Найти в Дзене

"Тилемахида"

Оглавление
Телемах
Телемах

Автор: В.К. Тредиаковский

Жанр: эпическая поэма

Год: 1766

«Тилемахида» — эпическая поэма В. К. Тредиаковского, опубликованная в 1766 году. В основе сюжета — перевод романа Фенелона «Приключения Телемака». Тредиаковский перевёл прозу гекзаметром и тем самым впервые ввёл этот классический размер в русскую литературу.

«Тилемахида» не пользовалась популярностью у современников, сделав Тредиаковского символом плохого поэта, однако на протяжении XX века шла постепенная реабилитация его наследия, начатая литературоведом Л. В. Пумпянским. «Тилемахида» частично переиздавалась в 1963 году, и полностью — в 1849 и 2007 годах. В научной и критической литературе используются варианты названия «Телемахида» (от имени главного героя — Телемаха) и «Тилемахида», базирующийся на авторском написании, следующем нормам новогреческого произношения.

Содержание

Тилемах, сын Одиссея путешествовал на корабле, в результате крушения которого он попал на остров богини Калипсо. Богиня благосклонно приняла юношу, рассмотрев в нем сходство с Одиссеем.

Тилемах очарован красотой египетской земли и мудростью ее царя. В плену его принудили пасти стадо в пустыне Оасии. Сесострий обещал отпустить Тилемаха в Итаку, но его смерть помешала этому. Пленника заточили в башню на морском берегу, с которой он наблюдал кровопролитную битву. В битве нового царя Египта Вокхоря убили его взбунтовавшиеся подданные. Преемник Вокхоря отдал тирянам пленников, в числе которых был и Тилемах. На корабле их доставили в Тир. В пути командующий тирским флотом предостерег Тилемаха от жестокого и тирского царя Пигмалиона.

Тилемах отправился на Кипр, а оттуда в Крит. Во время плавания он встретил богиню моря Амфитритуна колеснице из конхи, запряженной белыми морскими конями. Критяне хотели избрать своим царем Тилемаха, но он отказался, в наказание за это Посидон в утешение разгневанной на Тилемаха Афродите наслал на него бурю. Корабль утонул, а Тилемах с его другом Ментором спаслись и попали на остров Калипсы.

Калипса безуспешно пытается удержать Тилемаха на своем острове и пробудить в нем любовь. Тилемахи Ментор отправляются на финикийском корабле в Ипир. Афродита просит Зевса послать Тилемаху смерть, но он только продлевает скитания Тилемаха, удерживая вдали от родного дома.

Тилемах и Ментор попадают в Саланту и помогают устроить мир между мантурийцами и салантинцами. Тилемаха со ста кораблями отправляют к вождям для укрепления мира. Он добивается их благосклонности. Из-за пленных давнианцев Тилемах вступил в спор с полководцем Фалантом, брат которого Иппий самовластно забирает пленников. Тилемах побеждает Иппия в сражении. Внезапно на них нападает Давнианский царь Адрасг и захватывает сто их кораблей.

Тилемах, надев доспехи, полученные от Паллады, помогает раненому в сражении Фаланту. Он начинает теснить врагов и одерживает над ними победу.

Тилемах прибывает в Салант. Он говорит Ментору о своей любви к дочери царя Идоменея Антиопе и желании взять ее в жены. Ментор одобряет его выбор и сообщает, что Антиопа предназначена ему богами, но ему нужно отправляться в Итаку, чтобы увидеться с Одиссеем.

Корабль Тилемаха пристает к некоему острову, на котором он встречает одинокого старца. Только после отплытия старца Ментор сказал ему о том, что это был Одиссей. Боги учат юношу терпеливости, поэтому он и не узнал отца. Для испытания терпеливости Тилемаха, Ментор велит ему задержаться и принести жертву Палладе, и он послушно исполняет его веление. Прибыв в Итаку, Телемах увидел отца «у верна Евмея».

Мнение

А у нас на очереди, можно сказать, античное произведение. К сожалению, задания делать блог по "античке" у нас не было, но сегодня мы немного заденем греческую мифологию.

О Телемахе, его характере и личности впервые я узнал, когда прочитал "Одиссею". Там он тоже отправился на поиски своего отца. Однако здесь мы можем детально рассмотреть путь главного героя.

Изначально стихи «Телемахиды» рекомендовались как "средство от бессонницы". Только позже поэма обрела состоятельность и популярность в русской литературе. Наследие поэмы для русской культуры заключается не в ее участии в будущей литературе, а в открытии для России классической древности, поскольку она сумела воспринять не только верхний слой современной европейской культуры, но и традицию глубин античности.