Найти тему

АНРИ МАТИСС

- Рисуйте более тщательно и добавьте деталей, - примерно такой совет получил Матисс от Родена, когда показал ему свои наброски.

Сложно от такого совета получить удовлетворение. Но что он мог ожидать от Маэстро? Матисс пропустил его в основном из-за того, что в Школе изящных искусств он многократно слышал эти слова. У Родена в мастерской Матисс появился благодаря восторженному отзыву одного из его знакомых главным образом для того, чтобы увидеть скрытое. Роден разделял свое творчество на публичное - то, что гарантированно принимали - мраморные скульптуры. А вот свои творческие поиски, новое он воплощал в гипсе и не отливал практически ничего в бронзе.

Матисс пришел к Родену в основном именно для этого. Нет точной информации, начал ли он уже свою скульптуру "Раб", в любом случае интерес был связан с этой работой. Основным мотивом его появления была новаторская пластичность скульптур Родена за счет грубой "черновой" обработки, за которую Мастер был высмеян на открытии своей скульптуры "Памятник Бальзаку".

Бессмысленно говорить, с чем был согласен Матисс, а против чего возражал в работах Родена. Главное, в его представлении "работа должна целиком исходить из общей архитектуры.." и представлять собой "... синтез, живой и способный разбудить воображение".

Скульптура Матисса пластичная, будто вылепленная из глины. Поверхность скульптуры не обработана до гладкости, останавливает взгляд и побуждает желание разглядывать неровности. Такая поверхность создает множество бликов еще более усиливающих контраст.

Обратите внимание на S-образную выгнутость. Фигура ссутулена, а живот выпячен. И в то же время скульптура фундаментальна, создает ощущение жесткой опоры и силы главным образом за счет расставленных ног. "Побитость" скульптуры, отсутствие рук, избыточная рельефность мускулов создает активную поверхность.

"Раб", Анри Матисс
"Раб", Анри Матисс

"Раб", Анри Матисс
"Раб", Анри Матисс

В живописи и графике Матисс прибегает к этому же приему взгляда на картинную плоскость как на цельную архитектуру. Разворачивает поверхности, усиливает рельефы, создает сильные контрасты и в то же время упрощает цвет. В этом есть что-то примитивистское, и в то же время на его работы смотреть не просто. Взгляните на "Испанский натюрморт". Буйство орнаментов через какое-то время уводит и останавливает взгляд на белом кашпо. Обратите внимание, что развернута не только плоскость стола, но и свисающая с него скатерть. Кушетка приподнята, а синее с орнаментом покрывало вообще смотрится вертикальной стеной. Фовистским взрывом цвета обозначена стена (фон).

Здесь проведу легкую параллель с Малевичем, о котором рассказывала в предыдущей статье в контексте несогласованности колорита. Говоря о цвете, можно сказать, что главное "ядреное" сочетание темно-синего и кислотно карминного может убить и наповал. Синий выдавливается карминным, еще более выворачивает картинную плоскость. Создается ощущение, что стол сейчас упадет. Такое сочетание придает композиции динамику, делает несколько агрессивной. Лишает устойчивости.

"Испанский натюрморт", Анри Матисс
"Испанский натюрморт", Анри Матисс

Теперь уместно будет познакомить вас с графикой. Тем более, что графические работы наиболее выпукло показывают технические приемы художника. Сравните "Испанский натюрморт" и набросок. То, что кажется в живописи простым, в наброске так не выглядит.

Округлость, перетекающая мягкость форм. Выразительная лепка и упрощение деталей. Рисунки без тональных переходов, без штриховок нам говорят о том, что основная работа в живописи осуществляется за счет цветовых контрастов с небольшими цветовыми вибрациями, обозначающими условно тени и свет.

Набросок, Анри Матисс
Набросок, Анри Матисс
Портрет Лидии Делекторской, Анри Матисс
Портрет Лидии Делекторской, Анри Матисс

Пожалуй, добавлю еще парочку портретов, чтобы ярче проиллюстрировать как графические приемы перетекают в живопись.

Снова и снова мы видим максимальную декоративность. Интересно, что линия в рисунке перетекает в живопись не через контраст тона, который мы можем увидеть в "Испанском натюрморте", а через обводку, вырывающую предметы из среды.

Характерно, по крайней мере на мой вкус, что колорит в этих работах чуть успокоился и сбалансировался, несмотря на то, что остаются развороты плоскости и их условность. Предметы, фигура лишены свето-теневых переходов, плоские.

Мягкость форм, несмотря на черную обводку, успокаивает и в то же время создает желание добавить экспрессии. Именно поэтому мы видим странную прическу на голове "румынки" и две дуги через фигуру в портрете Лидии Делекторской.

Развернутость или, если угодно, раскрытость предметов в композиции рассказывает нам о внимательном смотрении и тщательном анализе, который позволяет сделать жесткий отбор. Выбрать наиболее выразительные с живописной точки зрения (помним про архитектуру?) детали через их усиление и преувеличение.

#матисс #анриматисс #живопись #искусство #художник #франция #фовизм #картина