Многим из вас наверняка часто приходится сталкиваться с тем, с какой горячностью и азартом люди так называемой «параллельной» сферы отстаивают свои убеждения. Их не смущает очевидное несоответствие их позиций здравому смыслу, не отталкивают противоречия в логических построениях и даже полное отсутствие логики, не отвращают выявленные у них на глазах факты обмана и лицемерия.
Они полны непререкаемой уверенности, непревзойденного сарказма, неподражаемого напора и незыблемой убежденности в своей правоте. Все ваши аргументы упираются в эту неприступную крепкую броню, как в гладкую оштукатуренную стену особняка на прекрасном итальянском озере.
Почему они так уверены?
Парадоксально, но потому, что людям необходимы этические нормы. Им нужны нравственные ориентиры. Без этого психика нормального человека, не отягченная психопатологией, не может элементарно функционировать. Людям нужны рамки, нужны ограничения, нужно что-то, к чему они могут прислонить свой измученный эмоциями и впечатлениями разум и немного отдохнуть, снять с себя ответственность. Людям нужны моральные авторитеты, нужны лидеры мнений, нужны собирательные образы всеведущих и многомудрых гуру.
Если здоровые, современные этические нормы по каким-то причинам в обществе не могут сформироваться, люди не имеют доступа к общественной этической дискуссии, ограничены в поисках информации к ней или вовсе насильственно выключены из нее, люди начинают искать альтернативу. И выстраивать свою этику из того, что есть, из той квази-общественной дискуссии, которая им доступна и понятна.
Что-то из тезисов этой квази-общественной дискуссии будет созвучно базовой человеческой этике и благосклонно отзываться в душах людей, даром что построено на обмане. Что-то будет иметь вид актуальной общественной дискуссии (типа обсуждений «новой этики»), даром что в ней нет никакого смысла при существующих ограничениях. Что-то будет основано на архаичных этических постулатах, которые вытащили из сундуков, помыли, причесали и «кто из вас воспитан патриотически».
Люди, лишенные доступа к объективной информации о реальном мире, к реальной общественной этической дискуссии, будут формировать свой личностный этический базис из всего этого – потому что ну больше ведь не из чего. И сформируют, и вдохнут жизнь в это создание доктора Франкенштейна, и полюбят его, как родного.
Именно поэтому они и отстаивают эти причудливые, искаженные этические нормы с такой горячностью – это их создание, их изобретение, их детище. Они проделали огромный труд, вылепливая себе этику из того, что было под рукой, им не повезло, как вам, иметь доступ к знанию о современных этических нормах. Их убеждения обошлись им дороже, чем вам, поэтому и отстаивают они их увереннее и настойчивее.