Сюжет/сценарий
Итак, продолжаем заниматься мазохизмом разбор второго сезона Ведьмака от Netflix.
Знаете, вот тут я поражаюсь больше всего. У вас есть крепкая книжная основа, по которой спокойно можно снимать прям по тексту. У вас гораздо меньше проблем с ограничениями хронометража, ведь это же сериал, а значит, на каждую книгу приходится по сезону, а не по фильму. Так на кой черт менять сюжет на ходу, вписывая в него какие-то непонятные ходы и новые придумки? И всё было бы ок, это ведь самостоятельное произведение, но проблема в том, что сценаристы явно не знали, как связать всё это между собой, либо просто не пытались, но об этом в конце статьи.
Итак, поехали!
Временами создаётся ощущение, что прописаны только определенные события, а что происходит между ними, как герои сериала к ним приходят - на это просто забили и придумывали буквально на ходу. Иначе я просто не представляю, как объяснить такое количество сюжетных дыр, логических несостыковок и роялей в кустах. Но обо всём по порядку.
Вот смотрите. В первой же серии Геральт говорит Цири о том, что ведьмачья крепость Каэр Морхен - место секретное, потому что когда-то на ведьмаков напали, и теперь они держат своё местоположение в секрете. А я пока напомню, что нападение это было показано в аниме, где от Каэр Морхена было рукой подать до ближайшего города с таверной. Видимо, у местных память короткая, раз они все за 100 лет забыли, где ведьмачья крепость расположена. Но это полбеды. Уже в следующей серии Эскель приводит в замок толпу проституток, которые ошивались неподалеку. Нет, вы вдумайтесь. Случайные куртизанки случайно прогуливались возле особо секретной крепости в ж*** мира. Дальше - больше. Наличие проституток, которые, видимо, славятся своим умением хранить тайны, никого вообще не беспокоит. А на недоуменный вопрос Геральта Весемир отвечает только: "да всё равно на утро после элексиров никто ничего помнить не будет". То есть, я правильно понимаю, что вы сейчас их опоите до беспамятства, а потом тихонько отвезете в ближайший бордель и там оставите? Только мне это кажется идиотизмом? С этой сценой с проститутками, кстати, вообще много вопросов. И главный из них - это на кой хрен она вообще нужна? Она не несет никакой смысловой нагрузки и никак не влияет на сюжет.
Ладно, возьмем другой момент. Риенс, злобный колдун, разыскивает Геральта и Цири. Для этого он находит Лютика и упорно его пытает. Единственно, что ему удаётся вызнать - это что ведьмак может быть в неком "секретном замке где-то в горах". И знаете, что? Уже буквально в следующей серии Риенс безошибочно туда телепортируется. Как он понял, что это за замок? Как узнал его местоположение? А фиг его знает. Лично у меня есть только один вариант: проститутки из второй серии. После пыток над Лютиком, которые ничего ему не дали, Риенс пошел спустить пар и расслабиться в ближайший бордель. Лежит он там с местной девочкой, и она ему:
- Ты чего такой напряженный?
А он:
- Да вот никак это гребаного ведьмака найти не могу
И она такая:
- А, да я у них в крепости как раз была недавно, сейчас расскажу...
Вот это единственный вариант, который ещё и вносит смысл в эпизод с проститутками в Каэр Морхене.
А если серьёзно, то понимате, что произошло? Сценаристу нужно было представить жестокого Риенса, а потом переместить его в Каэр Морхен, где он заберет кровь Цири. А вот как он сможет попасть в супер-секретную крепость - так далеко никто решил не задумываться. Хотя ведь это и должно быть самым интересным. Но тут сценарист понимал, что зритель всё схавает.
Или вот другая сцена. Геральт и Цири подъезжают к озеру. На вопрос Цири, кто здесь обитает, Геральт выдаёт гениальное "какой-то Чернобог". И идет по колено в воду, чтобы на него из-за горы напал крылатый монстр. А знаете, почему он по колено в воде стоит? Да просто чтобы не успеть до Плотвы добежать, когда монстр на неё бросится.
