Столешников переулок, исхоженный мной, кажется, уже сотни раз, однажды снежным зимним днем преподнес сюрприз - между двумя строениями я увидела фасад усадьбы, которую очень легко не заметить из-за темного серого цвета, неприметная она глазу.
Каким же было мое удивление, когда, пройдя между зданиями, я увидела красивый внутренний двор, в котором, несмотря на сильно обветшалый вид, легко угадывались черты былой роскоши.
Ажурные фонари, парадная лестница, балкончики, арочная композиция и колонны - все прекрасно в этой усадьбе, если бы не её удручающий внешний вид.
Придя домой, я срочно полезла в сеть смотреть карту, чтобы понять, что за сокровище прячется в Столешниковом, оказалось, это усадьба Кожиных, имеющая обширную историю. Мне очень захотелось о ней написать, но простая человеческая забывчивость помешала, а совсем недавно одна из читательниц попросила рассказать историю этой усадьбы, её родового гнезда, и теперь пазл сложился.
Мы отправляемся на прогулку по истории усадьбы Кожиных, расположенной по адресу: Столешников переулок, д. 6, стр. 1, 2, 3, 5.
. . .
Исторически усадьба в Столешниковом переулке вблизи церкви Космы и Дамиана в Шубине в XVII в. принадлежала князьям Жировым-Засекиным. В первой половине XVIII в. она перешла в собственность князей Сонцовых-Засекиных.
А уже в 1752 - 1755 гг. владельцем усадьбы стал отставной гвардейский капитан - поручик Осип Иванович Кожин, представитель старинного дворянского рода, известного ещё с XIV в.
Обустроив семью в приобретенной усадьбе, он отправился в Европу. Несколько лет он прожил в Лондоне, бывал на званых вечерах в доме первого директора Королевской Академии художеств художника Джошуа Рейнольдса, общался с поэтом, литературным критиком и издателем Сэмюэлем Джонсоном. Познакомился с членами аристократического клуба "Общество дилетантов", которые занимались изучением античного искусства. Окунувшись в эту среду, Осип Иванович также увлёкся собирательством. Он привез из Европы книги по истории Франции и Германии, рукописи на немецком языке и латыни, большое количество картин известных мастеров, скульптуру.
Часть привезенных антикварных ценностей вместе с доходами на родине позволили Осипу Ивановичу решиться на полную перестройку усадебных зданий в Москве.
На средства Кожина в период с 1760 по 1764 гг. на основе старинных каменных палат был построен двухэтажный главный дом в стиле классицизм.
После смерти Осипа Ивановича в 1779 г. московская усадьба досталась в наследство младшему из трех сыновей - Николаю.
Николай Осипович, как требовал дворянский обычай тех лет, вскоре после смерти отца поступил на воинскую службу, но оставил её довольно быстро, раньше всех старших братьев. Он ушёл в отставку, едва получив первый офицерский чин гвардии прапорщика. Вполне вероятно, что причиной этого было плохое состояние престарелой матери и необходимость присутствовать рядом.
По его указанию в 1802 г. позади главного дома усадьбы был возведен юго-западный флигель (Столешников переулок д.6, стр.3).
А в 1810 г. он решил обновить усадьбу - в тот период был расширен главный дом и надстроен 3-й этаж.
Вдоль красной линии улицы, по бокам от главного дома, были возведены двухэтажные флигели с переходами к торцам главного дома: северо-западный (Столешников переулок д.6, стр.5) и северо-восточный (Столешников переулок д.6, стр.1). Таким образом, вокруг главного здания образовался парадный двор усадьбы. Въезжая в него, кареты следовали за угол главного дома, где имелся каретный проезд, а прибывшие имели возможность выйти из экипажа прямо внутри здания.
По мнению исследователей, во время наполеоновской оккупации Москвы в 1812 г., в самой дальней части двора усадьбы, рядом с церковью Космы и Дамиана, французами были публично расстреляны 18 человек, обвинявшихся в поджогах.
Сама усадьба в этих пожарах уцелела, хозяева вернулись в нее после окончания оккупации.
Через полгода после восстания декабристов, в 1826 г., с младшим из сыновей Николая Осиповича, служившим в гвардейских полках в окрестностях Санкт-Петербурга, случилась трагедия, многое повернувшая в семье, - он был убит на дуэли. Отец не перенёс его гибели и умер в 1827 г.
После раздела наследства новым хозяином усадьбы стал старший сын Пётр Николаевич Кожин. Его женой была Людмила Дмитриевна Языкова - двоюродная сестра поэта Николая Михайловича Языкова.
