Эта массивная бронзовая медаль появилась в моей небольшой фалеристической коллекции в начале 1980-х годов. Тогда один институтский коллега принес показать принадлежавшую ему большую медаль настольного типа с профилем императора Петра I. Поскольку я всегда был почитателем личности и дел Петра Великого, мне захотелось стать обладателем этого артефакта. Предложив владельцу медали адекватный его желанию обмен, я обрёл этот редкостный предмет русской нумизматики.
Долгое время мне не удавалось начать изучение этого приобретения, пока я не увидел его изображение в каталоге: "Медали и события эпохи Петра l из коллекции Н.А. Стаховича" ( автор - составитель Л.А. Заворотная, М., 1988. с.91 - 92). Приведенные в каталоге фотографии и описание медали прояснили для меня ее значение в истории развития отечественного медальерного искусства.
Мемориальная донативная, то есть предназначенная для подарка, медаль в ознаменование 200-ЛЕТИЯ ПОЛТАВСКОГО СРАЖЕНИЯ (1709 - 1909) представляет собой диск из светлой бронзы диаметром 77,5 мм и массой 203 грамма, с миниатюрными рельефными изображениями на лицевой и оборотной сторонах. На лицевой стороне (аверсе) помещен барельеф профиля Петра I в лавровом венке славы, повернутого влево. По обеим сторонам портрета имеются хорошо проработанные выпуклые надписи, сделанные по правилам старой орфографии: слева - "ИМПЕРАТОР", справа - "ПЕТР l". На оборотной стороне (реверсе) выполнено в низком рельефе изображение царя на поле Полтавской битвы, верхом на коне, с поднятой правой рукой, одетого в мундир гвардейского полковника. На всех разысканных мною изображениях на реверсе медали, по верхнему краю, у окружности гурта имеется рельефная надпись мелким шрифтом : " А О ПЕТРЕ ВЕДАЙТЕ, ЧТО ЖИЗНЬ ЕМУ НЕ ДОРОГА, ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ", из приказа императора войскам перед сражением. Кроме того, у нижнего края реверса имеются цифры "1709 - 1909" и метка дизайнера "А. Васютинский".
Как оказалось, в моем экземпляре медали все надписи на реверсе исчезли, остались лишь две малозаметные цифры "09 ". Возможную причину отсутствия надписей на реверсе можно объяснить тем, что в результате многократного использования авторской модели ( прототипа) медали для изготовления восковых копий и земляных форм произошло частичное разрушение хрупких рельефных надписей. Восстанавливать их посчитали нецелесообразным делом, остатки букв и слов сняли механическим путем с мастер-модели и продолжали отливать финальную часть тиража с реверсом без надписи.
Мой экземпляр медали мог появиться и как пробная отливка при отработке технологии литья. Об этом свидетельствует броская, крупная фактура поверхности изделия, наличие дефектов - нарушений ее сплошности в виде раковин и других микроуглублений, которые нельзя объяснить результатом внешних механических воздействий при бытовании медали.
К созданию модели мемориальной медали были привлечены известные скульпторы-медальеры. Лепку портрета Петра I на аверсе выполнила МАРИЯ ЛЬВОВНА ДИЛЛОН (1856 - 1932), одна из первых женщин - скульпторов России, работавшая в жанре портретной, камерной и мемориальной скульптуры. Известны хорошо сохранившиеся на петербургских кладбищах созданные ею надмогильные памятники актрисе В.Ф. Комиссаржевской, композитору А.С. Аренскому, художнику А.И. Куинджи.
Общий дизайн медали создал выдающийся скульптор-медальер Санкт - Петербургского монетного двора АНТОН ФЕДОРОВИЧ ВАСЮТИНСКИЙ (1858 - 1935 ). Он знаменит тем, что собственноручно создал 120 стальных штемпелей для золотых и серебряных монет царского чекана 1890-х гг., разработал дизайн множества юбилейных и наградных медалей и плакеток. Талант А.Ф. Васютинского как медальера нашел признание и после революции на Ленинградском монетном дворе Он оказался причастным к созданию штемпелей золотых и высокопробных серебряных монет советского чекана 1920-х гг., второго варианта ордена Ленина (без муаровой колодки ) и к другим интересным работам, которые принесли ему почетное звание Героя Труда СССР.
Имеются сведения, что медаль изготавливалась на Санкт-Петербургском монетном дворе а двух подарочных вариантах: из позолоченной бронзы и из бронзового сплава натурального светло-золотистого оттенка. Первый вариант вручался официальным учреждениям, принимавшим участие в организации проведения торжеств на поле Полтавской битвы 26 - 28 июня 1909 года. Второй вариант предназначался для членов делегаций (депутаций), официально приглашенных для участия в праздновании юбилея. Так, в частности, Исторический музей получил для своего нумизматического собрания оба варианта медали. Вполне вероятно, что часть тиража с отсутствующей надписью на реверсе уже не могла быть отнесена к донативным подношениям высокопоставленным лицам, а была пущена в продажу коллекционерам или всем желающим приобрести медаль в качестве сувенира о знаменательном юбилее.
А.Ф. Васютинский выполнил авторский прототип (мастер - модель) из неметаллического материала в технике низкого рельефа. Видимо, поэтому задний план поля реверса с батальными сценами оказался невыразительным, с плохо различимыми деталями. Это произошло из-за выполнения обязательного для медальеров правила постепенного понижения высоты рельефа в перспективном изображении многопланового пространства за фигурой Петра I. Фактурность поверхности земляной литейной формы усилила эффект "размытости" миниатюрной композиции на реверсе.
В 1909 году позолоченная и бронзовая медали были возложены юбилейной комиссией на беломраморную гробницу Петра Великого в соборе Петропавловской крепости. В 1917 году по распоряжению Временного правительства медали, в числе других ценностей собора, были отправлены в Москву и бесследно исчезли. В 1972 году, при праздновании 300-летия со дня рождения императора Петра I, бронзовая копия медали была вновь помещена на верхней плите его мраморной гробницы.
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