У Алексея Сальникова потрясающий талант изображать будничные вещи так, что читать о них невероятно интересно. В описаниях сонных уральских городков, попутчиков в трамвае, надписей на заборе узнаёшь что-то из своей жизни, но гипертрофированное, искаженное, будто помещенное под толстое увеличительное стекло.
«Оккульттрегер» тоже о повседневности: о диалогах на кухне, тусклом свете телевизора в полумраке комнаты, долгой поездке в автобусе…
Только если в «Петровых в гриппе» сквозь эту повседневность порой прорывалась фантастическая изнанка реальности, то в новом романе автора в будничной суете живут не совсем обычные люди. Точнее, они и не люди вовсе, а ангелы, демоны и ведьмы.
Но подождите представлять себе могущественных существ😀 На деле ангелы у Сальникова до того плохо приживаются среди людей, что чаще всего становятся бомжами, сдают цветмет и подсаживаются на алкоголь. Демоны же, наоборот, очень харизматичны, и поэтому среди них много звёзд и успешных блогеров😀
Ведьмы-оккульттрегеры больше всего похожи на «нормальных» людей, но обычная человеческая жизнь им недоступна: они бессмертны, но принудительно меняют внешность трижды в год. А значит, построить хоть сколько-то длительные отношения с человеком не могут. Как и не могут заработать больше совсем уж крохотной для 2019 года суммы в 15 т.р. Такой вот «стеклянный потолок».
👉Главная героиня Прасковья оккульттрегер уже 200 лет. Она притворяется молодой матерью-одиночкой, водит дружбу с демоном и херувимом и выполняет свою работу — «подогревает» город, наполняя его людской энергией и любовью.
А ещё грустит по непримечательной людской жизни, которой у неё никогда не было.
Все в романе: и тоска главной героини, и выбор, совершаемый каждым из персонажей, подсвечивают главное — красоту и ценность обычной человеческой жизни.
Этой же цели служат и по-набоковски многословные и удивительно образные метафоры:
«Утренний свет равномерного картонного оттенка, как снег, лежал на домах и деревьях. В целом зимний город выглядел так, будто кто-то взял соляной карьер, замусорил его, воткнул сухой растительности, человеческих жилищ да так и бросил».
Фантастические же вещи появляются совершенно буднично и без предупреждения. Так на первой же странице нас встречает катающийся с горки гомункул) Мы смотрим на мир оккульттрегескими глазами Прасковьи, странная реальность которой кажется ей само собой разумеющейся и не стоящей пояснений.
Благодаря этому контрасту от книги совершенно невозможно оторваться! Взял в руки– и уже 70 страниц пролетело. А дочитав эпилог, снова возвращаешься к первым главам, пытаясь собрать головоломку, так хитроумно разбросанную по страницам.
Роман прекрасен. Сразу после прочтения мне показалось, что он проще «Петровых» и от этого понравился меньше. Но спустя дни я все ещё распутываю смыслы и метафоры и влюбляюсь в эту историю все больше❤️