Найти в Дзене

Немецкие «птенцы гнезда Петрова»

У первого российского императора Петра I, 350-летие которого отмечается 9 июня нынешнего года, было множество помощников на военном, дипломатическом, административном и культурном поприщах.

Вспомним пушкинскую «Полтаву»:

За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова,
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин...

Заметим, что половина из перечисленных фамилий нерусские…

Петр I и его сподвижники. Иллюстрация к поэме «Полтава»
Петр I и его сподвижники. Иллюстрация к поэме «Полтава»

Среди сподвижников Петра Великого помимо русских можно встретить голландцев, немцев, евреев, литовцев, сербов, греков, шотландцев. В «команде» царя находились представители древнейших аристократических фамилий и рядовые дворяне, а также выходцы из низов общества: жители Немецкой слободы, посадские и бывшие крепостные. Царь при отборе помощников руководствовался рационалистическими критериями, нередко игнорируя социальную или национальную принадлежность лица, которого он приближал к себе и которому давал ответственные поручения. Основаниями для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не «порода», не происхождение, а знания, навыки и способности чиновника или офицера.

АДАМ ВЕЙДЕ

Адам Вейде
Адам Вейде

Одним из жителей Немецкой слободы был и сподвижник Петра I Адам Адамович Вейде. Он родился в 1667 году в семье немецкого офицера. Свою службу в русской армии Адам начал в потешных войсках, а уже в чине майора Преображенского полка участвовал в «потешных» Кожуховских маневрах (1694) и обоих Азовских походах (1695–1696). По окончании военной кампании Петр I поручил ему поочередно посетить Прибалтику, Пруссию, Австрию и Голландию, чтобы предупредить тамошние власти о прибытии русского Великого посольства, в составе которого инкогнито участвовал и сам царь.

Адам Вейде по указанию царя побывал также в Англии с сообщением королю Вильгельму III о блистательной победе боярина Алексей Шеина над турками. В ходе этой поездки Вейде ознакомился с постановкой военного дела в европейских государствах и в 1698 году составил «Воинский устав», который стал основой воинского устава Петра I.

После смерти генерала Франца Лефорта (останки которого были погребены в лютеранской кирхе в Немецкой слободе) Адам в марте 1699 года принял командование Лефортовским полком и пожалован в бригадир-генералы. Из указа от 11 июня 1700 года: «…быть ему в генералах иведать выборный полк генерала адмирала Франца Яковлевича Лефорта». Вейде получил приказ сформировать «генеральство» (дивизию) из ГенеральскогоЛефортовского полка, драгунского и восьми новонабранных пехотных полков.

Командуя этой дивизией в битве при Нарве (1700), Адам Вейде отбил все атаки шведов, но по приказу князя Долгорукова сдался в плен и был отвезен в Стокгольм. Лишь в 1710 году его обменяли на шведского коменданта Риги генерала Нильса Стромберга.

По возвращении в Россию в 1711 году Адам Вейде снова возглавил дивизию и участвовал в Прутском походе (1711). Позже действовал против шведов в Финляндии. 9 сентября 1714 года царь наградил его орденом Св. Андрея Первозванного.

Человек разносторонних интересов, много почерпнувший в Европе, Адам Вейде поучаствовал и в создании Российской академии наук. 11 (22) июня 1718 года он представил Петру доклад «О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить». Этот доклад удостоился такой резолюции Петра: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия».

Адам Вейде скончался в 1720 году. Хотя он был лютеранином, Петр I приказал похоронить его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры и лично присутствовал на похоронах.

ГЕНРИХ ФОН ФИК

Генрих фон Фик
Генрих фон Фик

Когда Адам Вейде по поручению Петра I собирал сведения об устройстве коллегий на западе, ему порекомендовали Генриха фон Фика как очень способного человека и знатока шведских «коллегий и прав». Он родился в Гамбурге в 1679 году, там же получил высшее образование.

