Живопись Владимира Яковлевича Юкина подобна великой реке. Сложной, многообразной, постоянной лишь в своей переменчивости. Совершающей великое множество поворотов на безостановочном пути, вбирающей в себя всё новые методы и стили.
Порою она была стремительным потоком чувств, буквально затапливающих собою всё пространство композиции. А иногда - тождественна спокойному течению мыслей, изливающихся на холст с размеренной неспешностью. Порою, особенно в ранние периоды творчества мастера, весь замысел его картин, что называется, "лежал на поверхности" полотна. Служил отражением объективной действительности, как безмятежная водная гладь служит идеальным зеркалом глядящемуся в неё прибрежному пейзажу. Но с течением времени стилистическое русло становилось всё непредсказуемее, эмоциональная составляющая - глубже, "подводные течения" символов и ссылок - сложнее и многообразнее.
В конце концов именно Владимиру Яковлевичу Юкину суждено будет стать основателем уникальной Владимирской школы пейзажной живописи. Река его творчества вольётся в неспокойное море русского изобразительного искусства начала нового века, привнося свежие идеи и технические решения в эти "штормовые" постмодернистские воды. Обогатит их талантливым переосмыслением наследия Грабаря и Левитана. Соединит истоки русского пейзажа с вариациями их современного прочтения...
Но всё это будет после. А сейчас позвольте перенести Ваше воображение в далёкие тридцатые годы прошлого столетия. Тогда совсем ещё юный Володя Юкин, находившийся под влиянием эффектного и яркого стиля работ Фёдора Александровича Модорова, совершал свои первые самостоятельные творческие шаги. Трудолюбие и талант молодого уроженца Мстёры дали закономерный положительный результат. Проходя обучение под руководством М. С. Пурина, ученика легендарного Валентина Серова, наш герой стремительно постигал науку рисунка и искусство цвета, получая заслуженные похвалы и высокие оценки. И вот, когда до заветной мечты - поступления в один из лучших профильных вузов страны - оставалось "рукой подать" - грянула Великая Отечественная. В первые же еë дни Владимир Яковлевич Юкин отправился на фронт, чтобы встретить День Победы в Германии.
Ни плен, ни боль утраты близких, ни горнило сражений за Прагу и Бреслау, где наш герой лишь чудом остался цел, не ожесточили сердце художника. Не уменьшили решимости посвятить жизнь отображению красоты этого мира. Напротив: всё свободное от работы (преподавателем изобразительного искусства) время Владимир Юкин проводил на пленэрах, стремясь разгадать тайну гармоничного взаимодействия тонов. Постижение секретов насыщенности цвета и интенсивности освещения природных ландшафтов стало главной целью жизни тридцатилетнего художника. И вновь упорство и врождённый дар гарантировали успех. А "река" его творческой мысли совершила первый по-прежнему настоящему крутой поворот. Теперь к простому следованию заветам Левитана, характерному для юношеского стиля Юкина, добавилось стремление к сложным тонам и работе с тонким красочным слоем. Аккуратно сбалансированная гамма цветов и деликатные полутона его полотен привлекли внимание специалистов, которые всё чаще стали величать его "молодым" и перспективным художником. Действительно: уже тогда, в начале 50-х, произведения Юкина отличала особая, изящная манера письма. Со стороны могло показаться, что живописец страшился лишний раз коснуться кистью холста, дабы не нарушить любовно выстроенного равновесия оттенков какой-нибудь
смелой текстурной новацией.
В конце десятилетия наш герой решается на очередной творческий эксперимент. И, следуя примеру позднего Грабаря, начинает писать свои картины поверх особой клеемеловой основы. Так он стремился избавиться от излишнего количества масла в красочном слое, а заодно обеспечить его наилучшую сохранность.
Эта техническая новинка превосходно вписывалась в новую "идеологию" живописи Владимира Юкина. В полной мере исследовав деликатный "тонкослойный" стиль пейзажной живописи, мастер перенаправил свои многолетние наработки в совершенно иное русло. И с головой погрузился в отчаянно-смелые, интерпретации пейзажей. Отныне его тонам "разрешалась" пастозность, границам и формам - обобщённость, а композициям - стремление выражать личные переживания автора. Накопив "критическую массу" идей и чувств, которым не находилось места в рамках прежнего стиля, художник решил "идти от себя". Творить целостные образы и оперировать символами.
Так продолжалось вплоть до наступления 60-х годов 20 столетия, когда река живописного творчества Владимира Яковлевича Юкина не совершила очередной эволюции. Правда на сей раз изменилось не столько направление её течения, сколько глубина подхода мастера к собственным полотнам. Начало 60-х - время подлинного рождения того самого "стиля Юкина", который позже ляжет в основу Владимирской школы пейзажа. Разнообразные идеи, наработки, находки и стремления синергетически объединились в единую концепцию. Цветовое воплощение эмоций художника, опирающееся на разнообразный мазок и фактурную подложку; свободная манера графической основы, отображающей скорее авторский замысел, чем действительную форму объектов; опыт мастера натурной живописи, давно и успешно разгадавшего секреты гармоний тонов и геометрических форм - всё это умножилось на врождённый талант и обратилось в самые ранние полотна мастера из числа тех, что сегодня принято считать его личной классикой...
В конце 60-х стиль работ Юкина вновь переменился. Сказалось увлечение живописца национальными традициями. В частности: иконописи, архитектуры и декоративного искусства Северной Руси. Работы мастера обретают дополнительную фактурность, сияющие тона постепенно фрагментируются, композиционный строй распадается на взаимосвязанные по настроению и смыслу, но контрастирующие по ряду иных факторов эпизоды, а в клеевую основу всё чаще включается мел.
Так владимирская школа пейзажной живописи обрела свою узнаваемую "текстурность". Стала объёмной и осязаемой, получила ряд свойств, присущих декоративному искусству. В сочетании с техникой " плоского" цветового пятна и элементами коллажа, этот "прорыв" из двухмерного в трëхмерное пространство обеспечил полотнам Владимира Юкина практически культовый статус.
То была подлинная вершина творческого успеха художника. Но далеко не окончание его творческого пути. В 70-х годах наш герой увлекается противопоставлением чёрного цвета всем прочим. Подчеркнём: именно противопоставлением, а не обогащением или акцентированием прочих цветовых сочетаний. Со временем непроглядная тьма покинет холсты Юкина, но оставит значимый след в виде характерных контуров, выгодно оттеняющих участки чистого монохрома.
К началу 80-х, когда великая река по имени Творчество Владимира Юкина совершила свой новый поворот, наш герой прошёл с целым рядом новых приёмов. Битумный лак, порою использовавшийся в качестве покрытия красочного слоя, служил делу объединения разнообразных цветовых доминант. Картины мастера становятся всё более оптимистичными и яркими. В них ощущается новый уровень внутренней энергетической заряженности за счёт уменьшения мазков и более "плотной" манеры письма. Композиции Юкина всё сильнее "растягиваются" в высоту, теряют чёткое деление на планы, а ритм композициям задают чередования тонов. И коль скоро мы с Вами взялись сравнивать творчество героя нашей статьи с речным руслом, то в 70-е годы минувшего века оно явно проходило через звонкие каменные пороги, разбрасывая искры брызг и блестя на Солнце всеми цветами радуги.
80-е годы отмечены несколькими интереснейшими натюрмортами мастера. В них воплотилась вся огромная любовь к родному краю, которую художник сумел пронести сквозь всю свою жизнь и завещать землякам. Не возьмёмся описать словами это шедевральное сочетание первозданной силы и трогательной нежности, переданное в цвете и форме. Пусть эти картины скажут сами за себя...
Кстати говоря: лиричные интонации некоторых натюрмортов Юкина образца 80-х - явление тем более удивительное, что в тот период деликатность ранних полотен окончательно сходит на нет, уступая дорогу сильным чистым тонам, за которыми неизменно стоят не менее сильные переживания автора. Минимум сложных форм и максимум простых композиционных решений - вот негласное кредо нашего героя. Вся красота его полотен тех лет - в "дышащей", рельефной, будто бы подвижной поверхности холста. Мазок мастера взаимодействует с нею так органично и непосредственно, словно цветной пигмент не нанесён движениями кисти, а проступает сквозь эту самую поверхность. Получившееся изображение способно удивить своей фактурностью любого ценителя современной живописи...
Мастер ушел от нас на рубеже тысячелетий, в 2000-м году. Работая, экспериментируя, удивляя и вдохновляя до самого конца. Впрочем, есть ли окончание у реки по имени Талант? Его дело и ныне продолжают адепты Владимирской живописной школы. Его работы востребованы во всех уголках мира. Его талант завещан нашей с Вами стране на веки веков. Неиссякающий талант любить, ценить момент и радоваться жизни. Здесь и сейчас.
Автор Лёля Городная