А кто виноват на Су-24, если того… Если чего будет…
В один из зимних месяцев прикатила на полеты в 302 бап (бомбардировочный авиаполк) замкомдива, спал он видно плохо и с утра встал не с той ноги. Вместо того, чтобы отдохнуть перед полетами, начал наводить шорох в гарнизоне, командир АП уже не знал, где ему новую дырочку в теле сделают в ближайшие 5 минут, а до ВРП (воздушная разведка погоды) еще было 3 часа.
Приехав на предполетные указания, замкомдива продолжил старую песню, отымел РП (руководителя полетов) за то, что тот приехал на полеты на личной машине. Пока ВРП шла, спрашивал почему снег белый на аэродроме и деревья без листьев…
На предполетных отымел командира экипажа ВРП (т.е. меня), что доклад должен быть не только по НПП (наставление по производству полетов) но и иметь личные ощущения.
Летный народ затаил злобу немереную и это ощущение попозло по классу предполетных, затаиваясь в каждой щелочке пилотского тела.
Наконец начались полеты, вроде у всех начало отпускать в душе. Зам полетел по маршруту с МВК (маловысотный контур), далее на полигон и в зонку на малой высоте. Дали ему штурмана вместе с картами и с мозгами, а то мало ли чего это чудо в состоянии аффекта отмочит.
Заходит после 50 мин полета Су-24М на посадочку и вот оно, радость авиационная - слава богу, это сделал не я, после посадки из под основных колес море дыма, хлопки и тормозной парашют уже не нужен. Матчасть встала как вкопанная на БВПП (бетонная взлётно-посадочная полоса), пробежав значительно меньше, чем даже хотелось в лучших снах в ОКБ.
Аварийка сорвалась со стоянки, словно мечтала об этом весь день, за ней командирский газик. Подъехав поближе все стало ясно - самолет стоит на культях, а пневматики изрядно порванные. С трудом оттащив на РД (рулежная дорожка) матчасть, заменив там все 4 колеса, ИТС (инженерно-техническая служба) потащила матчасть в ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) - чего-то искать…
В это время закомдива рвал и метал все что попадалось под его взгляд - мол, самолет подсунули не тот, ИТС тоже не та, штурман пытался весь полет что-то сказать, вместо того, чтоб ему старому воину не мешать лететь в его же удовольствие!!!
Зам командира АП по ИАС (инженерно-авиационная служба) верил в самолет и понимал, что такую хреновину он сам смолотить не может и почти не дыша сидел в комнате ОК (объективный контроль), пока снимали Тестер.
Когда он первый глянул на распечатанную ленту Тестера, комнату потряс крик "Вот бля...на, .....". Сколько было вложено и как мало было слов в его речи, могли оценить только те, кто был там или под дверью. Услышав нечеловеческие выражения в адрес старшего начальника, командир АП испросил разрешение у оного, мол узнаю, чего там.
Через несколько секунд комната ОК огласилась командирским рёвом "Уй ё... его мать, калоша дивизионная...." и так далее, и так далее…
Срочно был вызван штурманёнок, который к этому времени нервно искуривал уже чужую пачку сигарет. Бросив бычок, он двинулся в комнату ОК. Командир - он отец родной, и рассказал он ему всю правду - матку, как это все было, если смотреть на это дело с левой чашки.
Дивизионное чудо решило проверить МВК на полосе, штурмана к проверке не допустил, а так как надо все в кабине щелкать двумя руками одновременно - поставил самолет на аварийный тормоз, с которого не снял. Моща движков не подвела самолет, и он спокойно взлетел, пробежав по бетонке лишние пару сотен метров.
На ОПК (обратном посадочному курсе), когда согласно РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации) начали читать карту докладов - штурман услышал коротко и ясно - не учи ученого, правда в другом исполнении и почти без русских слов.
На ПК, осознав, что пилот точно крякнулся, еще несколько раз пытался сказать ему, что надо снять самолет с ручника, на что его посылали дальше ближнего космоса. Штурманёнок обиделся и сказал про себя - подавись, просто отсчитывал скорость высоту и угол атаки.
Итог посадки был на лицо и стоял в ТЭЧи, где все кому не лень пытались найти чего-нибудь.
Пытаясь скрыть свое летное мастерство, после остановки пилот установил аварийный тормоз в положение ОТКЛ.
Но плохо не знать матчасть, ибо на простом Су-24 аварийный тормоз не пишется на Тестере, фиг можно поймать экипаж, а на Су-24М команда пишется всегда и во всех режимах. Это и сгубило полковника.
Но прикольнее всего была попытка дивизии отмазать своего зама, когда читали ШТ (шифротелеграмму) по данному факту, при фразе "а штурман ехидным голосом докладывал летчику о неустановке аварийного тормоза в переднее положение" - летно-штурманский состав нежно сполз под стол…