Найти в Дзене
девочка с Коменды

"Залив возле залива": где на территории СПб ещё 3000 л.н. жили люди и почему мы говорим об этом в день рождения Петра I?

Лахта - одна из тех местностей на территории современного Петербурга, где люди жили ещё задолго до его основания. Первые поселения на территории Лахты возникли свыше трёх тысяч лет назад. Лахтинская низина была одним из заливов существовавшего когда-то Литоринового моря. Это море некогда покрывало всю территорию современного Петербурга. Вот близ этого мелководного залива, в который впадали речки, ныне известные под названиями Юнтоловка и Глухая (Глухарка, Каменка), и обосновались первые поселенцы. Впервые исследования остатков пребывания здесь доисторического человека проводились в 1880-е годы археологом В. Антоновичем, но результатов не дали, хотя учёный и был настроен оптимистично. Больше повезло другому археологу - С. Гамченко, который в 1905-1908 годах обнаружил в районе северного побережья Финского залива некоторое число железных изделий, осколков, глиняных горшков. Случалось, что древние предметы находили совсем не те, кто их искал. Так, в 1915 году дети дачников копались в пес

Лахта - одна из тех местностей на территории современного Петербурга, где люди жили ещё задолго до его основания. Первые поселения на территории Лахты возникли свыше трёх тысяч лет назад. Лахтинская низина была одним из заливов существовавшего когда-то Литоринового моря. Это море некогда покрывало всю территорию современного Петербурга. Вот близ этого мелководного залива, в который впадали речки, ныне известные под названиями Юнтоловка и Глухая (Глухарка, Каменка), и обосновались первые поселенцы.

Современная карта МО "Лахта-Ольгино"
Современная карта МО "Лахта-Ольгино"

Впервые исследования остатков пребывания здесь доисторического человека проводились в 1880-е годы археологом В. Антоновичем, но результатов не дали, хотя учёный и был настроен оптимистично. Больше повезло другому археологу - С. Гамченко, который в 1905-1908 годах обнаружил в районе северного побережья Финского залива некоторое число железных изделий, осколков, глиняных горшков.

Случалось, что древние предметы находили совсем не те, кто их искал. Так, в 1915 году дети дачников копались в песке неподалеку от станции Разлив и извлекли какие-то непонятные вещицы, в которых взрослые заподозрили предметы утилитарного назначения, принадлежавшие глубокой древности. О находке был извещён археолог А. Штакельберг, который признал в предметах кремневые орудия.

Весной 1921 года неподалеку от железнодорожной станции Ольгино, на берегу залива, был найден небольшой кремневый скребок - и тоже случайно. Поиски были продолжены, и в сентябре 1922 года на валу Древне-Балтийского моря, проходившему по северной опушке Ольгинского леса (ныне почти не существующего), были впервые обнаружены кремневые орудия, явившиеся свидетельством пребывания человека каменного века в районе Лахты и её ближайших окрестностей. Автором находки стала Валентина Виттенбург, жена академика П. В. Виттенбурга (о котором мы как-нибудь ещё поговорим).

Павел Владимирович Виттенбург
Павел Владимирович Виттенбург

Весной 1923 года в Лахте была найдена стоянка доисторического человека, обнаружено большое количество каменных орудий, наконечников для стрел, скребков, резцов и другой "утвари". И в дальнейшем в этом районе не раз находили изделия из сланца, кварца, песчаника, гранита и других пород, а также керамическую посуду. Все говорит о том, что эта часть побережья Финского залива была с древних времен обжита людьми. Что это были за люди? Существует мнение, разделяемое многими, что «финский рыболов, печальный пасынок природы» поселился в этих краях задолго до основания Петром I северной столицы, отсюда и финское название местности.

Ведь "Лахта" по-фински (lahti) означает «залив», «бухта». По сути деревушка с названием "залив" стоит на берегу залива и озера Лахтинский разлив (по сути "заливный разлив"). Такая вот тавтология. Конечно, это шутка, потому что топоним "Лахтинский разлив" появился намного позже самой деревни, возник как раз-таки по её названию и переводу не подлежит.

