Дворяне всегда стремились к тому, чтобы их браки были санкционированы королем – хотя по закону они и не нуждались в разрешении монарха, но горе тому, кто женился вопреки желанию короля! Такой поступок навлек бы на себя державный гнев, что было равносильно карьерному самоубийству.
Следовательно, когда Пьер-Феликс де ла Круа де Шеврьер, граф де Сен-Валлье захотел жениться на мадемуазель де Рувруа, он попросил разрешения у короля и получил его. Сен-Валлье приобрел должность капитана Гард-де-ла-Порт (дворцовой стражи, охраняющей все входы и выходы Версаля), а мадемуазель де Рувруа служила «фили д'оннер» (горничной) королевы.
Помимо официального благословения короля, жених также получил 1675 франков на оплату патента, а также пенсию в размере 6000 франков. Но у графа де Сен-Валлье, как оказалось, были финансовые проблемы, из-за которых он занял у своей будущей тещи 10 000 экю, (а та и рада стараться).
Понемногу шли приготовления к свадьбе, бужущая теща пока деликатно молчала о выплате будущим зятем крупного долга, но в конце концов она не выдержала, стала жаловаться приятельницам при дворе на необязательного зятя и в воздухе Версаля явственно запахло очередным скандалом.
Услышав о нависшей над ним угрозе разоблачения как мошенника, капитан послал недовольной даме обещание выплаты этой суммы – и был таков.
Естественно, и господин, и госпожа де Рувруа пришли в ярость, их дочь каждые пять минут норовила упасть в обморок, а король возмутился. Когда Людовику XIV за обедом сообщили об этом случае, он, как рассказывают, произнес следующую фразу: «Это очень нехорошо, что г-н де Сен-Валлье издевается над г-ном и мадам де Рувруа, но я не допущу, чтобы он одурачил еще и меня».
После этого он объявил беглеца в розыск и поставил аферисту жениху ультиматум: вернуться и жениться на молодой мадемуазель или же отправиться в вечное изгнание, оставить навсегда свой пост и титул, и никогда более не пересекать границу с Францией.
Молодой капитан был не единственным, кто рисковал ощутить на себе всю тяжесть королевской немилости. Его отец был председателем парламента Гренобля и изначально отказался благословить брак. Хотя он в конце концов пришел в себя, действия его сына, возможно, заставили его пожелать, чтобы он никогда не передумал.
Пока Сен-Валлье колебался, придворные развлекались, сочиняя по этому поводу остроумные двустишия:
Épouse, ou bien n'épouse pas,
De ta charge il te faut défaire;
Une femme, avec tant d'appas
Donne au logis assez d'affaire;
Renonce à la porte du Roi,
Et te fais portier de chez toi”
«Жениться или не жениться,
Вы должны отказаться от своего обвинения,
Женщина со столькими прелестями
Дает дому достаточно заботы,
Откажитесь от королевских ворот
И охраняйте свои».
Этот стишок, несомненно, указывает на то, что юная мадемуазель де Рувруа была несколько небрежна в своих поступках на службе королевы. И, действительно, она была уволена со службы вместе с несколькими другими дамами, по слухам, из-за того, что была одним из мелких увлечений короля.
Это вполне объясняло, почему Людовик XIV так быстро и с явным удовольствием согласился подписать их брачный контракт, и почему президент парламента не хотел давать свое согласие.
Однако увольнение произошло не из-за личных проступков мадемуазель де Рувруа, это была работа мадам де Монтеспан, которая опасалась, что король может найти утешение среди младших прислужниц королевы. Тем не менее интриги фаворитки, похоже, не увенчались полным успехом, поскольку мадемуазель де Рувруа все же попала в постель короля и уютно себя чувствовала в ней в течение достаточно короткого периода весной 1671 года.
Следует сказать, что мадемуазель де Рувруа считалась одной из самых ярких придворных красавиц. И Сен-Симон, и Прими Висконти описывают ее как «писаную красавицу». Несомненно, это, да еще и ее родословная помогли юной мадемуазель быстро найти себе новое применение. Осенью того же года она была назначена fille d'honneur (горничной) новой мадам Елизаветы Пфальцской, прежде чем выйти замуж за графа де Сен-Валлье.
В конце концов, сомнений в исходе этой истории ни у кого не оставалось. В условиях абсолютной монархии дворянину было почти невозможно процветать, находясь в такой немилости у короля. Беглец прозрел и вернулся к своей так жесткого покинутой, но такой очаровательной даме. Король простил его, и пара поженилась в начале июля 1675 года. Так закончились необычайно драматические приготовления к свадьбе графа и графини де Сен-Валлье.
P.S. Мне эта история стала известна из письма мадам де Севинье своей дочери, в нем она рассказывает о произошедшем скандале и свадьбе пары, состоявшейся 10 июля 1675 года.
#история #скандалы #интересные факты #короли #культура
Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: