Развитие детской периодики в постреволюционный период заметно активизировалось, что было вполне закономерно – новой стране требовалось воспитывать нового человека эпохи коммунизма. Конечно же, главным фундаментом для развития нового общества и мира являются дети. Организация в 1922 г. пионерского движения дала толчок к появлению и развитию детских журналов, в которых печатались материалы, объясняющие те громкие события, которые совсем недавно пережила страна, дающие почву для объединения, организованности и т. д. В числе таких изданий «Юные товарищи», «Барабан», «Воробей», «Новый Робинзон» и другие – они не продержались очень долго, за этим стоит ряд причин: нехватка опыта редколлегии, недостаток финансирования, критика со стороны членов РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей).
В этом небольшом обзоре мы расскажем о тех детских журналах 30–40-х гг., которые хранятся в фонде Челябинской областной универсальной научной библиотеки. И первым упомянем – знаменитый журнал «Мурзилка». Ежемесячное издание для школьников младших классов, вышедшее в 1924 г. как приложение к «Рабочей газете», впоследствии обрело книжный вид. Необычное название журнал получил в честь щенка из рассказов А. А. Федора-Давыдова. Знакомый всем образ жёлтого пушистого человечка с беретом и шарфом красного цвета был придуман иллюстратором издания А. Каневским в 1937 г.
В журнале печатались очерки, сценки, басни, стихотворения, рассказы о природных явлениях, животных, растениях, а также шутки, загадки, игры. Издание выходило с крупным шрифтом, множеством рисунков, с приложениями для вырезания и склеивания – это были игрушки, модели, панорамы и т. д.
Так, № 12 за 1940 г. является тематическим, посвящён истории Древней Греции и её мифам. Буквально с первых страниц мы знакомимся с очерком профессора-историка Н. А. Куна «Почему нужно знать Древнюю Грецию», легендой М. Мейеровича «Тринадцать талантов» об Александре Македонском и его коне Буцефале, множеством заметок и небольших статей о поездке в Акрополь, рекомендаций к прочтению и так далее.
Как и каждый номер «Мурзилки», этот является ярким, красочным, с прекрасными иллюстрациями. А в состав редколлегии номера входили А. Барто, Л. Кассиль, С. Михалков, А. Толстой – уже это говорит о многом!
А № 8–9 1946 г. открывается отрывком из обращения Министерства просвещения РСФСР А. Г. Калашникова к школьникам Советского Союза «Учитесь как можно лучше, дорогие друзья!». Затем маленькие читатели знакомятся со стихотворением известного поэта С. Погореловского «Часы», рассказом о старой школе И. Василенко «Из воспоминаний».
Большой интерес представляет рассказ «Фомка – белый медвежонок» с чудесными иллюстрациями Е. Чарушина, который принадлежит перу детской писательницы, работницы Московского зоопарка В. Чаплиной. Чаплина была руководителем и инициатором открытия в 1933 г. площадки молодняка, где уживались и воспитывались вместе животные разных видов. В 1935 г. она выхаживала и воспитывала в коммунальной квартире львёнка Кинули – эта история мгновенно стала известной на всю страну.
«Пионер» – московский литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный детский журнал ЦК ВЛКСМ. Издание увидело свет в 1924 г. и быстро стало центральным массовым печатным органом детского движения. На примере обзора одного из номеров расскажем о многообразии материала, предлагаемого для чтения детям.
В № 2 за 1937 г. юным читателям предлагают познакомиться с рассказами О. Генри «Вождь краснокожих», К. Паустовского «Парусный мастер», И. Новикова «День в Гурзуфе», М. Зингера «Зимовочный кот» и др.
Очерк Н. Григорьева «Первый русский телеграф» рассказывает об истории появления и популяризации изделий Вернера Сименса в Российской империи, первая линия которых была установлена на железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом в 1851 г.
В разделе «Компас» даны известия Географического общества читателей журнала «Пионер» № 10: в них мы узнаем о зарастающем озере возле деревни Дубени (Белорусская ССР), о загадках Картагонского болота в Восточной Сибири и многое др.
Раздел «Научный телеграф» содержит известия биологических, географических, геологических, технических и физических наук. Представлены рассказы о попытках учёного С. С. Брюхоненко победить смерть, новых нефтяных месторождениях Союза, об электрической машине, представленной на всемирной выставке в Париже.
Раздел «Почта» представлен письмами маленьких читателей в редакцию с рисунками, вопросами, сказками и другими материалами. В конце номера предлагается разгадать загадки, решить логические задачи, попробовать повторить фокус.
«Ёж» – регулярный ленинградский журнал (аббревиатура названия от «Ежемесячный журнал») для школьников-пионеров, выпускавшийся 1–2 раза в месяц в 1928–1935 гг. Главным консультантом «Ежа» был С. Я. Маршак, который сформировал творческий коллектив художников и писателей (В. Бианки, И. Маршак, Д. Хармс, Н. Заболоцкий и др.).
Редакция старалась прививать любовь к новой стране, природе, труду – почти в каждом номере были материалы о поделках, которые рекомендовалось смастерить своими руками. В журнале публиковался большой массив художественных материалов – рассказы, отрывки из повестей, стихи, страницы «Ежа» были украшены иллюстрациями, фотоочерками, порой встречались даже комиксы, а обложки были цветными и содержали полезную информацию – как, например, задняя обложка № 7 за 1933 г.:
А это задняя обложка № 3 за 1930 г.:
Конечно, как и все издания тех лет, «Ёж» публиковал материалы идеологической направленности, но делал это просто и неформально, а подход к детям был практичный и прямой – за что журнал и подвергся критике в середине 30-х и был закрыт.
