Найти тему
Владимир Гордеев

Санаторий под Клепсидрой (1973, Польша, cюрреализм / драма): Сюр по-еврейски

"Санаторий под Клепсидрой" снял Войцех Хас, известный советскому зрителю по фильму "Рукопись, найденная в Сарагосе". Трудно представить, что такой "безыдейный, бессюжетный" и к тому же недешевый фильм, как "Санаторий под Клепсидрой", позволили бы сейчас снять в Польше или СССР в условиях жесткой конкуренции с Голливудом. Это сплошное разорение! Похоже, что вопреки сложившемуся мнению, "диктатура пролетариата" как раз развязывала художникам руки, вместо того, чтобы связывать.

Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)
Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)

Фильм основан на рассказах Бруно Шульца, польского еврейского писателя, застреленного в гетто в 1941 году. Начало фильма вдохновляет. Главный герой едет в санаторий в поезде, вагоны которого огромны, квадратны, дырявы и меньше всего напоминают вагоны, — это, скорее, комнаты в некогда богатом, а теперь полуразрушенном доме. Точно такие же палаты будут в санатории, куда прибывает Йозеф, чтобы почтить память умершего отца. Из чего можно сделать вывод, что все происходящее — плод воображения главного героя. Выясняется, что время в санатории работает как-то по-своему. Так что отец Йозефа то жив, то мертв. Переходя из одного помещения в другое, Йозеф путешествует по эпохам, которые видело это место. Но, судя по тому, что выглядят эпохи "как-то странно", а кроме того, вместе с Йозефом по этим эпохам перемещаются близкие или с детства небезразличные ему люди, еще сильнее убеждаешься в мнении, что сам Йозеф, возможно, является пациентом этого санатория, и все, что он видит, — опять же плод его воображения, помноженный на работу памяти. Наличие большого количества голых женщин означает, что память отрабатывает старый материал, подростковые ощущения, фантазии. Йозеф весьма инфантилен.

Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)
Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)

Самая сильная сторона фильма — визуальная. Это как если бы современный CGI-художник решил изобразить декаданс. Декорации — просто супер. Оператором картины был Витольд Собочинский, работавший до тех пор с Анджеем Вайдой, а с тех пор — с Романом Поланским. У фильма невероятный колорит, но в той же степени он скучен. Сюр по-еврейски — это страшная тоска! Никакого взрывного задора, свойственного "настоящим" французским сюрреалистам, одно сплошное уныние и тлен. Чем-то, кстати, напоминает "Черную луну" Луи Маля, снятую в года, когда от сюрреализма остались одни воспоминания…

Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)
Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)

Оценка: 6,0 из 10.

Режиссер: Войцех Хас.
Сценарий: Войцех Хас (по рассказу Бруно Шульца),
Оператор: Витольд Собочинский,
Композитор: Ежи Максимюк.

В главных ролях: Ян Новицкий, Тадеуш Кондрат, Густав Холоубек.

Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)
Кадр из фильма "Санаторий под Клепсидрой" (1973)