В середине июля 2013 года я проходил врачебно-летную экспертную комиссию в Сыктывкаре, для поступления в учебное заведение гражданской авиации. В здании медсанчасти я обнаружил небольшой музей гражданской авиации Республики Коми, который официально именовался "Фотогалерея истории гражданской авиации Республики Коми". И не упустив шанс, я решил в нем побывать.
Посещение музея, насколько я помню, было бесплатным. Музей представляет из себя несколько комнат с размещенными в них фотографиями, книгами, газетами, статьями и прочими экспонатами.
Все экспозиции были размещены по городам: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Усть-Цильма и т.д. Все снимки были сделаны с разрешения сотрудника музея.
Ну что ж, окунемся немного в историю и насладимся редкими и ценными кадрами. По ходу изложения буду стараться комментировать фотографии экспозиций и дополнять теми событиями, которые мне известны.
Данное здание сохранилось до наших дней и сейчас используется Госкорпорацией по организации воздушного движения.
А это одна из редких фотографий - опытный образец Як-42 и являлся он вторым летным прототипом данного типа воздушного судна.
Из воспоминаний Владимира Митина: "Через ухтинское предприятие прошли 32 вертолета Ми-6, Ми-6А. 15 из них безвозвратно утеряны. Если бы не мощнейшая инженерная служба Ухты, потери были бы больше."
Ми-26 был образцом современной вертолетной техники в мире, а Ухтинский объединенный авиаотряд (далее - ОАО), в свое время, имел 8 вертолетов Ми-26.
Большое внимание в стенах музея уделено знаменитости, если так можно выразиться, Ухтинского ОАО - Геннадию Степановичу Мальцеву.
Наверное, самый знаменитый вертолетчик - монтажник, является автором многих изобретений и методик в рамках воздушного монтажа, которые используют до сих пор. Ухтинские экипажи Ми-10К работали, практически, по всей территории Советского Союза, а также на территории Европы, совершая различные работы: транспортировка грузов, установка ЛЭП, телевизионных вышек, оборудования для заводов и т.д
Небольшая вырезка из авиационного источника airwar.ru: "Например, в 1975-80 гг. ухтинские экипажи провели более 50 сложных монтажей с экономическим эффектом свыше 1 млн. руб. Среди выполненных ими работ выделялись установка 70-м ретрансляционной вышки на маршруте газопровода Надым-Ухта и опор ЛЭП-500 при прокладке линии через Волгу в районе Костромы. В тот же период тюменские авиаторы приняли участие в реконструкции старых уральских заводов, где провели ряд буквально ювелирных операций. Так, экипаж Н. Бабинцева и наземная бригада монтажников установили на заводе по ремонту горно-металлургического оборудования в Верхних Уфалях двенадцать наддуваемых вентиляционных шахт, каждая из которых весила около 10 т. Конструкции высотой с трехэтажный дом устанавливались в давно построенные производственные корпуса, впритык к действующему технологическому оборудованию. При этом 7 шахт вертолетчики доставили внутрь цехов, для чего пришлось использовать длинные 35-метровые тросы.
На счету экипажей "десяток" были и вовсе уникальные достижения. В 1980 г. ухтинское подразделение "летающих кранов", которым руководил очень известный пилот лауреат Государственной премии СССР Г. Мальцев, впервые в мировой практике применило одновременно два вертолета для монтажа тяжелых металлоконструкций. Собранная на земле и закрепленная на поворотных узлах 100-м ретрансляционная мачта, весившая 40 т, затем была поднята в вертикальное положение двумя Ми-10К."
Для дополнительного погружения в атмосферу полетов на данном типе вертолета, после прочтения статьи, обязательно посмотрите данное видео:
Далее предлагаю Вам посмотреть подборку фотографий с этим уникальным вертолетом:
Ухтинский ОАО был знаменит своими тяжелыми вертолетами. Таких больших авиаотряда по количеству типов техники (Вертолеты Ми-6, Ми-10К, Ми-26 и другие) можно было выделить два: Тюменский и Ухтинский.
Данное здание аэровокзала в Ухте и дошло до наших дней, правда, пережив несколько косметических изменений, как и вертолет Ми-1, установленный на постаменте.
Данный вертолет Ми-8П, с регистрационным номером СССР-22244, являлся, в своем роде ВИП-вертолетом, в нем был установлен комфортный салон, для перевозки первых лиц Республики Коми. Вертолет имел Ухтинскую "прописку", где и закончил свой летный век.
В композиции музея есть несколько интересных масштабных моделей:
Мне понравилось, что на моделях нанесены реальные регистрационные номера, например, этот Ми-6 (21032) действительно летал в Ухтинском ОАО, а затем был передан в Печору. Кстати, вертолет до сих пор жив и по сей день находится на хранении в Печоре.
А этот Ми-8 хоть и имеет реальный номер, но вертолет с этим номер был не модификацией вертолета Ми-8МТВ, а являлся вертолетом Ми-8Т, который участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, после тех событий ему еще довелось полетать по просторам Республики Коми вплоть до начала 90-х годов.
Ан-124 прилетал в Республику 2 раза, по крайней мере это случаи, о которых мне известно: в первый из них - это прибытие в Ухту для транспортировки четырех вертолетов Ми-8 на Мальдивы; второй - в Усинск, для перевозки оборудования для "Газпрома".
Ради интереса поинтересовался у сотрудника музея, - имеет ли музей экземпляр книги Владимира Митина "Полет в прошлое" и оказалось, что она у них есть:
Очень интересная книга, которую я рекомендую к прочтению. Книга про рабочие будни Ухтинского ОАО глазами авиационного инженера от 70-х годов прошлого века до начала "нулевых". Описаны уникальные случаи, операции и сама жизнь отряда.
Еще подборка фотографий:
Следующая серия фотографий посвящена авиакомпании "КомиИнтерАвиа", думаю, многие жители Республики помнят самолеты Ту-134 в этой уникальной и красивой голубой ливрее.
На я завершаю свое повествование, конечно, мне удалось отснять и показать Вам малую часть, фотографий из того множество снимков и экспозиций, которые имеются в архиве музея. Надеюсь Вам было интересно ненадолго окунуться в историю гражданской авиации Республики Коми. А для подробного погружения я рекомендую Вам посетить данный музей, в Сыктывкаре и сделать себе небольшую экскурсию по этому интересному месту.
Надеюсь, что Вам понравилось это небольшое повествование и если Вы хотите поддержать канал, то лучшей поддержкой будет подписаться на него, поставить "мне нравится" и рассказать о данной публикации своим друзьям и знакомым, а я, в свою очередь, буду продолжать публиковать подобные статьи.
Спасибо за просмотр.
#авиа #авиация #коми #республика коми #ухта #сыктывкар #авиация коми #аэропорт #музей