#МЧС #МЧСМосквы #ПетрВеликий #пожары
Сегодня в России отмечают юбилей со дня рождения просветителя, первого императора Петра Великого. Будет ошибкой считать, что "государь Петр Алексеевич" модернизировал пожарную охрану только в северной столице - начинал будущий царь именно в Москве.
С юного возраста Петр был свидетелем многочисленных пожаров, и в 1686 году основал в селе Коломенском (ныне Южный административный округ столицы) небольшую пожарную часть, оснащенную по последнему слову тогдашней техники. Некоторые историки утверждают, что царь сам участвовал непосредственно в борьбе с огнем и, конечно, поверить в это очень легко - если уж Петр сам строил корабли, то удержаться от тушения пожара вряд ли мог.
"При здешнем коменданте сделался большой пожар, который, однако ж, был очень скоро потушен. Один из ближайших деревянных домов быстро сломали, да и ветер не был сильным. Император Петр I, по обыкновению своему, с величайшей поспешностью явился на пожар и для примера другим работал там в огне, как самый простой страж огня, что имело отличные действия" (из свидетельства камер-юнкера Берхгольца. Москва, 21 января 1722 г.).
Организация Петром Великим как стрельцов, так и простых граждан в борьбе против огня привела к тому, что во время празднования нового 1700 г. в Москве не произошло ни одного относительно серьезного пожара! И это несмотря на то, что целую неделю палили из пушек, устраивали фейерверки и костры.
Но перечисленного оказалось, разумеется, мало. В 1701 году Москву все-таки потряс очередной крупный пожар; горел в том числе Кремль, и далеко не все исторические ценности удалось спасти, не говоря уже об архитектурных сокровищах. После этого Петр Алексеевич и издал указ о поджигателях, повелев казнить их смертной казнью, а по ночам организовывать караулы, отпугивая лихих людей. Впрочем, в более легких случаях вместо эшафота поджигателей водили по пожарищу, подстегивая кнутом - в назидание окружающей публике.
В 1702 году наряду с народными дружинами бороться с огнем начали солдаты уже на обязательной официальной основе; разумеется, государь не мог оставить без внимания снабжение их "пожарно-техническим вооружением". После 1705 года на Спасской башне стали размещаться специальные колокола, использовавшиеся исключительно как "пожарная сигнализация" - в них били только при пожаре, и голоса колоколов легко отличались от голосов их "собратьев".
А еще именно Петру Великому приписывается первое в истории России размещение в пороховых погребах бочек с водой, соединенных шнурами. Они действовали как самосрабатывающие огнетушители, при взрыве расплескивая воду вокруг себя. К сожалению, у современников Петра данная идея не нашла отклика даже под угрозой наказания.
Печальный опыт московских пожаров способствовал тому, что Петр Великий утвердил "прямолинейное и просторное" расположение улиц в будущей "Северной Пальмире" - купеческие дворы старой столицы, заросшие огородами и палисадниками, хаотично нагроможденные переулки лишь с намеками на радиальный план города не всегда позволяли быстро подобраться к месту возгорания.
В Москве и Петербурге дома теперь предписывалось строить исключительно из камня: "..деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам". В 1704 году вышел указ "О строении в Москве, в Кремле и Китай-городе каменных домов, о расположении оных подле улиц и переулков, а не внутри дворов и об обязанности владельцев продавать дворовые места, если они не в силах построить каменные здания". Спустя почти 10 лет в 1712 году, Петр Алексеевич расширил действие этого указа и на Белый город (ныне - от Пречистенских ворот до Пушкинской, от Мясницких ворот до Покровских и Яузских), уделяя внимание всем деталям вплоть до материалов кровли - теперь можно было крыть крыши негорючими материалами: обожженной черепицей либо землей.
1711 год ознаменовался указом "О неукоснительном прибытии войск на пожары" во всех городах России - прежде всего для того, чтобы заниматься организацией "рабочих рук", народа на месте, превращая зевак в "огнеборцев". По сути, это была первая военизированная пожарная охрана! А должность обер-полицмейстера, на которого возложили в том числе принятие мер по борьбе с пожарами, была введена в Москве в 1722 г. Теперь "пожарный наздор" мог штрафовать жителей столицы, а особенное внимание следовало уделять купцам. Увы, но в борьбе за прибылью они могли нарушать правила пожарной безопасности активнее остальных.
Немного грустно осознавать, что такие яркие и бурные преобразования в области пожарной безопасности и пожаротушения после смерти Петра были на какое-то время забыты. Люди вновь начали заваливать проходы между строениями во дворах, забыли про выкапывание пожарных прудов (это тоже входило в область внимания великого императора!)... Но эпоха Просвещения вскоре вновь возродила пожарное дело в России.
#пожарные #спасатели