- Рисуйте более тщательно и добавьте деталей, - примерно такой совет получил Матисс от Родена, когда показал ему свои наброски.
Сложно от такого совета получить удовлетворение. Но что он мог ожидать от Маэстро? Матисс пропустил его в основном из-за того, что в Школе изящных искусств он многократно слышал эти слова. У Родена в мастерской Матисс появился благодаря восторженному отзыву одного из его знакомых главным образом для того, чтобы увидеть скрытое. Роден разделял свое творчество на публичное - то, что гарантированно принимали - мраморные скульптуры. А вот свои творческие поиски, новое он воплощал в гипсе и не отливал практически ничего в бронзе.
Матисс пришел к Родену в основном именно для этого. Нет точной информации, начал ли он уже свою скульптуру "Раб", в любом случае интерес был связан с этой работой. Основным мотивом его появления была новаторская пластичность скульптур Родена за счет грубой "черновой" обработки, за которую Мастер был высмеян на открытии своей скульптуры "Памятник Бальзаку".
Бессмысленно говорить, с чем был согласен Матисс, а против чего возражал в работах Родена. Главное, в его представлении "работа должна целиком исходить из общей архитектуры.." и представлять собой "... синтез, живой и способный разбудить воображение".
Скульптура Матисса пластичная, будто вылепленная из глины. Поверхность скульптуры не обработана до гладкости, останавливает взгляд и побуждает желание разглядывать неровности. Такая поверхность создает множество бликов еще более усиливающих контраст.
Обратите внимание на S-образную выгнутость. Фигура ссутулена, а живот выпячен. И в то же время скульптура фундаментальна, создает ощущение жесткой опоры и силы главным образом за счет расставленных ног. "Побитость" скульптуры, отсутствие рук, избыточная рельефность мускулов создает активную поверхность.
В живописи и графике Матисс прибегает к этому же приему взгляда на картинную плоскость как на цельную архитектуру. Разворачивает поверхности, усиливает рельефы, создает сильные контрасты и в то же время упрощает цвет. В этом есть что-то примитивистское, и в то же время на его работы смотреть не просто. Взгляните на "Испанский натюрморт". Буйство орнаментов через какое-то время уводит и останавливает взгляд на белом кашпо. Обратите внимание, что развернута не только плоскость стола, но и свисающая с него скатерть. Кушетка приподнята, а синее с орнаментом покрывало вообще смотрится вертикальной стеной. Фовистским взрывом цвета обозначена стена (фон).
Здесь проведу легкую параллель с Малевичем, о котором рассказывала в предыдущей статье в контексте несогласованности колорита. Говоря о цвете, можно сказать, что главное "ядреное" сочетание темно-синего и кислотно карминного может убить и наповал. Синий выдавливается карминным, еще более выворачивает картинную плоскость. Создается ощущение, что стол сейчас упадет. Такое сочетание придает композиции динамику, делает несколько агрессивной. Лишает устойчивости.
Теперь уместно будет познакомить вас с графикой. Тем более, что графические работы наиболее выпукло показывают технические приемы художника. Сравните "Испанский натюрморт" и набросок. То, что кажется в живописи простым, в наброске так не выглядит.
Округлость, перетекающая мягкость форм. Выразительная лепка и упрощение деталей. Рисунки без тональных переходов, без штриховок нам говорят о том, что основная работа в живописи осуществляется за счет цветовых контрастов с небольшими цветовыми вибрациями, обозначающими условно тени и свет.
Пожалуй, добавлю еще парочку портретов, чтобы ярче проиллюстрировать как графические приемы перетекают в живопись.
Снова и снова мы видим максимальную декоративность. Интересно, что линия в рисунке перетекает в живопись не через контраст тона, который мы можем увидеть в "Испанском натюрморте", а через обводку, вырывающую предметы из среды.
Характерно, по крайней мере на мой вкус, что колорит в этих работах чуть успокоился и сбалансировался, несмотря на то, что остаются развороты плоскости и их условность. Предметы, фигура лишены свето-теневых переходов, плоские.
Мягкость форм, несмотря на черную обводку, успокаивает и в то же время создает желание добавить экспрессии. Именно поэтому мы видим странную прическу на голове "румынки" и две дуги через фигуру в портрете Лидии Делекторской.
Развернутость или, если угодно, раскрытость предметов в композиции рассказывает нам о внимательном смотрении и тщательном анализе, который позволяет сделать жесткий отбор. Выбрать наиболее выразительные с живописной точки зрения (помним про архитектуру?) детали через их усиление и преувеличение.
#матисс #анриматисс #живопись #искусство #художник #франция #фовизм #картина