Выйдя в отставку в 1833 г. в чине гвардейского полковника, Пётр Николаевич поселился в московском доме. Людмила Дмитриевна самостоятельно вела в усадьбе все хозяйственные дела, любое, даже самое мелкое дело, совершалось только после её одобрения.
Она прекрасно рисовала, играла на арфе и гитаре.
В этот период усадьба стала одним из центров культурной жизни столицы. На вечерах и событиях в ней бывали: писатели Н. В. Гоголь, В. Ф. Одоевский и С. Т Аксаков , поэты В. А. Жуковский и А. С. Хомяков (с супругой), актёр М. С. Щепкин, фрейлина двора и собеседница многих знаменитых литераторов А. О. Смирнова-Россет, оставившая воспоминания о том, что в доме несколько раз для всех играл М. И. Глинка, а Людмила Дмитриевна играла с ним дуэтом на арфе.
Есть сведения, что в 1835 г., во время приезда Гоголя в Москву, писатель читал в этом доме только что оконченные "Миргород" и "Арабески". Тогда же, для своих близких и знакомых, среди которых были отец и сын Аксаковы, С. П. Шевырев и М. П. Погодин, он прочитал несколько отрывков из неоконченной пьесы "на острую злободневную тему".
6 декабря 1835 г., вспоминая московские встречи с актёром Щепкиным, Гоголь писал в своём письме издателю Погодину о "Ревизоре":
"Смеяться, смеяться давай теперь побольше. Да здравствует комедия! Одну наконец решаюсь давать на театр, прикажу переписывать экземпляр для того, чтобы послать к тебе в Москву, вместе с просьбою предуведомить кого следует по этой части. Скажи Загоскину, что я буду писать к нему об этом и убедительно просить о всяком с его стороны вспомоществовании, а милому Щепкину: что ему десять ролей в одной комедии; какую хочет, пусть такую берет, даже может разом все играть. Мне очень жаль, что я не приготовил ничего к бенефису его. Так я был озабочен это время, что едва только успел третьего дни окончить эту пиесу".
В конце 1830-х годов в усадьбе Кожиных под полицейским надзором проживал бывший член Союза Благоденствия декабрист И. А. Фонвизин, вероятно, получивший разрешение приехать на время в Москву из своего подмосковного имения в Бронницком уезде.
В 1873 г., по заказу наследников Петра Николаевича Кожина, в усадьбе снова произошли изменения. Флигели были надстроены третьим этажом и расширены, но облик главного дома почти не изменился. На тот момент Кожины здесь уже не жили, а сдавали дом под разные нужды города, а расширение потребовалось для увеличения получаемой арендной платы.
В главном доме располагалась гостиница "Германия". В одном из зданий располагалась мастерская литографии художника В. Е. Маковского.
В 1880-х годах здесь размещались магазин морепродуктов "Крымский базар", магазин "Русь", продававший полотенца, кружева и товары народного промысла , редакция "Шахматного журнала".
Здесь жил и архитектор К. А. Дулин, который до 1917 г. строил доходные дома по проектам других архитекторов, а после революции занимался проектированием сооружения нефтепровода Грозный – Туапсе и лечебницы в Соловецком лагере.
. . .
В 2002 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал распоряжение о расселении и "реконструкции" усадьбы Кожиных для "Центра гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом". Однако проектная документация так и не была разработана.
В 2013 г. пустующий главный дом усадьбы, по сведениям Архнадзора, находился уже в пользовании бизнес-структуры Федеральной службы охраны России, которое обязалось провести полный комплекс реставрационных работ до осени 2017 г. Однако никаких работ так и не было проведено.
Отреставрированы и используются под кафе, рестораны и различные учреждения северо-восточный и юго-западный флигели.
Здание усадьбы является признанным объектом культурного наследия федерального значения, но при этом на него грустно смотреть. Безусловно, хочется верить в лучшее, в то, что реставрацией усадьбы займутся специалисты и приведут её в надлежащее состояние, ведь это живая история, которую будет очень жаль потерять!
. . .
Мои дорогие читатели, если у вас есть, чем дополнить историю усадьбы, я буду рада почитать об этом в комментариях, т. к. информации, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
На сегодня наша историческая прогулка подошла к концу, а в следующий раз мы непременно отправимся куда-нибудь еще!
.
.
.
.
.
Дорогой друг! Если ты дочитал до конца и было интересно - не забудь поблагодарить автора лайком или обсудить тему в комментариях! А если разделяешь мою любовь к Москве,ее истории и прогулкам, тогда смелей подписывайся,посмотрим,сколько нас - влюблённых в Белокаменную и ... увидимся в Москве!