предыдущих стадиях работа UI-дизайнера ещё крайне мала. Она начинается только после следующей стадии, такой как работа с содержимым.
Обычно, это предоставляет клиент, а UI-дизайнер может дать советы по выбору цвета и стиля фото и видео, какую выбрать надпись на каждом мониторе, чтобы человек обратил внимание. Для получения содержимого UI-дизайнер предоставляет клиенту таблицу с видами содержимого сайта, а также данными о его объёме и расположении.
И только проделав все выше обозначенные этапы, за дело берётся UI-дизайнер. Он начинает создавать облик сайта. При этом специалист выполняет следующие задачи:
- o выбор лучших цветов и шрифтов, согласно уже имеющимся данным об особенностях заказчиков. Иногда цвета и шрифты могут быть уже обозначены в брендбуке у клиента. Однако конкретные шаги, по своему обыкновению, написаны лишь у представителей больших организаций. Когда дизайнер создаёт маленькие сайты и рекламные страницы, он, как правило, руководствуется исключительно своими наблюдениями;
- o создание пакета основных деталей сайта: иконок, кнопок, полей ввода и строк поиска. Если же дело обстоит с большим проектом, то эти детали могут находиться вместе в UI-комплект. Над его оформлением позже также будут работать UI-дизайнеры;
- o и, наконец, представление для клиента особенностей его взаимодействия с интерфейсом. Будет создаваться заданная анимация и способы небольшой коммуникации (сделать афишу больше при помощи компьютерной мыши, активация клавиш, отвечающих за анимацию, после нажатия и другие).
Важно помнить тот факт, что качественный дизайн берёт во внимание современные графические тренды. При этом основным в интерфейсе ресурса является комфортное использование заказчиком. К примеру, если дизайнер делает сайт для размещения на них экономических продуктов и главные клиенты – это мужчины от сорока лет и старше, то стиль ретро и будет на нём смотреться неуместно.
Заключительная стадия: тестирование.
По окончанию вёрстки сайта, требуется расположить его на пробном домене для проверки качества интерфейса, получить отзывы от пользователей. Как правило, для такой цели создаётся фокус-группа (из пользователей целевой аудитории).
Если бюджет проекта маленький, то данную стадию не внедряют, что часто ухудшает работоспособность ресурса, его пользу. Как известно, специалист не может спрогнозировать поведение целевой аудитории.
- Клиенты используют ресурс для достижения поставленных задач, которые приводят к целевому действию. Затем клиенты проходят опрос, чтобы понять, смогли ли выполнить задачи с помощью сайта или нет, выражают свою позицию.
- Если же дело обстоит с группой людей, то применяется тот же перечень задач. При этом компьютеры имеют особенное программное обеспечение, оно помогает наблюдать за различными движениями клиента. Сама программа определяет, что наиболее актуально для людей и способы их взаимодействия с интерфейсом. При этом могут возникать различные трудности.
Затем проводится анализ итогов теста, по которому можно определить проблемы, которые встречаются человеку, а также что нужно исправить в интерфейсе.
Аналитические операции лучше всего запускать как перед началом работы, так и через некоторое время после начала. Такого рода действия помогут понять, растёт или падает конверсия, какие веб-ресурсы популярны, а какие нет, а также какие сложности встречает человек на своём рабочем пути. Именно поэтому UI-дизайнеру не следует разрывать взаимодействия с клиентами, это поможет исправить ошибки на сайте, если необходимо.
Актуальность профессии: UI-дизайнер
Теперь необходимо сказать о том, насколько актуальна профессия UI-дизайнера на сегодняшний день. Обычно мы работаем с телефоном примерно 3 часа/день, осуществляя самую разную деятельность: чтение, коммуникация, поиск нужной информации и так далее. При этом мы постоянно сталкиваемся с самыми разными интерфейсами и имеем разное мнение о них. Это как раз и показывает качество работы UI-дизайнера.