Видимо, для проверки исполнительности и усердия Петр I сразу же отправил Генриха фон Фика в Швецию, поручив сбор материалов для предстоящей коллегиальной реформы, а также с секретной целью пригласить в Россию опытных чиновников-шведов. Фик во враждебной России стране прекрасно исполнил это секретное поручение, сопряженное со значительной опасностью; он с полным знанием дела собрал обстоятельные сведения об устройстве шведских коллегий. Однако, как видно из его записок, «охотников ехать в Россию… нашел недостаточно и нигде не мог найти лиц, которые могли бы занять места асессоров в русских коллегиях». В декабре 1716 года Фик вернулся из Швеции, и 23 января 1717 года был официально принят на русскую службу с обязательством «служить в течение 12 лет». В том же году его отправили в новую командировку в Пруссию, Голштинию и Голландию для поиска чиновников, согласных работать в России.

Генрих фон Фик стал одним из разработчиков реформ государственного управления, которые внедрялись Петром I в 1717–1722 годах. Так, 28 июня 1717 года ему было поручено «в генеральных терминах положить, какие дела к какой коллегии принадлежат и что им вырабатывать и до чего не касаться», затем определить штаты коллегий и размеры жалованья. Через полгода на основании штатов шведских коллегий, привезенных Фиком, им был составлен примерный реестр состава коллегий, утвержденный Петром 11 декабря 1717 года. В мае 1718 года руководство реформой из рук дипломата и ученого Якова Брюса (о котором писал Александр Сергеевич Пушкин в упомянутой выше поэме «Полтава») окончательно перешло в руки Генриха фон Фика. В 1719 году были составлены и утверждены регламенты первых двух коллегий, Камер-коллегии и Штатс-контор-коллегии.

Вице-президента Коммерц-коллегии (1726) Генрих фон Фик скончался около 1751 года в звании действительного статского советника.

ХРИСТОФОР МИНИХ

Христофор Миних
Христофор Миних

Будущий военный и государственный деятель при Петре I, граф (с 28 февраля 1728-го), а позднее генерал-фельдмаршал (1732), Христофор Антонович (Бурхард Кристоф) фон Миних родился 9 мая 1683 года в Ольденбурге.

Первичное военно-инженерное образование получил под руководством отца, изучал инженерное и чертежное искусство, гидротехнику, латынь и французский язык. Затем переехал во Францию, где в 1700 году поступил инженером в эльзасскую дивизию. В 1702 году он вернулся на родину и был назначен главным инженером княжества Восточная Фризия.

Христоф фон Миних много воевал, ссорился с высшими чинами и дошел до того, что однажды подрался на дуэли с полковником, который от полученных ранений скончался. Карьера Миниха оказалась под угрозой. Воспользовавшись ситуацией, русский посол в Польше князь Г. Ф. Долгорукий рекомендовал Миниха Петру I. Царь высоко оценил инженерный опыт немца и пригласил его перейти на русскую службу.

22 июня 1721 года Миних был зачислен на русскую службу с патентом на чин генерал-майора и с условием «служить в течение 5 лет при гидравлических работах на Неве и на Балтийском побережье».

Историк Николай Костомаров в 4-м томе «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» писал: «У Петра Великого было такое пристрастие к воде. Плавать по воде, направлять воду так, чтобы она приносила человеку пользу и не причиняла вреда, то были излюбленные занятия Петра… И никто в этом отношении не был великому государю до такой степени подходящим человеком, как Миних, так же, как Петр, разносторонний, ко всему способный, подвижный, неутомимый, и так же до страсти лелеющий водяное дело».

Уже в 1722 году Миниха произвели в генерал-лейтенанты за то, что он разработал проекты военного порта в Рогервикской гавани (на берегу Финского залива) и Кронштадтских укреплений. Позднее Миних руководил строительством шлюза на реке Тосна, Обводного канала, дороги по берегу Невы (Шлиссельбург – Петербург). Миниху было поручено возглавить строительство Ладожского канала, соединявшего Волхов и Неву в обход Ладожского озера. Здесь его ожидали препятствия не только географического характера. Князь Меньшиков, с самого начала невзлюбивший Христофора Миниха, заметил царю: «Миних – хороший генерал, но в канальном деле не много смыслит».

Но Миних выполнил задание. Несмотря на противодействие князя Меншикова, Миних добился утверждения его собственного проекта и успешно его реализовал. Прибыв на место, Петр I приказал пустить воду, которая наполнила построенную часть канала длиной 10 км. Царь с Минихом сели в ботик и поплыли по течению. После короткого плавания Петр I пришел в полный восторг. Прибыв в Петербург, царь сказал своей супруге Екатерине: «Труды моего Миниха сделали меня здоровым».

