Исторический "разворот на Восток" происходит, но разные направления работы ставят разные задачи, которые требуют решения.
И если по части экспорта углеводородов развитие ситуации более-менее понятно и принципиальных противоречий по этим планам между Китаем и Россией пока нет, наоборот, есть перспективы строительства газопроводов, то по другим направлениям все не так радужно.
Например, экспорт зерна ограничивается не только с нашей стороны, но и со стороны Китая, хотя продовольствия КНР потребляет огромное количество, и в импорте нуждается. Что же мешает нам здесь прийти к взаимной выгоде?
Несмотря на развитие нашего экспорта сельхозпродукции, он идет не такими большими темпами, как могло бы из-за специфики взаимодействия.
Китай стремится везде "отжать" для себя максимальную выгоду и в случае с нашим продовольствием. За доступ к своему огромному рынку они хотят видеть снятие ограничений на ввоз в Россию сельскохозяйственной техники через снижение утильсбора.
Утилизационный сбор является протекционистской мерой, которая ведет к удорожанию импорта и позволяет развиваться отечественному производителю.
Благодаря различным мерам поддержки, доля отечественной сельхозтехники составила в 2021 году 51%. Это серьезная часть промышленности сама по себе. Зависимость от иностранной техники здесь недопустима во-первых, из-за критичности поставки техники: если не иметь нужное количество единиц к посевной, или уборочной кампании, сразу упадут показатели производства и "нагнать" их будущими периодами не получится, только в следующий сезон.
Во-вторых, это машиностроение, отрасль, производящая конечную продукцию. Мы уже проходили в 90-е демпинг иностранных производителей, которых запустили на наш рынок.
Тема настолько важная, что ограничения на доступ техники на российский рынок распространяются и на Белоруссию, это становилось темой двусторонних переговоров на высшем уровне.
Поэтому, перспективы обнуления утильсбора для китайской продукции пока не просматриваются.
Отсюда и проблемы для нашего зерна. В рамках "асимметричного ответа", не заявляя об этом прямо, Китай выставляет претензии к нашей продукции со стороны фитосанитарного контроля. Например, китайские правила позволяют ввозить только яровые пшеницу и ячмень.
Отличить яровые от озимых крайне сложно, но это требование работает в обе стороны, так что стоит только начать задавать вопросы и остановить экспорт. И таких моментов достаточно в любом законодательстве и стандартах. Правда, напоминает историю наших санкций против грузинского вина и продуктов из других стран?
С учетом важности вопроса для нас и упорства Китая, подвижек на этом "фронте дружбы" ожидать не приходится. Ситуация осложняется и ограничениями на вывоз зерна с нашей стороны.
Так что, переговоры и работа в направлении будет продолжаться, пока ситуация не изменится так, что одна из сторон будет вынуждена пойти на уступки.