Всё чаще встречается мысль, что мы не в ответе за чувства других и не должны меняться и лезть из кожи вон, чтобы соответствовать чужим ожиданиям.
С одной стороны это верно. Не нравитесь вы, к примеру, соседке с третьего этажа или желчному коллеге из офиса. Просто не нравитесь и всё. Не стоит огорчаться из-за этого и всеми силами пытаться заслужить всеобщую любовь и повсеместное одобрение. Так можно и себя потерять.
Иногда обвинить в собственных чувствах могут и близкие.
С другой стороны такая система взглядов может привести к перегибам, как и любая другая.
Соседка не любит вас просто так или потому что вы оставляете на площадке мусор, а потом до четырёх утра устраиваете бурные вечеринки?
Коллега — негодяй или вы пару раз подставили его с отчётами или при работе над совместным проектом ему пришлось всю работу делать самому, а вы присвоили результаты себе?
Человек думающий и чувствующий на это обратит внимание и проведёт параллель. А человек, стопроцентно живущий по установке "я не в ответе за чужие чувства", — навряд ли.
Человека обрызгают грязью у дороги, обхамят в очереди, толкнут. Ученик придет в школу в неподобающем виде, а в кафе вас обслужит пьяным официант с ручным тараканом на плече.
Неужели это ответственность только ваша? Можно ведь найти оправдание для любого поступка. Стоит только захотеть.
Излишнее самокопание вредно, но иногда стоит присмотреться: не слишком ли часто мы вызываем у других неприятные чувства, оставляя затем их наедине с этими ощущениями?
Современная любительская психология имеет двойные стандарты. Нужно всё время прислушиваться к себе: не нанес ли кто психотравму, не абьюзерами ли мы окружены, но в это же время, зацикливаясь на себе, можно быть абсолютно невосприимчивым к чувствам других, не интересуясь их источником. Ведь мы не отвечаем за них. Только за себя.
Это неверно.
«Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого».
Затрудняюсь с установлением автора. Интернет выдает разные варианты: и анархиста М. А. Бакунина, и Екатерину II, и французских мыслителей.
Кто бы то ни был, думаю, он прав. Должна быть какая-то грань между слишком пристальным слежением за мнением о нас окружающих и черствостью и безразличием, с полным самооправданием своих поступков.
Беречь себя, не пренебрегая другими — сложная задача, но необходимая для обретения внутренней гармонии.
А Вы что думаете?