Общеизвестным является тот факт, что интерфейс высокого качества и отвечающий всем требованиям современности необходим каждому. Из этого следует то, что спрос на хороших специалистов увеличивается (начало октября 2021 года – hh.ru – 2000 вакансий UI-дизайнеров. Кроме того, эксперты Superjob.ru ещё в 2019 году сообщили о том, что востребованность на специалистов данной профессии будет увеличиваться. Затем, с наступлением пандемии эта точка зрения подтвердилась, ведь многие организации увеличивают число интернет-источников.
Какие программы использует UI-дизайнер
Мы рассказали о том, чем занимается UI-дизайнер. Но для того, чтобы стать высококлассным специалистом в данной области, необходимо понять, какие программы требуется для этого освоить, какие знания приобрести, а также, какая литература для этого подходит.
Рассматривая первый вопрос, широко известными для специалистов UI-дизайна являются следующие программы:
- Figma – программа, которая поможет создать модели сайта и дизайн-модель;
- Adobe Photoshop ― программа, с помощью которой можно вносить непростые изменения в растровые изображения;
- Adobe Photoshop Lightroom ― программа, с помощью которой осуществляется совершенствование качества фотографий, которые впоследствии будут использованы в модели;
- И Adobe After Effects – программа для редактуры визуальной анимации ресурса.
Что почитать? Полезное чтиво для UI-дизайнера
Давая ответ на второй вопрос, здесь также можно привести несколько сфер, которые необходимы для освоения, чтобы работа на должности UI-дизайнера была беспрепятственной:
- Маркетинг. Нужно обладать навыком составления аватара клиента для целевой аудитории, создания дизайн УТП, и уметь анализировать конкурентов.
- Аналитика. Необходимо знать применение инструментов для аналитики задач по бизнесу, а также понимать, как сформировать карту CJM.
- Психология. С помощью неё представляется возможность применять структуры поведения посетителей ресурсов, методы зрительного ощущения.
- Технические знания. Деятельность осуществляется с помощью компьютера и различных, установленных на него программ.
- Опыт. С помощью этого можно осуществлять наблюдение за сегодняшними трендами оформления, используя их для решения собственных значимых задач.
- Основы вёрстки. Необходимы для взаимодействия со специалистом по вёрстке во время передачи ему модели определённого ресурса.
Что касается последнего вопроса, то здесь полезными могут стать следующие книги:
- Алан Купер «Психбольница в руках пациентов»;
- Стив Круг «Не заставляйте меня думать»;
- Аарон Уолтер «Эмоциональный веб-дизайн»;
- Люк Вроблевски «Сначала мобильные!»;
- Брэдли Хизер «Дизайнь. Современный креатифф»;
- Джанда Майкл «Сожги своё портфолио».
Кроме того, важно отметить тот факт, что новая литература по данной теме обновляется из года в год, но, как правило, там содержится лишь общая информация об особенностях поведения клиента. Книги этой литературы отличаются способом представления материала, повышенная степень проведённых автором исследований.
Одной из самых широко распространённых и признанных является исследование автора Дональда Нормана по работе с интерфейсом под названием «Дизайн привычных вещей». Данная книга может подойти как для профессионалов, кто уже находится несколько лет в профессии UI-дизайнера, так и для начинающих, кто только ступает на данный путь. Она поможет понять основы данной дисциплины. Наряду с вышеперечисленными, существуют также и менее знаменитые произведения, например, Иоханнес Иттен «Искусство цвета», созданное больше 50 лет назад. Основы данной книги могут стать основой для высококлассного UI.
Когда известный дизайнер и видеоблогер Артемий Лебедев, создавал собственное произведение, то данное определение “UI” ещё не были повсеместно распространено. В таких его маленьких зарисовках, созданных под единой обложкой, дизайнер рассматривает особенности формирования интерфейсов, визуальные приёмы, а также типографические специфики. Его произведение несколько раз переиздавалась, но, тем не менее, её актуальность является высокой вплоть до сегодняшнего момента.
Помимо литературы, связанной с дизайном, немаловажным станет прочтение книг, тематикой которых являются логическое мышление, статистика, искусство продаж – они помогают исследовать особенные черты логики каждого из нас, способствуют развитию мышления и умения осуществлять анализ.
Более того на просторах мировой сети есть возможность отыскать много различных журналов, по тематике User Interface.