Найти тему

Медицинская реабилитация: когда Россия догонит Европу? Интервью с преподавателем МАМР, М.Кокошем

Отношение к медицинской реабилитации в России и в Европе существенно отличаются. На первый взгляд, кажется, что Россия отстаёт от Европы и никак не может её догнать. Но так ли это на самом деле? Может быть, в чём-то Россия превосходит Европу? Об этом мы поговорили со специалистом по медицинской реабилитации из Польши, преподавателем МАМР, Мирославом Кокошем.

На ваш взгляд, в чём проявляется разрыв между Европой и Россией, почему он произошёл, и возможно ли его преодолеть?

– Уровень медицинской реабилитации в России действительно ниже, чем в Европе. Трудно однозначно сказать, с чем это связано. Может быть, особенности менталитета. Физический терапевт – это специалист по натуральным средствам лечения движением, энергиями и прочими нехирургическими и нефармакологическими подходами. В России под физической терапией подразумевались только аппаратные методы: лечение теплом, электричеством, УЗ-волнами.

Второй существенный момент – связь медицины и реабилитации. В Европе физическая терапия всегда дополняла классическое лечение. Заниматься реабилитацией здесь могли только специалисты с лицензией. В России был иной путь развития. Несмотря на то, что бывают случаи, когда кинезитерапия является единственным методом реабилитации, доверие ней в России по-прежнему невысоко.

Сложно сказать, когда уровень физической реабилитации в России догонит европейский. Но Россия идёт быстрыми темпами! То, что у нас в Польше развивалось десятилетиями, в России внедряется в два-три раза быстрее. Здесь играет роль возможность сотрудничать с европейскими специалистами, перенимать опыт. Обучение в Международной Академии Медицинской Реабилитации – один из способов это делать. Не за горами времена, когда европейские специалисты будут советоваться с российскими коллегами, выпускниками МАМР, и перенимать их опыт.

– Как шло развитие физической терапии в Польше?

– Польская школа реабилитации зародилась где-то в 60е-70е годы. Инструкторы по гимнастике стали интересоваться лечебными методиками. Чтобы пациенты получали серьёзную поддержку традиционными методами лечения, обучались правильным движениям. Вскоре стало ясно, что физическая реабилитация действительно работает и может, например, отменить необходимость хирургического вмешательства. А потом польские инструкторы по ЛФК с углублёнными знаниями просто начали заниматься именно реабилитацией.

-2

– Есть ли среди европейских специалистов мнение о том, что какая-то методика мануальной терапии или реабилитации лучше, какая-то хуже?

В идеале студент должен знать все четыре концепции мануальной терапии: Кальтенборна-Эвьента, Маллигана, Маккензи и Майтланда. В каждой есть упор на что-то, и знание всех четырёх даёт преимущество. Чем больше качественных знаний теории – тем лучше. Но главное – каждый раз видеть за теориями живого пациента с его проблемами.

Я считаю методику Кальтенборна самой универсальной. Она сочетает в себе элементы других методик. Возможно, в недалёком будущем мы увидим новые подходы и новые методики, основанные на четырёх базовых концепциях. В мануальной терапии за последние десятилетия произошло много перемен. Например, раньше считалось, что боль нужно вышибать болью, и без «трёх ударов палкой» ты никак пациента не вылечишь. Сейчас ясно: чтобы лечить, не обязательно причинять боль. Захваты стали мягче, подходы бережнее, и вот уже на смену классической мануальной терапии приходят мягкие мануальные техники. В России тоже раньше были распространены именно жёсткие техники, а сейчас всё чаще стали встречаться более мягкие варианты.

-3

– Как проходит обучение профессии? Требуется ли обязательное наличие медицинского образования, чтобы работать физическим терапевтом?

– Студенты учатся 5 лет. Медицинское образование не обязательно, но, несомненно, помогает на пути к освоению профессии.

Идеальное знание функциональной анатомии и биомеханики делает студентов успешнее. Тут, кстати, нет отличий между Россией и Европой: и там, и там есть определённый процент действительно успешных студентов, готовых всю свою жизнь отдать любимому делу. Большинство обучающихся просто получают профессию и потом ищут работу. А лучшие студенты находят работодателя ещё во время учёбы. Это мы знаем и по опыту преподавания в Польше, и по работе в МАМР. Российские студенты – целеустремлённые, старательные, а значит, разрыв между Европой и Россией будет сокращаться ещё быстрее.

Познакомиться с методикой преподавания Мирослава Кокоша, его взглядами на реабилитацию можно на бесплатном интенсиве “Колено, плечо, поясница и шея. Ключи к диагностике и терапии”. На интенсиве эксперт покажет, как диагностировать и лечить пациентов с типичными и нетипичными проблемами в крупных суставах и позвоночнике. 4 дня прямых эфиров включают теорию и практику. Запишитесь на интенсив по ссылке.