Найти тему
Evgeniy_Smirnov

Музей гражданской авиации Республики Коми

В середине июля 2013 года я проходил врачебно-летную экспертную комиссию в Сыктывкаре, для поступления в учебное заведение гражданской авиации. В здании медсанчасти я обнаружил небольшой музей гражданской авиации Республики Коми, который официально именовался "Фотогалерея истории гражданской авиации Республики Коми". И не упустив шанс, я решил в нем побывать.

Посещение музея, насколько я помню, было бесплатным. Музей представляет из себя несколько комнат с размещенными в них фотографиями, книгами, газетами, статьями и прочими экспонатами.

Все экспозиции были размещены по городам: Сыктывкар, Воркута, Ухта, Усть-Цильма и т.д. Все снимки были сделаны с разрешения сотрудника музея.

Ну что ж, окунемся немного в историю и насладимся редкими и ценными кадрами. По ходу изложения буду стараться комментировать фотографии экспозиций и дополнять теми событиями, которые мне известны.

Старое здание аэровокзала в аэропорту Ухта.
Старое здание аэровокзала в аэропорту Ухта.

Данное здание сохранилось до наших дней и сейчас используется Госкорпорацией по организации воздушного движения.

Як-42 в Ухте.
Як-42 в Ухте.

А это одна из редких фотографий - опытный образец Як-42 и являлся он вторым летным прототипом данного типа воздушного судна.

Первый вертолет Ми-6 в Ухте.
Первый вертолет Ми-6 в Ухте.

Из воспоминаний Владимира Митина: "Через ухтинское предприятие прошли 32 вертолета Ми-6, Ми-6А. 15 из них безвозвратно утеряны. Если бы не мощнейшая инженерная служба Ухты, потери были бы больше."

Экипаж вертолета Ми-26 Ухтинского авиапредприятия.
Экипаж вертолета Ми-26 Ухтинского авиапредприятия.

Ми-26 был образцом современной вертолетной техники в мире, а Ухтинский объединенный авиаотряд (далее - ОАО), в свое время, имел 8 вертолетов Ми-26.

Геннадий Степанович Мальцев.
Геннадий Степанович Мальцев.

Большое внимание в стенах музея уделено знаменитости, если так можно выразиться, Ухтинского ОАО - Геннадию Степановичу Мальцеву.

Наверное, самый знаменитый вертолетчик - монтажник, является автором многих изобретений и методик в рамках воздушного монтажа, которые используют до сих пор. Ухтинские экипажи Ми-10К работали, практически, по всей территории Советского Союза, а также на территории Европы, совершая различные работы: транспортировка грузов, установка ЛЭП, телевизионных вышек, оборудования для заводов и т.д

Небольшая вырезка из авиационного источника
airwar.ru: "Например, в 1975-80 гг. ухтинские экипажи провели более 50 сложных монтажей с экономическим эффектом свыше 1 млн. руб. Среди выполненных ими работ выделялись установка 70-м ретрансляционной вышки на маршруте газопровода Надым-Ухта и опор ЛЭП-500 при прокладке линии через Волгу в районе Костромы. В тот же период тюменские авиаторы приняли участие в реконструкции старых уральских заводов, где провели ряд буквально ювелирных операций. Так, экипаж Н. Бабинцева и наземная бригада монтажников установили на заводе по ремонту горно-металлургического оборудования в Верхних Уфалях двенадцать наддуваемых вентиляционных шахт, каждая из которых весила около 10 т. Конструкции высотой с трехэтажный дом устанавливались в давно построенные производственные корпуса, впритык к действующему технологическому оборудованию. При этом 7 шахт вертолетчики доставили внутрь цехов, для чего пришлось использовать длинные 35-метровые тросы.

На счету экипажей "десяток" были и вовсе уникальные достижения. В 1980 г. ухтинское подразделение "летающих кранов", которым руководил очень известный пилот лауреат Государственной премии СССР Г. Мальцев, впервые в мировой практике применило одновременно два вертолета для монтажа тяжелых металлоконструкций. Собранная на земле и закрепленная на поворотных узлах 100-м ретрансляционная мачта, весившая 40 т, затем была поднята в вертикальное положение двумя Ми-10К."