«Костёр» – всесоюзный ежемесячный журнал для среднего и старшего возраста от ЦК ВЛКСМ, издавался с 1936 г. В нём публиковались художественные произведения известных писателей (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Е. Л. Шварц, В. В. Бианки и др.), материалы познавательного, юмористического характера, существовали рубрики, подразумевающие общение редакции с читателями (письма, викторины, конкурсы).
Так, № 4 за 1936 г. богат разнообразным художественным материалом – рассказ о своём детстве моряка-полярника М. Г. Маркова «В приюте», повесть Н. Никитича «Домик в тайге», продолжение романа Ш. Де Костера «Тиль Уленшпигель», рассказ Джерома К. Джерома «Дядя Поджер».
Очерк М. Бронштейна «Изобретатели телеграфа» посвящён немецким учёным В. Феддерсену и Г. Герцу, на основе открытий которых А. С. Попов и Г. Маркони одновременно открыли первые в мире радиостанции.
Фотоочерк «Рождение стрекозы» документально показывает стадии взросления насекомого, а «Фотозагадка» и сейчас вызывает вопросы.
Этот ребус кажется интересным:
Существовали и тематические выпуски журнала, например, № 2 за 1937 г. практически полностью посвящён А. С. Пушкину:
Номер богат иллюстративным материалом: детские рисунки, копии гравюр, литографий, иллюстрации самого Александра Сергеевича и т. д.
Также упомянем ещё пару изданий, которые хоть и не относятся к детскому чтению, но считаем, что представляют интерес в рамках рассматриваемой темы.
«Детская литература» – московский критико-библиографический двухнедельник ЦК ВЛКСМ. Был рассчитан на педагогов, библиотекарей, пионервожатых, комсоргов, писателей и художников. Издавался в 1932–1941 гг., с началом Великой Отечественной войны выпуск журнала был прерван, а возобновлён в 1965 г. до второй половины 2000-х гг.
В «Детской литературе» публиковались рецензии на новые книги, классическую русскую литературу, произведения братских народов, также печатались статьи известных педагогов, учёных, писателей, искусствоведов. Размещалась информационная библиография о выходящих изданиях Детиздата, национальных, краевых и областных издательств.
В № 22 за 1936 г. в разделе «Издания Детиздата» опубликована статья Н. Константинова «Путешествия Миклухо-Маклая», рассказывающая о путевых дневниках исследователя во время поездки на Новую Гвинею и острова Адмиралтейства в 1871–1883 гг. Детиздат ЦК ВЛКСМ повторно издал дневники Николая Николаевича, дополнив их ранее неопубликованными статьями, также дан большой вводный очерк А. Б. Пиотровского. Текст иллюстрирован главным образом рисунками самого путешественника.
Продолжает раздел критическая статья М. Сокольникова «Художественное и техническое оформление журнала “Мурзилка” за 1936 год» – выше мы уже писали об этом издании, теперь интересно узнать, что же думали о нём современники. Автор статьи утверждает, что журнал не имеет равновесия на художественном уровне среди художников-иллюстраторов и фоторепортёров – и это резко бросается в глаза. Самыми сильными группами иллюстраторов Сокольников считает анималистов и иллюстраторов сказок. Далее автор подробно рассказывает о технике печатания журнала (цветной меццо-тинто) и её недостатках: проблемы с печатью синего цвета, невыразительный подбор шрифтов заголовков, уменьшенный масштаб рисунков, плохое качество репродукций цветных иллюстраций.
В разделе «Детские книги разных издательств» читатели узнают о дешёвых пушкинских изданиях Гослитиздата, дан обзор сборника стихотворений Шиллера, анализ книги очерков Н. Арзютова «О чём говорят курганы».
А в финале нашего небольшого обзора отметим такой журнал, как «Игрушка». Это ежемесячное московское издание органа Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР выходило с 1935 по 1939 г. Имело всесоюзное значение – журнал способствовал развитию игрушечной промышленности Союза, освещал все нововведения, а также состояние складов и магазинов.
В «Игрушке» публиковались статьи об организации производства, обзоры работы предприятий, очерки об игрушках в национальных регионах страны, материалы о работе артелей, мастеров игрушки, анализы новинок, зарубежных игрушек, существовал раздел, посвящённый браку производства, и т. д. Формирование образа советской, идеологически правильной игрушки – вот над чем работало издание все годы выпуска.
Так, в № 3 за 1938 г. мы узнаем о «Новых резервах игрушечников», о женских рабочих артелях, таких как на московском заводе «Красный пролетарий». Номер знакомит с ассортиментом крупных артелей Москвы и Московской области («Художественная игрушка»), читаем о «Куклах, которых нет», а в статье «Заказ самих детей» видим пожелания маленьких представителей страны. Очерк «От античной эпохи до наших дней» даёт информацию о куклах прошлого. Конечно же, очень интересен раздел «Новинки».
Этот небольшой обзор в рамках проекта «[НЕ]забытые журналы» мы посвятили детской периодике 30–40-х гг. прошлого века. Все представленные выше журналы будут экспонироваться в отделе основного книгохранения весь июнь. Прикоснитесь к истории вместе с нами. И не забудьте заглянуть на портал ЧОУНБ, там много всего интересного: https://chelreglib.ru/ru/
Недомовная О. А., библиотекарь основного книгохранения