Мы призываем все страны мира не покупать у России зерно, похищенное на Украине, мы призываем их выяснять происхождение зерна, заявил представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.
Возникает любопытная ситуация: прямого запрета на покупку зерна у российских компаний нет, однако тот факт, что на официальном уровне не признается, что зерно происхождения Украины вывозится на территорию России, установить происхождение либо невозможно, либо сопряжено с риском прямого обмана и подлога.
В итоге любое зерно из России подпадает под подозрение в его украинском происхождении. Да, конечно, есть сортность зерна, при желании можно провести тесты и проверить возможный регион его производства. Но в любом случае оно остается потенциально токсичным (не в физиологическом, а юридическом смысле). Плюс на это накладывается целый ряд санкций и запретов - к примеру, запрет на страхование грузов из России, перевозимых по морю. Фактически это ведет к тому, что торговля зерном из российских портов все более будет напоминать контрабанду с соответствующим ей содержанием - то есть, повышенными премиями посредникам и покупателям за риск и существенно меньшим доходом для продавца. Для чего, в общем-то, все и делается: Западу важно, чтобы любой экспорт из России приносил ей как можно меньший доход и как можно большие издержки.
Это вполне рациональный ход для торгово-экономической войны, целью которой является изъятие максимального ресурса противника.
Теоретически Россия может сыграть в эту игру, предъявив конфискованное украинское зерно и юридически отделив его от собственного. Но понятно, что по политическим соображениям этого никто делать не будет. Потому игра будет идти по чужим правилам. А в такой игре выигрыш невозможен.