Найти тему
Автостопом по европам

Как Россия стала шестой страной в мире, построившей железную дорогу, пусть и "игрушечную"

Индустриализация и промышленная революция дали нам множество благ. Капитализм, общество потребления и промышленное производство и сам класс потребителей.

Принято считать, что от этого выигрывают все, что когда любая отрасль технологии развивается, от этого улучшаются по чуть чуть все другие отрасли. Отличным примером, буквально, воплощением промышленной революции, можно считать Железную дорогу!

-2

День рождения первой русской "железки" случился в конце октября 1837 года в Петербурге. Это почти ноябрь, а значит для обитателей города болот и штормов это было единственное радостное событие на многие недели вперёд.

-3

Впрочем, к этому событию вёл не самый простой путь.

С одной стороны посмотреть - нет более логичного явления для Российской империи чем железная дорога. Ведь Россия большая, передвигаться по ней медленно, а железная дорога это не просто быстро, то космически быстро по тем временам.

Однако эта идея не особенно уживалась в головах власть имущих, хотя уже двадцать лет существует железная дорога в Змеиногрском Руднике.

Правда, на конной тяге.
Правда, на конной тяге.

Правда, на конной тяге. Но функцию доставки руды до завода выполняла стабильно.

Но тем не менее находились служащие ведомства путей и сообщений, которые утверждали что строить железку ещё рано.

Для сравнения, вот ситуация в мире на тот момент.

-5

Всем было настолько не очевидно, что Железная дорога нужна, что даже изобретение своего суверенного паровоза прошло полностью незамеченным.

-6

И тут вдруг кто-то обратил внимание, что на западе по железке перевозят войска!

Тут государь-император проявил удивительную мудрость. Он позволил построить дорогу, но деньги поручил собирать самостоятельно. Капитализм же.

Капитализм в Империи принял облик акционерного общества, более семисот участников собрали 30 миллионов рублей.

Между прочим, для этого впервые в России было учреждено акционерное общество. Так как строить дорогу было решено не на средства казны, а за счет частного акционерного общества, его и учредили. Среди директоров кстати были два иностранных подданных: директор Русско-американской компании Бенедикт Крамер и консул вольного города Франкфурта-на-Майне Иоганн Плитт.

-7

Важно понимать, что Царскосельская железная дорога не была важной транспортной артерией, как первая подземка в Лондоне, соединившая два вокзала. Нет, это был, как бы так сказать - Аттракцион!

Чтоб вы понимали, на этих поездах вместо обязательных колокольчиков, свидетельствующих о приближении состава с безумной скоростью 33 километра в час, была установлена сложная система из 11 труб и тромбона. Ну, чтобы было веселее.

-8

Весело было ещё на этапе строительства, когда из Царского Села строительство начали, а из Петербурга нет. Потому что власти забыли выкупить землю и когда о стройке стало известно, цена на землю взлетела до, внимание, 25 рублей за квадратный сажень!

При таких затратах тем удивительнее, что поездки были вначале вообще бесплатные, а локомотивы закупали из-за границы, несмотря на то, что в России были свои изобретатели, уже создавшие вариант для "импортозамещения".

-9

Тем обиднее что очень дорогой локомотив купленный за 14 тысяч серебряных рублей сломался уже через год.

Во так Россия стала шестой страной в мире, которая построила железную дорогу общего пользования, пусть даже и игрушечную.

Настало время большого проекта, и о нём мы поговорим в следующий раз.