Найти в Дзене
Алексей Атлетов

Конвертоплан. Чужой в авиации.

Конвертоплан — винтокрылый летательный аппарат с поворотными двигателями, которые на взлёте и при посадке работают как несущие винты, а в горизонтальном полёте — как тянущие или толкающие; при этом подъёмная сила обеспечивается крылом самолётного типа.

Конвертоплан — это, по сути, гибрид самолета и вертолета, оснащенный винтами, которые поворачиваются более чем на 90 градусов.

Функционально такая конструкция близка к самолёту вертикального взлёта и посадки (СВВП). Иногда конвертопланы по ошибке относят к винтокрылам, что неверно, так как у винтокрыла есть один или несколько воздушных винтов, независимых от системы несущего винта(-ов).

Первый в мире серийный конвертоплан Bell V-22 Osprey был создан в 1989 году в США. Его более 30 лет разрабатывала Bell Helicopter — американская компания, специализирующаяся на производстве вертолетов и винтокрылов. Высокоплан (так называлось воздушное судно) был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce T406, расположенными на концах крыла в гондолах, которые могут поворачиваться почти на 98 градусов.

В настоящее время в США эксплуатируется действующий образец конвертоплана V-22 Osprey с полётной массой 27,4 т и скоростью полёта в самолётном режиме 463 км/ч, а в вертолётном режиме 185 км/ч.

-2

В современной России концепция конвертоплана возрождается в сфере беспилотной авиации. Три года назад на авиакосмическом салоне МАКС-2017 холдинг «Вертолёты России» представил свою новейшую опытную разработку – прототип БПЛА VRT30 взлётной массой 1,5 т. Отсутствие риска для жизни пилотов и экипажа является в данном концепте определяющим фактором, так как предполагается использование конвертоплана для военных нужд.