Наш и не наш Юлий Ким

240 прочитали
Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.

В СССР официально Бог был не в почёте - но то, что Он дружил персонально с Юлием Кимом, примерно с 60-х по 80-е, - сомнению не подлежит.

Я как-то уже писал, что не могу делить деятелей искусства на «более талантливых» и «менее талантливых» и т.п. Об этом не мне судить.

Я делю великих людей по критерию «мой» и «не мой». «Мой» - это тот великий, с кем я душой сроднился, к кому часто обращаюсь за поддержкой и вдохновением, как к другу и учителю.

И это совершенно не предполагает какого-то фанатического раболепия. Что-то в «моих» великих мне может и не нравиться. Например, безмерно уважая покойного (увы!) нашего классика,
Эльдара Рязанова, я никогда не смогу принять его политических убеждений. И для меня было большим ударом то, что в 2014 году он подписал воззвание части российской интеллигенции в поддержку майдана на Украине, где этот фашиствующий шабаш пафосно именовался «народным восстанием против позорного режима Януковича».

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-2

Примерно то же я могу сказать и о Юлии Киме (дай ему Бог здоровья!). Тоже признанный классик, выдающийся. Навсегда, похоже, оставшийся на западническо-либеральной платформе, лично для меня неприемлемой.

Беда, вина, трагедия - называйте, как хотите, - многих советских мэтров искусства заключается в том, что они, осознанно или нет, плевали в колодец. И сами не замечали, как теряли животворящее начало.

Я много раз перечитывал книгу уже упомянутого мною Эльдара Рязанова "Неподведенные итоги". Книга написана сильно, доступно, живо. Но вот только часто и неодобрительно отзывается Эльдар Александрович о системе, в которой работал.
Но оказалось по факту (касается не только Рязанова), что всё лучшее было создано им как раз в системе. Благодаря или вопреки - ладно, тут не всё может быть однозначно; но ВНЕ СИСТЕМЫ ничего сильного снято уже не было.

То же скажу и о Юлии Киме. Да, запрещали, ограничивали. Даже под своей фамилией долгое время не значился в титрах кино. А лучшее своё сделал - именно тогда. И
"Давайте негромко...", и "Белеет мой парус", и "Журавль по небу...", и "Ходят кони", само собой. Ну, и куда же без "русской народной песни" про "Губы окаянные"?

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-3

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-4

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-5

Ким - Поэт. Масштаба Высоцкого, Окуджавы. Не бард, а именно поэт - то есть тот, чьё слово ценно само по себе.

И драматург стоящий. И прозаик.

И очень интересный мелодист с необычными ходами. Это роднит Кима с другим нашим выдающимся корейцем -
Виктором Цоем.

Правда слушать песни в его личном исполнении (Кима, а не Цоя) мне трудновато, да. В плане исполнения своих произведений Ким близок больше к Шаинскому (светлая память этому замечательному человеку и композитору).

Я не говорю, что Ким "был". Написанные им НАСТОЯЩИЕ произведения есть и будут.

Так вот, о системе. Система нуждается в сдержках и противовесах. Нужна и конструктивная критика, и конструктивная же оппозиция, и разнообразие мнений. Чтобы не было болота. Но должно быть понимание границ допустимого. Критикуй, возражай, борись - если ты работаешь на созидание, а не разрушение; если ты человек дельный и мудрый. Если у тебя есть не только пламенный мотор, но и надёжные тормоза.

Вот.

Юлий Ким, как известно, писал тексты песен к фильму про Остапа. Которого несло. В перестройку "понесло" многих. В том числе любимых, талантливых. Даже у признанных мэтров кино пошли какие-то чернушные крены. Практически в одно время:
"Дорогая Елена Сергеевна" и "Небеса обетованные" Рязанова, "Убить Дракона" Захарова, "Беспредел" Гостева. Мастера снимали, это было сильно. И это не прибавляло сил.

"Дорогая Елена Сергеевна" (реж. Э. Рязанов)
"Дорогая Елена Сергеевна" (реж. Э. Рязанов)
("Беспредел", реж. И. Гостев)
("Беспредел", реж. И. Гостев)

На мой взгляд, последним фильмом, на котором как раз закончился "наш" Юлий Ким, был "Человек с бульвара Капуцинов". Гладков, Ким, Миронов, Долина, Боярский - хорошая творческая компания. Стреляли много, но кино было добрым. ЕЩЁ советским.

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-8

Да, было ещё "Собачье сердце" - но, опять же, лично по моим ощущением, там можно было бы и без Кима обойтись. Песни уже не несли самостоятельной нагрузки, как это было, скажем, в "Обыкновенном чуде". Или в "Красной Шапочке". Не до чудес и не до шапочек уже было - в том числе и самому Юлию Черсановичу.

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-9

Он возвращался как поэт с гитарой - писал, например, "Кадриль для Матиаса Руста". Ну, лётчик из ФРГ, который на Красной площади приземлился в 1987 году, помните?

