В наши дни жемчугом (и речным, и морским) мало кого удивишь: его можно купить во многих ювелирных салонах и интернет-магазинах, и даже не по заоблачным ценам. Нить из жемчуга сегодня есть почти у каждой женщины. Это – бусины с естественными включениями и особенностями, где каждая жемчужина уникальна.
А вот как начиналась жемчужная эпопея в Сибири, расскажет нам Вячеслав Майер. В своё время он был чемпионом посещения Ленинки (библиотеки) в Москве, тщательно изучал архивы.
Добыча жемчуга считалась чистым, почти священным промыслом, к ней приступали после мытья в бане, исповеди и причастия. Накануне нельзя было ни с кем ссориться и употреблять алкоголь. Жемчуг издавна считался символом чистоты, благословенного изобилия, здоровья и долголетия.
Новгородские викинги-ушкуйники, их величали собирателями дани с Северных Земель, доходили до отрогов Северного Урала и привозили с собой наряду с пушниной не менее ценный сбор - северный жемчуг.
Им украшали оклады икон, архиерейскую одежду, а женщины разных сословий носили жемчуг в кокошниках и кичках (старинный русских головной убор замужних женщин).
Как только появились в Сибири отряды охотников и казаков, то тут же бросились просматривать быстротечные реки и искать двустворчатых моллюсков. Поиску мешала холодная вода, её мутность, трудность хранения. Жемчужины были мягкими, как воск - приходилось их во рту держать до отвердения.
В 1632 году служивый человек В. Поленов из Братского острожка привёз в Енисейск «ожерелье братское (то есть бурятское) ценою в три рубля». Срочно в те края отправились жемчужники - первым был Семейка Васильев из Каргаполья.
На Ангаре он добыл одно крупное размером до 10 миллиметров и дюжину малых жемчужных зёрен. Семейка стал жемчужником, ему везло, знал он секреты и методы поиска, а когда умер, его помощникам Ивану Федотову и Гаврилу Тарасову из Сольвычегодска не повезло. Они обследовали множество ангарских притоков, но таких запасов не нашли.
До наших дней дошла челобитная церковного старосты Иркутской Спасской церкви Федота Дорофеева по случаю кражи жемчуга из церкви - от иконы Знамения Божьей Матери.1684 года. Декабря 16. (Она хранилась в библиотеке клуба Иркутских приказчиков). Нам не ведомо, поймали ли воров, но о краже было известно в Москве.
Сибирский жемчуг попал в список значимых для Московии товаров - разрешение на добычу жемчуга Берг-коллегия издала 8 июня 1721 года. А спустя два года в Комнатной расходной книге за 1723 год мы находим запись Екатерины I: «Куплен на 1 рублей серебром ангарский жемчуг для платья».
Добывали жемчуг на ангарских притоках после спада весенних и паводковых мутных вод, когда хорошо просвечивалось дно реки. Жемчужники сколачивали плот с отверстием в центре, куда ставили в широкую деревянную трубу и в хороший солнечный день один искатель тянул берегом бичевой плот, другой смотрел через трубу в воду.
Заметив среди камней моллюска, опускали шест с захватным крючком на конце и доставали его. В тёплую прозрачную реку ныряли с открытыми глазами и быстро схватывали. Сейчас трудно представить дно той же Манзурки (левый приток Лены) 40-х-60-х годов ХХ века - оно блестело, переливаясь в отблесках устриц и ложных золотых частиц.
Мне не известно количество добытых, «аккуратно завёрнутых в бумагу» жемчужин прошлых веков в Сибири, тогда как данные по амурскому жемчугу имеются в описаниях сейчас малоизвестного, а в прошлом почитаемого сенатора М.М.Сперанского.
Это иркутский землемер, надворный советник, архитектор, межевщик, разделивший Сибирь по реке Чулыме на Западную и Восточную - Антон Иванович Лосев (1765-1829). Иркутянин А.И. Лосев знал Сибирь и свои статьи печатал в трудах Вольного Экономического Общества и «Казанских известиях». Был его корреспондентом наряду с гражданским губернатором тех лет Николаем Трескиным. Последний за передачу обществу 100 редких камней из Восточной Сибири был удостоен «Золотой медали».
Статьи Антона Ивановича отличаются «измерением». И у меня возникло желание не пересказывать его статью о «Амурском жемчужном промысле», а кое-что даже цитировать: «Рыбаки смело опускаются на дно реки и гребут на удочку всё, что попадётся. Превосходный доброты жемчуг близ Амурского устья у Восточного Океана.
Направляются Императором записные промышленники из 8-осьми знамен (Знамена форма военного и гражданского управления тех лет); 33 артели из 3-х знамён; остальные 5 знамён-36 партий под началом урядников и трёх офицеров. За ними едут купцы скупщики. Артели совокупно вносят Императору 1104 жемчужины (!) - первые три знамени 528 штук, остальные 576 жемчужин. Жемчуг Императору должен быть чист; иначе он возвращается».
Амурский жемчуг шел в поставки Императорскому Дому. Там его использовали и на пошив дворцовой одежды Императору. Костюм ему шили (зажмурьте глаза!) не менее 20 лет. Император в течение дня переодевался 28 раз (!). Пошивом были заняты десятки тысяч человек. Жемчуг, как и шёлк, холодит тело, и в нём не заводятся вши. Посему его и покупали богатые римляне.
Российский речной жемчуг поставляли на Запад, свежие створки ракушек и моллюсков шли на изготовление пуговиц. Своих машин по переработке не было - приходилось перламутровые пуговицы закупать. Дефицит пуговиц в Советском Союзе был вплоть до перестройки - в Москве было две точки продажи в Петровском пассаже и в отдельном пуговичном магазине на ул. Серова.
Перламутром инкрустировали мебель и шкатулки, а жемчужинами и сейчас отделывают вечерние платья китайских и европейских женщин.
Ракушек и моллюсков неожиданно спасли стиральные порошки - они в стирке растворяют перламутровые пуговицы. Даурская жемчужница - двустворчатый моллюск, внесённая в Красную книгу, встречается в реках Тунгуска (пригородная) города Хабаровска и на Уссури. А самый большой моллюск живёт в озере Буссе на Сахалине. Жители Анивы даже крыши покрывают его створками.
А что вы знаете о жемчуге? Поделитесь с читателями канала.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Поддержите канал своей подпиской и комментариями!