Аэроплан без крыльев
В апреле 1918 г. в Киеве произошла смена власти, а заодно и названия страны: на смену Украинской Народной Республике пришла Украинская Держава, во главе которой стал гетман Павел Скоропадский.
Любой новой власти первым делом требуются деньги, и гетман не стал исключением из правил: 31 мая 1918 г. Совет Министров страны с новым названием опубликовал Постановление о предстоящем выпуске 3.6 % билетов Государственного казначейства.
Новым казначейским билетам была обещана максимально широкая обращаемость: в соответствии с п.7 Постановления, их обязали принимать по всем платежам «Государственному казначейству, Государственному банку, Государственным сберегательным кассам, всем правительственным институтам, а также в зачет по государственным подрядам и поставкам и вообще по всем обязательствам с имуществом».
Для того же, чтобы придать билетам еще и финансовую привлекательность, Постановление сулило обладателям казначейских билетов ежегодный доход в размере 3.6 % годовых, который налогом не облагался.
Также было обещана выплата нарицательной стоимости и процентов держателям билетов украинской валютой или рублями по их выбору, причем - по твердому курсу: 2 гривны = 1 карбованцу и 1 карбованец = 1 рублю.
Решение об эмиссии приняли, художник Г. Нарбут нарисовал эскиз с подписями Лебедь-Юрчика и Коваленко, Имперская типография Германии (Rechsdruckerei) билеты изготовила, и они отправились в обращение по Украине.
В обращение были запущены 4 номинала – 50 гривен, 100 гривен, 200 гривен и 1 000 гривен. В каждом номинале присутствовало по 8 отрезных купонов – 4 купона слева и 4 купона справа от билета.
За свой внешний вид 3.6 %-ный казначейский билет выпуска 1918 г. в народе окрестили «аэропланом» - купоны по обеим сторонам билета напоминали крылья самолета того времени.
Эмитированные майским 1918 г. Постановлением Совета Министров Украинской Державы, билеты были аннулированы майским 1920 г. Декретом Совета Народных Комиссаров Украинской Социалистической Советской Республики.
В итоге из 8 крыльев-купонов 3 правых крыла так и не дождались положенной им по сроку участи – быть отрезанными от билета.
Мой «аэроплан» номиналом 200 гривен серии VII № 039244 не имеет крыльев-купонов совсем, причем - по непонятной причине: вероятно бона попала в руки одного из тех злодеев, которые с детства из чистого любопытства привыкли отрывать крылышки у насекомых.