Автор: Феофан Прокопович
Жанр: трагикомедия
Время: 1705 год
«Владимир» — «трагикомедия» Феофана Прокоповича, написанная силлабическим стихом на сюжет о крещении Руси.
Была поставлена в Киевской духовной академии в 1705 году силами учеников; не была напечатана, в дальнейшем распространялась в списках. Написана на церковнославянском языке украинского извода. Одно из первых оригинальных светских драматических произведений русской литературы, к которому прослеживают истоки «идеологической» драматургии XVIII века. Комические части «Владимира» в определённой степени перекликаются с позднейшими комедиями А. Сумарокова. Первое издание текста целиком последовало только в 1874 году, в 1961 году пьеса была включена в научное собрание сочинений Феофана Прокоповича.
О произведении
В основу сюжета была положена борьба князя Владимира с языческими жрецами, врагами Христовой веры. Борьба эта двойственна: помимо внешних врагов, князя одолевают страсти и приманки языческой жизни. Пьеса сочетала признаки высокого и низкого жанра, поскольку была одновременно политической апологией Владимира — реформатора, и сатирическим осмеянием поборников невежественной старины.
Свою пьесу он написал в рамках учебного курса поэзии; его студенты участвовали в первой постановке 3 июля 1705 года. Пьеса по содержанию была прямо связана с проповедью Феофана в день Владимира Равноапостольного и имела дидактическое и публицистическое значение.
Особенности
— Написана стихами для школьного театра;
— Поставлена Киево-Могилянской академией;
— Пьеса не была напечатана, была распространена в списках;
— Написана на церковнославянском языке украинского извода;
— Состоит и пролога, пяти актов, и эпилога. Пролог является прозаической частью произведения;
— Пьеса в основном написана 13-сложным силлабическим стихом;
— Сюжет пьесы имеет двуплановую структуру, состоящую из прямого и переносного значения;
— Жрецы обладают говорящими именами - неологизмы (Жеривол - пожиратель волков).
Мнение
Официальные круги и церковь стремилась закрепить память о житийном Владимире — подвижнике и крестителе Руси. В фольклоре прославляются его пиры, походы, любвеобильность, и прочее, но почти нет упоминаний как о крестителе. Феофан не стал следовать ни одной из этих схем. Обратим внимание, что в «Повести временных лет» Владимир Святославович резко критикуется за убийство брата Ярополка, за свойственные ему лживость и коварство; «особенно непримирим автор начального летописного свода к язычнику-прелюбодею; неодобрительно рисует летописец крутые меры князя принятия народом христианства».