Каждый автомобиль по-своему уникален, но подчиняется одним и тем же законам физики и работает по схожим алгоритмам. Например, чтобы автомобиль исправно двигался по заданной траектории, каждое его колесо должно стоять под определенным углом наклона. Со временем эксплуатации настройки могут сбиваться, для исправления данной ситуации существует сервисная услуга, которая называется «развал-схождение». Сегодня поговорим именно о ней.
Что же такое «развал-схождение»?
Это регулировка углов установки колес на автомобиле. Неправильные углы оказывают сильное влияние на поведение автомобиля на дороге: он перестает быть устойчивым и начинает непредсказуемо реагировать на дорожную ситуацию, подвергая опасности вас, ваших пассажиров и других участников дорожного движения.
Параметры геометрии подвески закладываются на этапе проектирования автомобиля, но подвержены изменениям в ходе эксплуатации, отчего требуют периодической регулировки по причине естественного износа узлов и элементов ходовой части или после ремонта подвески.
Правильно настроенная геометрия подвески обеспечивает предсказуемое поведение автомобиля на дороге, а именно: стабильность движения по прямой, устойчивость в поворотах, стабилизацию при разгонах и торможении. Также происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.
Разберемся подробнее и начнем с развала.
Развал колес – это угол, образованный средней плоскостью колеса и вертикалью, проходящей через точку пересечения средней плоскости колеса и опорной поверхности.
Различают два вида развала:
- Положительный (+) – верхняя часть колеса наклонена наружу (от кузова автомобиля).
- Отрицательный (-) – верхняя часть колеса наклонена внутрь (к кузову автомобиля).
Что происходит при отклонении значений угла развала от нормы?
Слишком большой отрицательный угол:
- хорошая устойчивость авто в поворотах;
- ухудшается сцепление колес при прямолинейном движении;
- повышенный износ внутренней стороны шины.
Слишком большой положительный угол:
- хорошее сцепление колес с дорогой;
- ухудшается устойчивость в поворотах;
- повышенный износ наружной стороны шины.
С развалом разобрались, переходим к схождению.
Схождение колес – угол между продольной осью автомобиля и плоскостью вращения колеса. Измеряется этот показатель в градусах или миллиметрах.
Существует два вида схождения:
- Индивидуальное. Отклонение плоскости вращения колеса от продольной оси симметрии автомобиля. Рассчитывается отдельно для каждого колеса.
- Суммарное. Схождение рассчитывается как сумма индивидуальных углов схождения левого и правого колес одной оси.
При положительном схождении колеса взаимно повернуты внутрь по направлению движения, при отрицательном значении – наружу.
Что происходит при отклонении значений угла схождения от нормы?
Слишком большой отрицательный угол:
- ухудшается выдерживание траектории движения;
- повышенный износ шины с внутренней стороны;
- острая реакция автомобиля на рулевое управление.
Слишком большой положительный угол:
- ухудшается выдерживание траектории движения;
- повышенный износ шин с наружной стороны.
Также существуют два вида угла наклона оси поворота колеса:
- Поперечный (KPI). Это угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении.
2. Продольный (caster). Это угол наклона оси поворота между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.
Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика – плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности. Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса.
Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса, и отрицательное, если располагаются слева от него. Если эти точки совпадают – плечо обкатки нулевое.
В зависимости от типа подвесок и привода (полный/задний/передний) автомобиля, развал-схождение требуется делать только на передней либо на передней и задней осях. Об этом вам подробно расскажет сервисный специалист.
А как проходит данная услуга?
- Автомобиль ставят на специальный стенд, а на колеса надевают адаптеры-мишени;
- автомобиль прокатывают немного вперед, и с помощью высокоточных оптических датчиков выполняется диагностика положения колес относительно кузова;
- оператор получает данные, на основе которых исправляет недостатки подвески в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Заключение
В целом развал-схождение лучше регулировать раз в 30 тысяч км, однако бывают признаки, которые указывают на то, что лучше не откладывать эти работы:
⠀
1. Вы «поймали» на дороге большую яму и замяли колёсный диск.
⠀
2. Ремонтировалась ходовая часть. Например, выполнялась замена наконечников рулевых тяг, замена рычагов подвески или замена сайлентблоков.
⠀
3. Изменялся клиренс автомобиля. Например, были установлены «проставки» или, наоборот, комплект занижения.
⠀
4. Машину стало уводить в сторону.
⠀
5. Неравномерный износ шин.
Если вам знаком хотя бы один из вышеперечисленных пунктов – записывайтесь на услугу в Автоцентр на Таганке:
+7 (495) 989-60-60.
Москва, ул. Марксистская, 34 к.7