Найти тему

Как читать сказки Александра Сергеевича Пушкина маленьким детям. Краткий разбор по возрастам

Знакомство со сказками Пушкина можно начать уже в двухлетнем возрасте. Ребёнку двух-трёх лет следует прочитать отрывок из «Сказки о царе Салтане»:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Автора и название сказки сообщать ещё рано. Лучше привлечь внимание ребёнка к кораблику с парусами, пущенному по воде. Можно чтение отрывка сопроводить визуализацией: рисовать сюжет отрывка и одновременно читать медленно, но с выражением: рисовать море, корабль, парус, остров и так далее; или найти хорошую иллюстрацию к сказке и показывать образы на рисунке.

Детям трёх-четырёх лет добавьте к изучению отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

«Месяц, месяц, мой дружок»

"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".-- "Братец мой,--
Отвечает месяц ясный,--
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала".-- "Как обидно!" --
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".

«Ветер, ветер, ты могуч»

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".-- "Постой,--
Отвечает ветер буйный,--
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ной глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста".

«Свет наш солнышко»

«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Образы солнышка, ветра, месяца доступны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Родитель может сообщить ребёнку автора и название сказки.

Деткам в возрасте четырёх-пяти лет можно предложить любой понравившейся ему отрывок наизусть. Работа со стихами подразумевает всегда предварительную подготовку – знакомство с новыми словами, объяснение их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Также следует сообщить фамилию, имя, отчество поэта, показать портрет.

Объяснение новых слов важно в работе над сказками Пушкина. В них содержится много архаизмов, то есть слов, вышедших из употребления. Ребёнку будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты – щёки, выя – шея, длань – ладонь, внемлить – слушать.

Кроме сказок дошкольники могут познакомиться и с прологом поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый». Герои этого отрывка – настоящие сказочные персонажи: Леший, Русалка, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Малышу будет интересно представлять это сказочное место с его персонажами.

-2