Первое упоминание о небольшой деревне, положившей начало современной Лахте, относится к 1500 году - упомянута она в Писцовой книге Водской пятины Новгорода (который в 1478 г. присоединён к Московскому государству).

В XVI в. под общим названием Лахта «скрывались» пять расположенных рядом деревень. Как отмечает историк-краевед Николай Михайлов, имя одной из них – Ковдуя, или Кондуя, происходившее от финского «конту», то есть двор, хозяйство, впоследствии переиначили в привычное русскому слуху «Конная». Так появилась «Конная Лахта», а деревня Перекуля потом получила название Бобыльской. Жили в ту пору в Лахте русские и потомки коренных финно-угорских племен, а в XVII в. здесь появились финны-лютеране, переселившиеся из Восточной Финляндии.

Итак, с семнадцатого века ещё известны деревни Бобыльская (Бобылка) и Конная (Конная Лахта). Правда жили поселенцы этих деревень в постоянном нервозе - граница со Швецией проходила тогда по реке Сестре недалеко от этих мест. В XVII в. Лахта оказалась под властью шведов, и её дворы снова заполняет финское население, как в старые добрые времена.

Карта 1858 года - с Лахтинским разливом
Карта 1858 года - с Лахтинским разливом

Новейшая история Лахты начинается в начале XVIII века - после основания Санкт-Петербурга здесь находилась усадьба Петра I «Ближние дубки», где в 1711-1712 годах был выстроен для царя деревянный домик (а вот усадьба «Дальние Дубки» строилась близ Сестрорецка в 1719-1720-х годах). Среди древних дубов-великанов были высажены молодые дубки. Дубы петровского времени сохранились до нашего времени, и дотошный следопыт может и ныне среди зарослей отыскать рвы, которые некогда окружали усадьбу, круглый островок в центре пруда и остатки канала, идущего к взморью.

Ныне - парк "Ближние Дубки"
Ныне - парк "Ближние Дубки"

А вот старая сосна, свидетельница доблестного поступка Петра I, на который отважится не каждый монарх, не дожила до нашего времени. 5 ноября 1724 года царь, возвращавшийся в Петербург по заливу, оказался свидетелем того, как плывший из Кронштадта бот с солдатами сел на мель близ чухонской деревни на берегу Лахтинского разлива. Пётр велел приблизиться к судну и принялся помогать солдатам стаскивать бот с мели и спасать людей. Об этом я уже рассказывала в статье о памятнике, который будет установлен перед Лахта-центром в честь этого события. 28 января 1725 года Пётр I скончался. В память о подвиге царя в одинокой сосне, стоявшей на берегу близ этого исторического места, на высоте двух-трёх аршин от земли был укреплен киот (застеклённый ящик), уставленный иконами разных размеров, перед которыми долгие годы светилась лампада. К сожалению, петровская сосна погибнет во время наводнения 1924 года. В настоящее время - в 2000 году - сосну "возродят": юное лесное создание, заменившее могучего предка, знавшего императора, можно увидеть на берегу залива.

-5
Молодая сосна на месте утраченной
Молодая сосна на месте утраченной

Второй раз история Лахты пересекается с уже посмертной жизнью Петра. В конце 1760-х годов здесь, в 12 верстах от Петербурга, Семён Вишняков, давний поставщик строительного камня для нужд Петербурга, обнаружил гранитную глыбу, в незапамятные времена отколотую молнией от гигантской скалы. Среди местных финнов эту скалу называли «Гром-камень». Согласно местным преданиям, во время Северной войны Пётр не раз взбирался на её вершину, наблюдая за передвижением войск. После двухлетней эпопеи обработки камня и доставки его в Петербург он стал естественным основанием для «Медного всадника» на Сенатской площади. В Лахте, на его исконном месте ныне плещется глубокое озеро. Окрестные жители называют его Петровским. По легенде на берегу залива, откуда камень отправлялся в Петербург, сохранились обломки "гром-камня".

Осколки Гром-камня на берегу залива
Осколки Гром-камня на берегу залива
Петровский пруд
Петровский пруд

Подробнее о гром-камне, истории церкви, посвящённой подвигу Петра, и других достопримечательностях Лахты я расскажу в следующих статьях.