Для дополнительного погружения в атмосферу полетов на данном типе вертолета, после прочтения статьи, обязательно посмотрите данное видео:

Далее предлагаю Вам посмотреть подборку фотографий с этим уникальным вертолетом:

Ухтинский ОАО был знаменит своими тяжелыми вертолетами. Таких больших авиаотряда по количеству типов техники (Вертолеты Ми-6, Ми-10К, Ми-26 и другие) можно было выделить два: Тюменский и Ухтинский.

Новое здание аэровокзала в Ухте.
Новое здание аэровокзала в Ухте.

Данное здание аэровокзала в Ухте и дошло до наших дней, правда, пережив несколько косметических изменений, как и вертолет Ми-1, установленный на постаменте.

Вертолет Ми-8П.
Вертолет Ми-8П.

Данный вертолет Ми-8П, с регистрационным номером СССР-22244, являлся, в своем роде ВИП-вертолетом, в нем был установлен комфортный салон, для перевозки первых лиц Республики Коми. Вертолет имел Ухтинскую "прописку", где и закончил свой летный век.

В композиции музея есть несколько интересных масштабных моделей:

Модель вертолета Ми-10К СССР-04124.
Модель вертолета Ми-10К СССР-04124.
Модель вертолета Ми-6А СССР-21032.
Модель вертолета Ми-6А СССР-21032.

Мне понравилось, что на моделях нанесены реальные регистрационные номера, например, этот Ми-6 (21032) действительно летал в Ухтинском ОАО, а затем был передан в Печору. Кстати, вертолет до сих пор жив и по сей день находится на хранении в Печоре.

Модель вертолета Ми-8МТВ.
Модель вертолета Ми-8МТВ.

А этот Ми-8 хоть и имеет реальный номер, но вертолет с этим номер был не модификацией вертолета Ми-8МТВ, а являлся вертолетом Ми-8Т, который участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, после тех событий ему еще довелось полетать по просторам Республики Коми вплоть до начала 90-х годов.

Модель самолета Ан-124 "Руслан"
Модель самолета Ан-124 "Руслан"

Ан-124 прилетал в Республику 2 раза, по крайней мере это случаи, о которых мне известно: в первый из них - это прибытие в Ухту для транспортировки четырех вертолетов Ми-8 на Мальдивы; второй - в Усинск, для перевозки оборудования для "Газпрома".

Ради интереса поинтересовался у сотрудника музея, - имеет ли музей экземпляр книги Владимира Митина "Полет в прошлое" и оказалось, что она у них есть:

Владимир Митин "Полет в прошлое"
Владимир Митин "Полет в прошлое"

Очень интересная книга, которую я рекомендую к прочтению. Книга про рабочие будни Ухтинского ОАО глазами авиационного инженера от 70-х годов прошлого века до начала "нулевых". Описаны уникальные случаи, операции и сама жизнь отряда.

Еще подборка фотографий:

Следующая серия фотографий посвящена авиакомпании "КомиИнтерАвиа", думаю, многие жители Республики помнят самолеты Ту-134 в этой уникальной и красивой голубой ливрее.

На я завершаю свое повествование, конечно, мне удалось отснять и показать Вам малую часть, фотографий из того множество снимков и экспозиций, которые имеются в архиве музея. Надеюсь Вам было интересно ненадолго окунуться в историю гражданской авиации Республики Коми. А для подробного погружения я рекомендую Вам посетить данный музей, в Сыктывкаре и сделать себе небольшую экскурсию по этому интересному месту.

Надеюсь, что Вам понравилось это небольшое повествование и если Вы хотите поддержать канал, то лучшей поддержкой будет подписаться на него, поставить "мне нравится" и рассказать о данной публикации своим друзьям и знакомым, а я, в свою очередь, буду продолжать публиковать подобные статьи.

Спасибо за просмотр.

#авиа #авиация #коми #республика коми #ухта #сыктывкар #авиация коми #аэропорт #музей