Что такое «местное»?
Мы не сидим на месте — путешествия и миграция делают сложным наше самоопределение через принадлежность к какому-либо месту. Писательница Тайе Силаси объясняет, что «локальность» человека формируется через ежедневный опыт. И в основе этого опыта три R:
- Rituals — ежедневные ритуалы, которые мы делаем на работе и в быту;
- Relationships — наши отношения с любыми людьми, с которыми мы контактируем регулярно, получая эмоциональный опыт;
- Restrictions — ограничения, которые влияют на наше поведение: экономическая ситуация, социальная система и негласные общественные договора, нетерпимости, кризисы, войны.
Такой подход даёт более реалистичное представление о человеке, чем прописка или, например, национальность его родителей. Но три R Силаси рассматривают человека как объект, на который влияет среда. Но не только среда формирует человека, но и человек, хочет он того или нет, оказывает на неё своё влияние. И, если верить опыту, в первую очередь, через вещи — организуя свой быт и питание, совершая покупки.
Почему разговор о местном не равен разговору о транспортном следе?
Самая распространённая ошибка в определении местного — подмена этого многофакторного понятия размером транспортного следа. Единого мнения о его допустимой длине не существует — где-то 100, где-то 200, а где-то и все 640 км. Но довольно часто речь сводится именно к километражу.
Согласно исследованиям, транспортный след составляет незначительный процент экологического следа продукта (от 0,5 до максимальных 10). Зато прочие части жизненного цикла товаров — ресурсы, земле- и водопользование, процесс производства, упаковка, ритейл и свалка — составляют практически 50 % всех выхлопов CO2 планеты. Но даже этот список факторов не исчерпывает разговор о местном — любое производство, впрочем, как и потребление, оказывают значительное влияние и на социум.
Совершая свой ежедневный выбор в пользу продуктов, сделанных небольшими местными производителями, мы влияем на экологию, социум и, само собой, местную экономику.
Выгода покупателей от местных товаров
Качество. Это довольно субъективное понятие, особенно если речь идёт о косметике или продуктах питания. И именно по этой причине, среди небольших местных производителей можно найти самое подходящее. Многие бизнес-проекты начинаются с неудовлетворённости существующим предложением. Такие производители делают продукты «как себе», вкладывая в них не только навыки, но душу. Кроме того, в силу ограниченных ресурсов, небольшие производители делают фокус именно на продукт, большие же компании вынуждены смещать его на управление, маркетинг и продажи.
Цена. Даже если она высокая, скорее всего, в неё не вошли таможенные сборы, расходы на глобальный маркетинг и большой ритейл.
COVID-безопасность. Представительница программы поддержки местных производителей Австралии как-то подметила, что чем меньше людей между производителем и потребителем контактируют с продуктом, тем меньше вероятность распространения вирусов.
Многообразие. Поддерживая покупками небольших местных производителей, мы помогаем развивать многообразие предложений. И пусть концепция небольшого производителя включает только один тип товара, например, мыло или лукум, но он будет с действительно авторской рецептурой и неповторимым стилем. А что предпочтёте вы?
Конкуренция. Выгода потребителя от растущей конкуренции среди производителей настолько очевидна, что даже не стоит тратить чернила ;)
Ближе к потребителю. Как правило, локальные бренды значительно лучше понимают местного потребителя, а потому лучше решают его задачи. Речь не идёт о сложным долгих исследованиях, усреднённые результаты которых ложатся в основу продуктов, выпускаемых на глобальные рынки. Речь о реальном знании покупателя в лицо и немного предпринимательского чутья.
Инновации. Благодаря гибкости, маленькие команды значительно способны не только быстрее внедрять улучшения, но и изобретать что-то принципиально новое.
Короткая обратная связь. Местные производители более чувствительны к отзывам — с ними не только можно разговаривать, но и договариваться. И даже помогать им делать более востребованные продукты, экономить на избыточной упаковке и ингредиентах.
КОГДА ВЫГОДА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛИЧНАЯ
Развитие среды — почти всегда дело рук предпринимателей. Тех, кто реализует идеи, меняющие мир к лучшему. И в первую очередь, они меняют его вокруг себя, в своём сообществе. И даже если бизнес остаётся небольшим, хорошие идеи подхватываются и масштабируются десятками других предпринимателей.
Всё больше руководителей небольших бизнесов уделяют внимание балансу между потребностями человека и окружающей его среды. И пока большие компании договариваются на круглых столах и совещаниях как реализовать такой подход, предприниматели успешно реализуют свои кейсы. Используя эти продукты, мы голосуем за эти идеи и вносим вклад в их развитие.
Чья-то работа и чья-то мечта. В небольших командах, где расстояние между основателем или руководителем компании и линейным персоналом не больше одного-двух рукопожатий, каждый сотрудник не только разделяет ценности, но и вносит свой вклад в их масштабирование. Мы, покупатели, создаём эти рабочие места.
Налоги. Конечно, ворчание про то, как расходуются наши налоги, никто не отменял, но всё-таки налоги, оплаченные в цене продукта, так или иначе будут потрачены на среду, в которой мы обитаем большую часть своего времени. В том числе на здравоохранение (5,6 %), образование (4,3 %), культуру (0,6%), защиту окружающей среды (1,3%) и проч.
Кстати, об окружающей среде, точнее о природных ресурсах. Выбор в пользу производств, размещённых поблизости, действительно позволяет сократить транспортный след товаров. Но, как мы знаем, это незначительный аргумент в этом вопросе. А потому само по себе «местное» вовсе не значит дружелюбное к окружающей среде. И действительно бережный выбор будет опираться на большее число фактов. Поэтому прозрачная информация о продуктах — кто сделал, как, из чего и где — станет первым шагом к оценке, а её отсутствие — сигналом пересмотреть свой выбор.
Не ограничивать выбор, а расширять его
Уделяя внимание происхождению продуктов — кто их сделал, где и как, мы постепенно расширяем свой фокус с полок сетевых магазинов и глобального маркетинга корпораций, заново учась выбирать то, что нам симпатично, взамен хорошо навязанного.
Да, авокадо и кокосы не растут в Подмосковье и даже на Камчатке. И это вовсе не повод от них отказаться, но и искать что-то новенькое чёрт-те где тоже необязательно. Конечно, расстояния в России большие, но несмотря на все эти километры, мы всё же очень близки и своим выбором значительно влияем с одного края на другой. Хорошо бы перепробовать всё, чего есть осознанного между этими краями, чтобы сделать наше влияние более бережным.
Катя Колчанова, соосновательница бюро «Теперь так»
Текст подготовила Юстиния Хохлова, стратег.
==============================================
«Теперь так» — бюро партнёрств для достижения целей устойчивого развития.
Иногда мы делимся со своими партнёрами кейсами, решениями и исследованиями в письмах — вы тоже скоро сможете на них подписаться. А ещё у нас есть Телеграм-канал с новостями и сайт.
🖤🖤
Этой экономике перемены нужны как воздух, но их не любят даже те, кто затевает.
С партнёрами их делать легче и эффективнее.
Вот мы и делаем.