Я не знаю как работают другие педагоги, как правило, мы видим только готовый результат на каких-нибудь совместных концертах или конкурсах. Наверное, все мы работаем примерно одинаково:
- дыхательная и артикуляционная гимнастика (каюсь – не всегда),
- распевки,
- слушание песни в оригинальном исполнении,
- разучивание по тексту или нотам,
- показ отдельных элементов,
- отработка сложных мелодических нюансов,
- работа над звуком и гласными,
- работа над выразительностью, динамикой, кульминацией.
Иногда нужен текстовой разбор, чтобы понять, о чем, собственно, песня. Но это младшим группам. Мои дети в подавляющем большинстве нот не знают, поэтому чаще всего я раздаю распечатанные слова, но иногда даю и партитуры, смотря какое произведение.
Эстрадные песни
Здесь обхожусь без нотного текста. Слова и оригинальное исполнение в записи. Слушают фонограмму, повторяют. Чтобы заучить мелодию, проигрываю ее на пианино, иногда в более медленном темпе. Правильная подтекстовка, отработка отдельных мелодических ходов. Элементы двух и многоголосия показываю голосом, разучиваем отдельно с каждой партией. Соединяем.
Классические и духовные произведения
А вот тут одним текстом не обходимся. Обязательно даю нотные партитуры. Объясняю, куда смотреть, за чем следить. Направление мелодии и понимание того, что поют в соседней партии – «мы вверх, они вниз, мы на месте топчемся, а у них мелодия» и т. д. Тогда понятна структура и быстрее запоминается музыкальный текст.
Сейчас реже получается исполнять какие-то классические обработки, и, тем более, выносить их на концерты. Увы.
Про тональность
Вот тут прячется казус. Далеко не всегда нам подходит тональность оригинала, и приходится транспонировать верх или вниз. И хорошо, если обходимся полутоном или тоном в любую сторону. А вот если приходится транспонировать на терцию или кварту, тогда колоссально портится звук – появляется шипение, скрип, и прочие ненужные шумы, как на старых грампластинках. Поэтому по возможности, стараюсь избегать песен, которые не в нашем голосовом диапазоне. Но бывает, что и шумы в фонограмме терпим, если песня очень нужна.
Еще такой нюанс – дети берут, скажем си малой октавы, но звук, как через подушку – глухой и невыразительный. Поэтому стараюсь за этим следить и аккуратно использовать крайние регистры в обеих сторонах.
Вот, собственно, и все. Думаю, это стандартный алгоритм.