Найти тему

ЕГЭ по физике. Задача 29 (18). Движение тела по выпуклой поверхности

Полное условие задачи:

На горизонтальной поверхности неподвижно закреплена абсолютно гладкая полусфера радиусом R = 2,5 м. С ее верхней точки из состояния покоя соскальзывает маленькое тело. В некоторой точке тело отрывается от сферы и летит свободно. Найдите скорость тела в момент отрыва от сферы. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Краткое условие задачи:

Решение задачи:

Для решения начертим схематичный рисунок:

-2

Рассмотрим задачу в системе отсчета, связанной с Землей. Будем считать эту систему отсчета инерциальной. Тело примем за материальную точку, так как его размеры малы по сравнению с радиусом сферы.

При движении тела по поверхности сферы на тело действуют сила тяжести и сила реакции опоры со стороны сферы, перпендикулярная поверхности сферы. Трение отсутствует, так как поверхность сферы гладкая. Следовательно, тепловых потерь нет и полная механическая энергия тела при его движении сохраняется. Условие отрыва тела от поверхности сферы формулируется на основе второго закона Ньютона. В момент отрыва сила реакции опоры равна нулю.

Распишем формулы для энергий. Потенциальная энергия в верхней точке равна:

-3

В момент отрыва высота тела над горизонтальной поверхностью равна:

-4

поэтому потенциальная энергия в точке отрыва равна:

-5

В верхней точке тело покоилось, поэтому его кинетическая энергия в этой точке равна нулю:

-6

В момент отрыва тело уже имеет некоторую скорость, поэтому кинетическая энергия в этот момент равна:

-7

Запишем закон сохранения энергии для двух состояний тела (на вершине сферы и в момент отрыва):

-8

или

-9

Подставим формулы и получим:

-10

или

-11

Запишем в точке отрыва второй закон Ньютона:

-12

Запишем его в проекциях на ось x. Ось x направим от точки отрыва по радиусу к центру сферы.

-13

В момент отрыва сила реакции опоры равна нулю:

-14

Тогда:

-15

Формула для центростремительного ускорения следующая:

-16

Следовательно, получаем:

-17

или

-18

Из рисунка видно, что:

-19

Подставляем (3) в (2) и получаем:

-20

Подставляем (4) в (1) и получаем:

-21

Подставляем данные и получаем численный ответ:

-22

Ответ: 4 м/с.

Наука
7 млн интересуются