Чтобы понять, что же в действительности делает классический психоаналитик, давайте разберем весь сеанс на примере.
«В кабинет зашел Роберт, 18 лет. В течение последнего года у него появилось множество симптомов, таких как головная боль, головокружение, учащенное сердцебиение, пробуждения посреди ночи с ощущением сильнейшей тревоги. Все это происходит на фоне постоянного, периодически переполняющего его страха смерти. Роберт думает, что у него опухоль головного мозга и он умирает. Но, несмотря на большое количество клинических обследований, врачи не обнаружили у него никаких заболеваний. Врач в конце концов заключил, что , вероятно, «симптомы Роберта обусловлены психологическими причинами».
Так Роберт попал на прием к психоаналитику в сопровождении родителей. Он рассказал, что отношения с родителями «благоприятные», хотя он чувствует, что его отец «иногда бывает слишком строг». Он не разрешает Роберту не ночевать дома, требует от него возвращения в 11 вечера по выходным и успешно разорвал его отношения с девушкой, потому что Роберт «слишком далеко зашел». Но Роберт не показывает, что возмущен всем этим; он описывает события в неэмоциональной, деловой манере.
С точки зрения психоаналитика, причины проблем Роберта кроются в его детстве, а заболевание вызвано бессознательными факторами. Основная задача заключается в том, чтобы пациент столкнулся со своими проблемами лицом к лицу, начал их контролировать, а затем руководить собственной жизнью (то есть чтобы он усилил свое эго).
Терапевт назначил Роберту почти ежедневные сеансы терапии в течение нескольких лет. Надо сказать, что по Фрейду путь пациента к изменениям очень долог и курс терапии растягивается на длительный срок.
Давайте кратко рассмотрим методы, используемые в психоанализе и применимые для Роберта, а также любых других проблем, с позиции психоаналитиков.
Свободные ассоциации.
При этой процедуре Роберта могут попросить расслабиться, устроиться в кресле и проговаривать вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, совсем все. Терапевт расположится вне поля зрения пациента, чтобы у Роберта уменьшилось напряжение. В основе свободных ассоциаций лежит предпосылка о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Таким образом терапевт лучше поймет природу неосознанных конфликтов Роберта, а сам Робер придет к раскрытию чувств, которые он испытал в раннем возрасте.
Интерпретация сопротивления.
В самом начале своей психоаналитической практики Фрейд обнаружил, что пациент либо неспособен вспомнить, либо явно оказывает сопротивление воспоминанию вытесненных конфликтов или импульсов. Пациент сопротивляется. Несмотря на тот факт, что Роберт осознанно хочет, чтобы его чувства изменились, чтобы прекратились его страдания, неосознанно он этому сопротивляется. Помочь Роберту осознать уловки своего сопротивления - задача терапевта.
Сопротивление становится очевидно, когда пациент на время утрачивает способность к свободным ассоциациям, например: «Мне вспоминается один день, когда я был маленьким, и мы с мамой собрались вместе идти за покупками. Пришел домой папа, и вместо этого они с мамой ушли, а меня оставили у соседки. Я чувствовал… (пауза) Не знаю, почему, но моя голова сейчас, как пустая». Предельная форма сопротивления — это, конечно, решение пациента досрочно прекратить терапию.
Анализ сновидений.
Другой важный метод раскрытия тайн бессознательного — это анализ сновидений пациента. Фрейд рассматривал сны как прямой путь к бессознательному.
Например, Роберт может рассказать о сновидении, в котором его отец уезжает (символ смерти) на поезде, а он остается на перроне, держась за руки с матерью и своей бывшей подружкой, и испытывает одновременно чувства удовлетворения и сильной вины. Если терапевтические условия окажутся подходящими, терапевт поможет Роберту увидеть, что в его сне отражается очень давно подавленное (связанное с эдиповым комплексом) желание смерти отца, с новой силой вспыхнувшее в прошлом году, когда тот воспрепятствовал отношениям Роберта с девушкой.
Анализ трансфера.
Трансфер появляется тогда, когда пациенты переносят на аналитика чувства любви или ненависти, которые они раньше испытывали к другому значимому лицу (часто к родителю). Можно считать, что у Роберта появились признаки трансфера, если он скажет что-нибудь вроде: “Какого черта вы решили уехать в двухнедельный отпуск со своей проклятой любимой женой, когда у нас только начало что-то получаться в анализе?” На более глубинном уровне Роберт проявляет такие эмоции по отношению к психоаналитику, какие он испытывал раньше, в детстве, по отношению к своему отцу.
Согласно Фрейду, по мере того, как пациент начинает постепенно осознавать истинное значение своих отношений трансфера с аналитиком, он достигает озарения в отношении своих прошлых переживаний.
В случае Роберта интерпретация терапевтом отношений трансфера может выявить, что он и сильно любил, и ненавидел своего отца. Глубоко негодуя из-за отношения отца к матери, Роберт желал смерти отца. Но он испытывал сильное чувство вины и поэтому подавлял это свое желание. После того, как отец вмешался в его отношения с новым «объектом любви» (его бывшей подружкой), это чувство прорвалось в сознание в искаженной форме страха собственной смерти. Таким образом, захлестывающий Роберта страх смерти (его основной симптом) может быть психоаналитически интерпретирован как символическое желание смерти отца.
Эмоциональное переучивание.
Поощрение пациентов к использованию новых для них интеллектуальных озарений в повседневной жизни называется эмоциональным переучиванием. Пациенты должны со временем применить новое понимание себя в повседневной жизни; они должны научиться думать, воспринимать, чувствовать и вести себя по — другому.
Итак, психоаналитик, приведя Роберта к более глубокому пониманию причин страха смерти и сопутствующих симптомов, должен помочь ему проанализировать конкретные пути перестройки собственных чувств и поведения. В значительной степени эмоциональное переучивание произойдет благодаря терапевтическим дискуссиям об актуальной жизненной ситуации Роберта в свете его нового понимания прошлого опыта. Когда он добьется значительного прогресса в этих новых сферах своей личности, терапия закончится по взаимному соглашению.
Психоаналитическая терапия это очень затяжной процесс - сеансы могут происходить несколько раз в неделю от года до пяти лет. Но нужно помнить, что конечная цель психоанализа - конкретные серьезные изменения в личности, а такие дела быстро не делаются.