В 1724 году Миниха назначили обер-директором Ладожского канала и балтийских портов (занимал этот пост до 1741-го); одновременно срок его службы был увеличен до 10 лет, причем, кроме жалованья и поместий, он также получил доходы с таможенных и кабацких сборов на этом канале.

Через год после смерти Петра I Миних в 1726 году был награжден орденом Св. Александра Невского. Наибольшей славы и влияния Миних достиг уже в царствование Анны Иоанновны.

Он прожил долгую жизнь и умер в Санкт-Петербурге в 1767 году. В 1841 году бюст Христофораа Миниха был установлен в «Зале немецкой славы» Walhalla под Регенсбургом.

ГЕНРИХ ОСТЕРМАН

Генрих Остерман
Генрих Остерман

В «Энциклопедии знаменитых россиян» записано: «Наряду со многими несимпатичными чертами в характере Остермана отмечается, однако, и многое такое, что выгодно отличает его от многих его современников. Будучи скуп, он отличался крайней неподкупностью. Двуличный и лживый, он не изменял тому, кому служил… Заботясь о своей личной карьере, Остерман успешно вел интриги против своих соперников, но руководящим мотивом при этом… являлись разногласия по вопросам внешней политики».

Генрих Иоганн Фридрих Остерман (в России – Андрей Иванович) родился 30 мая (9 июня) 1686 в семье лютеранского священника в городе Бохум. Способный мальчик успешно окончил латинскую школу и в 15 лет был зачислен на факультет права Йенского университета. Но окончить его не успел: во время студенческой пирушки он поссорился с одним студентом и заколол его шпагой. Чтобы избежать наказания, бежал в Голландию, где познакомился с вице-адмиралом русского флота норвежцем Корнелиусом Крюйсом. Этому представителю России Петр I поручил вербовать на русскую службу нужных специалистов. Так Остерман в 1704 году занял должность личного секретаря вице-адмирала Крюйса и получил звание лейтенанта морской службы.

Отлично образованный, хорошо владевший немецким, голландским, французским, латинским и итальянским языками, к тому же через два года прекрасно овладевший русским языком, Остерман вскоре обратил на себя внимание Петра I. В 1707 году Остермана назначили переводчиком в Посольский приказ, а в 1710 году он стал личным секретарем русского царя.

Во всей широте дипломатические способности Остермана проявились во время Северной войны. Во время переговоров со Швецией на Аландском конгрессе в 1718–1719 годах и в Ништадте в 1720–1721 годах он хотя и считался вторым лицом после уже упомянутого выше генерал-фельдцейхмейстера Якова Брюса, но на самом деле был душой этой дипломатии. Царь приказал выдать Остерману 100 тысяч червонцев для подкупа шведских уполномоченных, но Остерман потратил лишь 10 000, а остальное вернул в казну. Благодаря настойчивости Остермана России отошел важный стратегический пункт на Финском заливе – Выборг. 30 августа 1721 года в Ништадте был заключен долгожданный мир, по которому Россия получила доступ к Балтийскому морю с бывшими шведскими провинциями Эстландией, Лифляндией и Ингерманландией.

Остерману были пожалованы титул барона, чин тайного советника, деньги и деревни. В 1721 году он женился на Марфе Ивановне Стрешневой, состоящей в родственных отношениях с царской семьей. На свадьбе присутствовал сам император. Два года спустя Остерман получил должность вице-канцлера. Он был в числе основателей Академии наук и художеств.

Незадолго до своей смерти Петр I отзывался о нем как о «человеке, лучше всех постигшем истинные выгоды Русского государства».

Мы рассказали о четырех немецких «птенцах гнезда Петрова», помогавших русскому царю на военном, административном, культурном и политическом поприщах. В действительности таких помощников были десятки.

Но даже приведенные здесь истории, как нам представляется, в достаточной степени показывают вклад немецких сподвижников Петра I в преобразование России из отсталой страны в одну из передовых стран Европы.

«Секретные материалы 20 века». Виктор Фишман, журналист (Мюнхен)