"Молодец Матюша Руст,
Поступил по-русски:
И смышлёный, и не трус,
И сидит в кутузке..."

Я очень люблю его творчество. Не всё, конечно. Советского периода. Причём официальное, а не подпольное.-10

Ким писал "Истерическую перестроечную":

"Ну, ребята, — все, ребята,
Нету ходу нам назад,
Оборвалися канаты,
Тормоза не тормозят.

Вышла фига из кармана,
Тут же рухнули мосты,
А в условьях океана
Негде прятаться в кусты.

И дрожу я мелкой мышью
За себя и за семью:
Ой, что вижу! Ой, что слышу!
Ой, что сам-то говорю!

Как намедни на собранье
Что я брякнул — не вернешь…
Вот что значит воздержанье,
Вот, что значит невтерпеж!.."

Ким писал "Записку в президиум":

"Уходите, ваше время истекло,
Уходите под сукно и за стекло,
Ну поглядите на число
Или хотя бы за окно
И убедитесь: ваше время истекло!.."


Ну, как Макаревич примерно в то же самое время пел про "давайте будем снисходительны к героям вчерашних дней". Тот, кто плюёт в прошлое, рискует сам быть оплёванным. Доказано... Макаревичем.

А потом с Юлием Кимом стало происходить то, что и должно было произойти с талантами, забывшими о том, кто питал их и взращивал. Какая земля, какая среда, какая культура.

Поэтому, видимо, и возникло израильское гражданство. Задолго до нынешних "уехавших отдохнуть".

Поэтому и возникли такие строки про президента (как бы от его имени):

"Разослал я караул по дальним гарнизонам,
Ходорковскому еще «двушечку влепил»,
Окончательно порвал с Госдепом и ООНом,
Площадь Сахарова взял и заменил газоном,
Женьку Велихова взял и объявил шпионом…
Но тут опять проклятый голос завопил:
— П*т*н, П*т*н, П*т*н — ты же просто унтер,
А ты думал, что ты маленький капрал?
Вместо сабли, П*т*н, у тебя шпицрутен,
Не об этом, Вова, ты мечтал.

— Эй, кричу я, покажись, хватит этих пряток,
Кто ты есть, чтоб так меня позорить на весь свет?
— Я, Володечка, твоей совести остаток,
Очень маленький уже и схожу на нет.
Охламон, ты, П*т*н, но так ты не будь им,
А послушай и не возражай, —
Сядь-ка ты на катер, на свой лучший скутер,
И вали обратно в Питер, отдыхай..."


И уже закономерным выглядело вот это:

«И вот опять нас мало — тыщ восемь, может быть,
кого телеканалы не могут охмурить.
Кого Россия-мама готова съесть живьем.
Опять нас, братцы, мало, уставши мы живём.

Пока мы честь по чести бранили нашу власть,
Россия с нами вместе смеялась подбочась.
И вдруг необъяснимо, как гром средь бела дня,
Россия после Крыма свихнулась сразу вся.
...
Дружина Михалкова стеной вокруг Кремля
Витийствует, сурово Макара заклеймя.
Уж если сам Лимонов лобзает их взасос,
То с прочих миллионов, какой быть может спрос?

И вот опять нас мало, как в прошлые года,
и даже еще меньше, причем, гораздо меньше,
Совсем-совсем немножко.
Вот, братцы, в чём беда...»


И выступление с этим на бардовском фестивале "Облака" (Днепр, 2019 год).

Чем сейчас живёт Юлий Черсанович, мне неведомо. Строить догадки, наводить справки можно, но смысл? Лучше построить и навести что-нибудь другое.

А хорошее надо обязательно хранить. Вклад в культуру он внёс большой - это не уничтожишь ничем, даже нынешней "своейточкойзрения".

Точка зрения мне неинтересна. А наследие - оно уже общее. Мы не они. Мы не отменяем культуру. Мы помним. И любим.

СВОИМ ПУТЁМ (Юлий Ким)

Когда тобою решено
Достигнуть благородной цели,
То остается лишь одно:
Осуществить мечту на деле.

И вот, покинув отчий дом,
Идёшь, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги —
Ты всё равно идёшь своим путём.

Попутчик твой в болото влез,
Другой обратно ковыляет,
А третий шёл — и вдруг исчез…
Примеры эти впечатляют!

И вот всё думаешь о том,
Что мало сил и дело плохо,
И что вообще не та эпоха,
И что за блажь – идти своим путём?
А всё равно – идёшь своим путём.

То круто вверх, то резко вниз,
Взлетел опять - и вновь расшибся.
А слева смех, а справа свист:
- Эй, признавайся, что ошибся!

А ты всё дальше, напролом,
И видишь сквозь туман и слёзы:
Всё шире даль, всё ближе звёзды,
И ты не зря идёшь своим путём.
И ты всегда иди своим путём!

Уважаемые читатели, большое вам спасибо за подписки, лайки, хорошие комментарии и рекомендации канала другим пользователям. До новых встреч - уже скоро!