Или вот ещё замечательный во всех отношениях эпизод. Йеннифер только что сбежала от нильфгаардцев и потеряла силу. Но в Королевствах Севера её подозревают в предательстве. И знаете, как ей предлагается доказать свою невиновность? Казнить пленного нильфгаардского командира Кагыра. Эм... а что это докажет? Она вообще-то в конце предыдущего сезона полармии нильфгаардской сожгла. Или вы не слышали, как глубоко законспирированные агенты убивали своих же, чтобы сохранить легенду? Но и на этом ещё не всё. На казнь собираются предводители всех Королевств Севера. И приходят они туда пешком... Короли. Пешком. А знаете, почему допущен такой идиотизм? А это чтобы Йеннифер и Кагыр смогли беспрепятственно скрыться на единственной припаркованной лошади с места казни... Чувствуете сюжетный костыль?
Ну и вишенка на торте. Войлет Меир. Главный антагонист. История такая: много лет назад жил-был страшный и ужасный демон, который терроризировал весь мир. Ведьмаки как-то раз собрались все вместе и, ценой огромных потерь, заточили демона в его избушке в карманном измерении. Правда, они почему-то оставили демону небольшую лазейку: если демон напитается достаточным количеством страданий людей, он наберется сил и вырвется наружу. И вот наш демон начинает заниматься микроменеджментом: манипулирует Францесской Финдбаир так, чтобы она совершила всё описанное в предыдущей статье и потеряла ребенка. И вот тогда, напитавшись её горем, демон сможет вырваться... Видимо, раньше в этом мире никто детей не терял. И вообще у нас тут вселенная розовых пони: ни войн, ни катаклизмов, ни страданий... Но на этом история не заканчивается. Демон вселяется в Цири и идет убивать ведьмаков. Почему-то их медальоны резко перестают на неё работать, поэтому она спокойненько убивает их во сне. В итоге, чтобы победить Войлет Меир, Йеннифер режет себе вены, из-за чего та переселяется в неё, а резко овладевшая высшими магическими навыками Цири выкидывает себя, Геральта и одержимую Йен в межпространственный портал. Там демон покидает тело чародейки и присоединяется к Дикой Охоте, которая как раз на этот случай возила с собой запасную лошадь... Фух...
А главное - зачем всё это надо? Я понимаю, что сериал не обязательно снимать по книге, но ведь главной идеей Ведьмака всегда был тот факт, что нет чудовищ опаснее людей. Да и в первом сезоне сериала эта идея довольно отчетливо просматривалась. Но, если уж вы решили ввести страшное-ужасное зло, которое всеми манипулировало аки Саурон в Сильмариллионе, то уж будьте добры сделать это четко и логично.
На самом деле, чтобы таких роялей в кустах не появлялось, существуют чеховские ружья. Одно из их назначений как раз и состоит в том, чтобы сюжет был логично связан и новые ходы не появлялись из ниоткуда. Но нет, создатели расчитывают не на умного зрителя, а на того, кто всё это проглотит, не задумываясь. И, к сожалению, это проблема не только Ведьмака, но и многих других современных сериалов. То есть у нынешнего зрителя банально формируется определенный вкус, при котором киношникам не надо стараться, не надо нанимать грамотных сценаристов и консультантов. Достаточно превратить сериал в набор плохо связанных видюшек с тиктока или youtube. И это даже не мой вывод. Почитайте интервью с соавтором второго сезона, Томасом Багиньский, там он прямо говорит: «Аудитория меняется. Всё меняется. Я вижу очень большое ускорение процессов, где вы отходите от причинно-следственных связей, от линейного повествования, от типичного, чисто книжного повествования. Если посмотреть на то, кто смотрит сериалы, то чем моложе зрители, тем менее важна логика сюжета. Важны чистые эмоции. То есть, голый эмоциональный микс, ведь это люди, воспитанные на TikTok, на YouTube, которые перескакивают с одного видео на другое, с одного на другое». То есть беда не в том, что за фэнтези-сериалы взялись люди, которые ничего в фэнтези не понимают и считают его просто детскими книжками, проблема куда глубже... И сразу скажу, что я категорически не согласен с тем, что эмоции должны просто появляться из той или иной сцены. Я понимаю, как действуют создатели сериала. Они пытаются вызвать эти самые эмоции отсылками: "о, смотрите, там среди прочего висит медальон из игры" или "о, вот тут Йеннифер сказала фразу из книги". Вот только само по себе это не работает. Должна быть сюжетная подоплека.
Ну что ж, косяки сценария можно перечислять до бесконечности, но, думаю, этих примеров будет достаточно. В следующей части разберем проблемы мира сериала. А пока всем удачи)