В 2020 году Португалия возглавила «список PIGS» - ежегодно публикуемый рейтинг экономически отсталых стран Европы. И как бы ни старались португальцы привлечь массовый поток туристов, повторить успех курортов Греции и Италии не удается – путешественники едут сюда неохотно. А меж тем всего два с половиной столетия назад (сущая ерунда в исторических масштабах), Португалия была, пожалуй, самой влиятельной европейской державой.
Золотой век
Португалия прошла долгий путь от карфагенской колонии и части Римской империи до завоевания арабами. Полное освобождение и самостоятельность португальцы получили в 1143 году и направили все усилия на развитие морских торговых связей. К середине 16 века они не только исследовали все африканское побережье, но и нашли путь в Индию и Южную Америку, где заявили территориальные права.
Корабли везли в Лиссабон, белокаменную португальскую столицу, чернокожих рабов, специи и ткани, диковинные товары. Период с 1500-х по 1755-й гг. считается золотым веком Португалии. Эту страну уважали и боялись соседи, получить с ней торговые связи стремились народы разных континентов. Казалось, ее процветанию ничто не может помешать, но ход истории вмешалась сама природа...
Землетрясение 1755 года
К середине 18 века население Лиссабона увеличилось до 250 тысяч человек. Это был самый крупный и самый религиозный город Европы: здесь было 40 церковных приходов, 121 часовня, несколько монастырей. Свято соблюдались все католические традиции, пышно отмечались церковные праздники.
Так было и 1 ноября 1755 года: горожане утром спешили в церкви, чтобы отметить Собор всех святых. Праздничные службы проходили при тысячах зажженных свечей. В это же время в 200 км от берега, на дне Атлантического океана произошло землетрясение магнитудой около 9 баллов. Толчки быстро распространились на побережье.
В 9-20 утра лиссабонцы оказались погребены под рухнувшими домами и соборами. Те, кто в момент землетрясения находился на улице, в ужасе наблюдали, как исчезают в земляных провалах целые улицы и пытались помочь раненым, разбирая завалы. Второй толчок, хоть и не такой сильный, прибавил разрушений и усилил панику.
А еще через несколько минут уцелевшие горожане искали укрытия от пожара – от церковных свечей вспыхнули разрушенные часовни, огонь стремительно охватывал разрушенные кварталы.
Цунами
Спасаясь от огня, лиссабонцы бежали на побережье океана. Но спасительная вода отступала от берега все дальше... Многие падали на колени и возносили молитвы, решив, что Господь осушил океан в наказание за грехи жителей португальской столицы.
Вода вернулась через полчаса. Цунами высотой 15-17 метров накрыло полыхавшие кварталы и смыло в открытый океан тысячи людей. Нетронутые городские районы полыхали еще пять дней, став крематорием для погребенных под обломками зданий.
Последствия Лиссабонского землетрясения
Землетрясение в Лиссабоне стало первой в истории новостью, о которой население Европы узнало за считанные часы благодаря распространению газет: это обстоятельство сильно повлияло на развитие печатных СМИ.
Среди первых информацию получил король Португалии Жозе I, отдыхавший с семьей в Белеме. Известие повергло правителя в такой шок, что он оказался не способен к принятию решений и только спрашивал у приближенных: «Что мы теперь будем делать?». В историю вошел ответ маркиза Себастьяна Каравалью: «Похороним мертвых и накормим живых». Когда этот совет был исполнен, пришло время подсчитать потери.
Жертвами землетрясения по разным оценкам стали от 100 до 180 тыс. человек. Были уничтожены ценнейшие памятники архитектуры, библиотека в 70 тысяч томов, исторические архивы, дневники морских экспедиций. Но главное – в море смыло государственную казну.
От этого удара экономика Португалии уже не оправится.
Финансовые трудности повлекли распри между чиновниками всех уровней, королю пришлось заниматься исключительно внутренней политикой, фактически отдав торговые связи в Новом свете в руки англичан и французов. Через полвека Португалию без труда оккупирует армия Наполеона.
Долгие годы в аристократических европейских салонах будет обсуждаться вопрос: было ли землетрясение в Лиссабоне божьей карой? Уж слишком символично выглядела катастрофа, произошедшая в день празднования Собора всех святых.
И все же эта трагедия оставила и положительный след. Король Португалии решил опросить подданных и узнать, были ли шансы заметить приближение землетрясения. Тысячи собранных опросных листов говорили об одном: за неделю до 1 ноября 1755 года в местных реках резко упал уровень воды, домашний скот вел себя беспокойно. Наблюдения были продолжены на всей европейской территории. Так родилась новая наука – сейсмология.
#история #история катастрофы #интересный факт
Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в своих соцсетях.