Найти в Дзене

Топ-3 юридических ошибок дизайнеров

Как бренду защитить свои интеллектуальные права и не нарушить чужих?

Елена Гринь - кандидат юридических наук, доцент, зам.зав. кафедрой интеллектуальных прав Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), эксперт в сфере права в моде, член НКС Суда по интеллектуальным правам.

Мы попросили Елену рассказать о самых распространенных ошибках, которые чаще всего совершают дизайнеры, и как их избежать:

1. Ведение бизнеса без зарегистрированного товарного знака: название бренда, логотип, хештег

Название бренда может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, и любое его использование без согласия правообладателя является нарушением. Брендовый хештег также находится под юридической защитой. Нарушение этих прав может привести к штрафу до 5 млн рублей.

✔️Регистрируйте товарный знак в самом начале, чтобы сохранить его за собой в случае конфликта в будущем.

Не сообщайте и не презентуйте свою коллекцию и название бренда до регистрации товарного знака. Конкуренты могут быстрее вас подать заявку в Роспатент и будут первыми и правыми в большинстве случаев.

2. Отсутствие регистрации авторских прав на выкройки коллекций

Некоторые недобросовестные компании могут скопировать ваш дизайн и использовать в своих коммерческих целях, если он не депонирован.

Депонирование - это инструмент фиксации авторства и сделок с креативным контентом.

✔️Депонируйте выкройки коллекций перед тем, как организовывать показ/сотрудничать с иными брендами. Тогда в случае нарушения прав, суд будет на вашей стороне.

3. Использование чужих фото в своих социальных сетях

Согласно определению Верховного Суда РФ, размещать сторонние фотографии можно только при соблюдении следующих условий:

• использование фото в информационных, научных, учебных или культурных целях (то есть вы рассказываете о каком-либо факте, новости, составляете обзор и т.д.);

• с обязательным указанием автора (ФИО или псевдоним);

• с указанием источника заимствования (ссылка на сайт, страницу в интернете);

• в объеме, оправданном целью цитирования (например, 2 фото в карусели чужие, а остальные 8 ваши). Цитирование допускается, если фотография на законных основаниях стала общественно доступной, например была размещена в интернете.

Если нет хотя бы 1 условия, нужно спрашивать согласие у автора.

✔️Если не знаете автора, не используйте фото. В противном случае может прийти требование от правообладателя.