Найти в Дзене
Поёт детский дом

Как работать над песней

Оглавление

Я не знаю как работают другие педагоги, как правило, мы видим только готовый результат на каких-нибудь совместных концертах или конкурсах. Наверное, все мы работаем примерно одинаково:

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика (каюсь – не всегда),
  • распевки,
  • слушание песни в оригинальном исполнении,
  • разучивание по тексту или нотам,
  • показ отдельных элементов,
  • отработка сложных мелодических нюансов,
  • работа над звуком и гласными,
  • работа над выразительностью, динамикой, кульминацией.

Иногда нужен текстовой разбор, чтобы понять, о чем, собственно, песня. Но это младшим группам. Мои дети в подавляющем большинстве нот не знают, поэтому чаще всего я раздаю распечатанные слова, но иногда даю и партитуры, смотря какое произведение.

Эстрадные песни

Здесь обхожусь без нотного текста. Слова и оригинальное исполнение в записи. Слушают фонограмму, повторяют. Чтобы заучить мелодию, проигрываю ее на пианино, иногда в более медленном темпе. Правильная подтекстовка, отработка отдельных мелодических ходов. Элементы двух и многоголосия показываю голосом, разучиваем отдельно с каждой партией. Соединяем.

Классические и духовные произведения

А вот тут одним текстом не обходимся. Обязательно даю нотные партитуры. Объясняю, куда смотреть, за чем следить. Направление мелодии и понимание того, что поют в соседней партии – «мы вверх, они вниз, мы на месте топчемся, а у них мелодия» и т. д. Тогда понятна структура и быстрее запоминается музыкальный текст.

-2

Сейчас реже получается исполнять какие-то классические обработки, и, тем более, выносить их на концерты. Увы.

Про тональность

Вот тут прячется казус. Далеко не всегда нам подходит тональность оригинала, и приходится транспонировать верх или вниз. И хорошо, если обходимся полутоном или тоном в любую сторону. А вот если приходится транспонировать на терцию или кварту, тогда колоссально портится звук – появляется шипение, скрип, и прочие ненужные шумы, как на старых грампластинках. Поэтому по возможности, стараюсь избегать песен, которые не в нашем голосовом диапазоне. Но бывает, что и шумы в фонограмме терпим, если песня очень нужна.

Еще такой нюанс – дети берут, скажем си малой октавы, но звук, как через подушку – глухой и невыразительный. Поэтому стараюсь за этим следить и аккуратно использовать крайние регистры в обеих сторонах.

Вот, собственно, и все. Думаю, это стандартный алгоритм.